Цели и задачи урока:
Образовательная цель: познакомиться с Мировым экономическим кризисом, его причинами и проявлениями в разных странах мира.
Задачи:
рассмотреть положение крупнейших капиталистических стран после 1 мировой войны, особенности их экономического развития;
познакомиться с причинами, особенностями и сущностью мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;
оценить проявления мирового экономического кризиса в разных странах, его экономические, политические и социальные последствия;
изучить пути выхода из кризиса на примере “Нового курса” Рузвельта в США;
познакомиться с развитием Великобритании и Франции в 20 – 30 гг.;
показать роль Народного Фронта во Франции.
Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
Задачи:
- развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;
- сравнивать пути выхода из кризиса на примере отдельных стран;
- формулировать выводы и обобщения;
- формирование навыков работы с текстом, документами;
- развитие навыков самостоятельной работы;
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблиц.
Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями, раздаточный материал, портрет Ф.Д. Рузвельта, учебник: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. “Россия и мир. ХХ в” (возможно использование других учебников).
ПЛАН УРОКА
- Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны
- Причины и особенности мирового экономического кризиса.
- Экономический кризис в США.
- Выход из кризиса в США.
- Экономический кризис в Великобритании и Франции.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний по теме: “Версальско-Вашингтонская система и создание Новой карты Европы”.
1) Как вы думаете, какие из условий Версальско-вашингтонской системы могли благотворно или неблагоприятно повлиять на экономическое развитие государств?
III. Изучение нового материала.
Изучение нового материала происходит в форме сочетания рассказа учителя с работой учащихся по картам заданий (Приложение 1.) Работая с картой заданий учащиеся самостоятельно формулируют выводы и обобщения, составляя опорный конспект. Далее приводится вариант заполнения опорного конспекта (текст конспекта выделен курсивом.)
1) Особенности развития государств после 1 мировой войны
Организуется беседа с классом, в ходе которой делаются следующие выводы:
- В большинстве стран (кроме США) – экономическая разруха.
- Рост инфляции наблюдается во многих государствах, особенно сильно - в Германии.
- Резкий рост рабочего движения; как следствие в Италии и Франции принимаются социальные законы – о 8ми часовом рабочем дне, в Англии женщины получили право голосовать.
- США выходят на Первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.
Выполняется задание 1 (см. Карту заданий)
ЗАДАНИЕ1.
На стр. 90-91 учебника О. Волобуева и др. “Россия и мир ХХ в.” прочитайте и выпишите себе несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие американской экономики.
- рост уровня жизни населения
- доля США в промышленном производстве в мире – 48%
- производительность труда выросла на 43%
- развитие автомобилестроения.
- Развитие биржи
2) Причины и особенности мирового экономического кризиса.
Рассказ учителя:
Каждый из дней, начиная с четверга 24 октября до вторника 29 октября 1929 г., хотя бы однажды “удостаивался” у историков и журналистов печального определения “черный”. В эти дни произошел крах нью-йоркской биржи: в пятницу владельцы акций бросились продать их, цены на акции с каждой минутой падали, вместе с ними “испарялись” огромные состояния, и уже к полудню много доселе процветающие собственники были разорены. За несколько “черных” дней американцы лишились 40 млн долларов. Миллион людей потеряли свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Кризис, начавшийся в США, охватил большинство cтpaн мира.
На уроке мы проведем исследование проблемы и определим каковы причины и особенности кризиса, как разворачивались события в разных странах, как сказался кризис на общественных отношениях и какая политика способствовала выходу из кризиса в разных
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.
Причины кризиса:
- После 1 мировой войны мировая экономика стала зависеть от стабильности американской экономики.
- Резкий рост производства товаров при низкой платежеспособности производства в конце 20х гг. привел к кризису перепроизводства (Разрушилась экономическая цепь производство – распределение – потребление)
- 1929 г. – биржевой кризис – резкое падение курса ценных бумаг.
- Это повлекло за собой финансовый кризис, который проявился в сокращении налогов, дефициту бюджета и в результате привело к глобальному экономическому кризису. Экономика не смогла преодолеть этот кризис сама с помощью рыночных механизмов. Потребовалось вмешательство государства.
3) Экономический кризис в США
Далее организуется самостоятельная работа учащихся с картой заданий (задания 2-5)
ЗАДАНИЕ 2.
Используя материал учебника с. 91 – 92 и документы выпишите в тетрадь проявления кризиса в США. И других государствах (и хронологические рамки кризиса).
(документы и материалы к заданию – см. Приложение 1)
- Обвал курса акций и разорение владельцев акций
- Банкротство банков и промышленных предприятий
- Безработица – массовое явление
- Разорение фермеров и крестьян
- Производство обрабатывающейся промышленности сократилось на 53%, автомобилестроение на 80%
- США по уровню экономического развития оказались на уровне 1905 – 1906 гг.
- Уровень мировой торговли сократился на две трети
- Экономический кризис распространился на Европу и страны третьего мира.
- Уничтожение продовольственной продукции, чтобы не допустить еще большей инфляции.
4) Выход из кризиса в США
ЗАДАНИЕ 3.
Стр. 93 – 95. Ответьте на вопросы:
1) Кто сумел вывести страну из кризиса? .
2) Чем политика “Нового курса” принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?
США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.
Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.
3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”
Финансовые | Экономические | Социальные |
Временное закрытие всех банков На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки. Усиление государственного контроля в банковской сфере. Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов Ограничивались спекуляции на бирже. |
“Закон о восстановлении национальной
промышленности”. Созданы 17 промышленных групп,
которые должны были действовать с позиций
“честной конкуренции”. Устанавливались объемы
производства, правила сбыта и условия труда.
Запрещалось продавать товары дешевле
определенного уровня цен. “Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов. |
“Закон о трудовых отношениях”.
Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения
трудовых споров. Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы. Организовывались общественные работы |
4) Итоги “Нового Курса”
- в экономике возросла регулирующая роль государства
- кризис удалось преодолеть
- улучшение жизни трудящихся
- в 1939 г. Новый курс прекращен.
5) Экономический кризис в Великобритании и Франции
ЗАДАНИЕ 4
1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”
Страна | Особенности проявления кризиса | Меры, предпринятые для преодоления кризиса |
Великобритания | страна меньше других пострадала от
кризиса, так как перед ним был меньший подъем пик кризиса – 1932 г. начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия). |
Борьба с безработицей, сокращение лиц,
получающих пособия, рост налогов, снижение
зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать,
но эти меры вызвали недовольство населения и
лейбористов сменили консерваторы Протекционистские меры по защите английской экономики. |
Франция | Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг. Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г) Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом. |
Усиление роли государства в экономике и
социальной сфере. Под контроль государства поставлен французский банк, Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска Запрет фашистских организаций. В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена. |
IV. Домашнее задание.
Параграф 14. (О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. Россия и мир. ХХ в.).
Ответьте на вопрос:
1) “Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции?”
Литература:
- Волобуев О.В. Россия и мир. ХХ век: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2005.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: 9 кл. – М., 2002.
- Сороко-Цюпа А.О. Мир в ХХ в. 11 класс: Методическое пособие. – М., 2005.