Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Разделы: Литература


Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.

Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.

Эпиграфы к уроку:

“Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.

“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”

Ф. М. Достоевский

Вступительное слово учителя

С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных, придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности, преисполненных чувства собственного достоинства.

Сообщение учащегося о повести Ф. М. Достоевского “Бедные люди”.
Сопоставлением Макара Девушкина с Самсоном Выриным из “Станционного смотрителя” А. С. Пушкина и Акакием Акакиевичем Башмачкиным из “Шинели” Н. В. Гоголя.

Тезисы выступления учащегося, заранее подготовленного учителем
В Вырине Девушкин узнает себя, переживания смотрителя близки и понятны ему, даже финал повести Пушкина он принимает без протеста против несправедливости судьбы.
Судьба Вырина в чем - то повторяется в судьбах других персонажей романа: Покровского – отца, чиновника Горшкова, Емели. Все они в глазах Девушкина обладают той или иной добродетелью, как и пушкинский герой.
Башмачкин вызывает чувство возмущения. В “Шинели” перед героем предстает тоже правда его жизни, правда, которую он не хочет признать, но которая проникает в самое его сердце и разрушает его представление о себе и своем месте в жизни. Состояние это пробуждает в Девушкине желание непременно высказаться, обостряет его самосознание.
Наряду с традиционными представлениями о мире и своем месте в нем, присущими и Вырину и Башмачкину, у Девушкина возникает понимание жизненных ценностей, пробужденное прежде всего любовью к Вареньке Доброселовой.

Слово учителя

Как видите, проблема соотношения “среды” и “личности” заявлена Достоевским уже в ранних произведениях, и в них же по новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение Достоевского, что “красота спасет мир”; он хотел заглянуть в область “предведений и предчувствий” того, чего нет, но что должно быть действительностью.
“Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?” - такой риторический вопрос задает героиня “Белых ночей” своему нечаянному знакомому.

Работа со вступительной статьей учебника.
Работа с иллюстрациями.
Слово учителя

Всмотритесь в иллюстрацию Г. Горнецова “Набережная Невы. Ночь” мы не будем анализировать ее; мы постараемся проникнуться настроением, заданным Достоевский в самом начале повести: “Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, токае светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?”.
Портрет молодого человека на фоне города Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в спокойных водах канала, так и называется “Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Автор этого портрета Илья Глазунов.
На третьей мы видим идущих по ночным, безлюдным улицам города девушку и юношу, в которых несомненно узнаем героев повести Настеньку и Мечтателя.

Беседа (вопросы заранее написаны на доске)

Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою:

  • Кто он?
  • Чем занимается?
  • Каков род его деятельности, отношение к ней?
  • Любимое занятие в свободное время?
  • Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре?
  • Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей.

Работа в группах
Карточки – задания

 

Первая группа
Ночь первая

  • Как чувствует себя герой в Петербурге?

  • Какая обстановка его окружала?

  • Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города.

Вторая группа
Ночь первая

  • При каких обстоятельствах произошла встреча мечтателя с Настенькой?

  • Как повел себя герой и почему?

Третья группа
Ночь третья

  • Почему герой так легко увлекся Настенькой?

  • Что переживает герой во время встречи с ней?

Четвертая группа
Ночь четвертая

  • Прочему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?

  • Насколько искренен его порыв?

Пятая группа
Утро

  • Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему?

  • Можно ли считать такое завершение несчастливым?

Группа шестая
Ночь третья.
Письмо Настеньки.

  • Как воспринимает мир Настенька?

  • О чем она мечтает?

  • Как образ Настеньки помогает понять замысел автора, его идею?

 

Группа седьмая

Тебе случалось – в роще темной,
В траве весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один в стране чужой.)
Он ждал тебя - в траве росистой,
Он одиноко расцветал…
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкий,
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь с медленной улыбкой
Цветок, погубленный тобой.
И вот идешь дорогой пыльной,
Кругом все поле сожжено,
Струиться с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождем
И был заеден пылью знойной,
Спален полуденным лучом.
Так что ж? Напрасно сожаленье!
Знать он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

  • Прочитать выразительно стихотворение.

  • Почему именно из него Достоевский взял несколько строк для эпиграфа?

  • Почему слегка поправил взятые для эпиграфа три последние строки стихотворения?

  • В чем изменился их смысл?

  • Как он соотносится с общим тоном и событиями “Белых ночей”?

Итог работы в группах.

Почему так печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете слова бескорыстие? альтруизм? (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.)

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР

Романтизм -

  • Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию; к изображению идеальных героев и чувств.

  • Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

  • Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.

Роман -

  • Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

  • Любовное отношение между мужчиной и женщиной.

Сентиментальный -

  • Основанный на принципах сентиментализма.

  • Излишне слащавый.

  • Способный легко растрогать, расчувствоваться.

Сентиментализм -

  • Литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы

На основе словарных статей определите жанровое своеобразие произведения Ф. М. Достоевского “Белые ночи” и запишите его в тетрадь.
Запишите также ваше понимание смысла названия повести.

Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение: интересно ли вам, современному читателю, мысли и чувства Достоевского?

Список литературы

  1. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
  2. В мире литературы. 9 кл.: учеб. – хрестомания для общеобразоват. учеб. завед / Авт. – сост А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С, Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
  3. Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2002, 400 с.
  4. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с.
  5. Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл. Литература. Русская классика (избранные страницы) / Под. Ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1998. – 192 с.
  6. Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А. Г. Кутузова - М.: Дрофа, 2001 . – 144 с.