Цели урока:
- Обучающие:
- ввести понятия “скорость по течению реки”, “скорость против течения реки”;
- учить решать различные типы задач на “движение по реке”.
- Развивающие: учить применять полученные теоретические знания в практике повседневной жизни.
- Воспитательные: развивать интерес к водным объектам родного края.
ХОД УРОКА
I. Актуализация, постановка рабочей цели: вступительное слово учителя
– Мы с вами живём в Якутии, прямо на берегу большой реки Алдан. И так как мы живём в небольшом посёлке, самолёты к нам летают не часто, поэтому летом мы до Усть-Маи, Кюпцев, Эжанцев добираемся на моторных лодках. Топливо нам привозят тоже по реке летом – танкерами. А уголь? А другие грузы? В лес за ягодами и грибами, на сенокос, на рыбалку мы тоже ездим на моторных лодках, поэтому всегда надо уметь рассчитывать, сколько времени затратится на поездку по воде, с какой скоростью движется лодка по реке, по озеру, и вообще чем отличается движение по реке от движения по озеру. Что такое движение вверх по реке и вниз по реке? Обо всём этом мы будем говорить на нашем сегодняшнем уроке и будем учиться решать задачи на движение по реке.
II. Устная разминка
- Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил?
- Какой путь прошёл теплоход за 3 ч, двигаясь со скоростью 27 км/ч?
- Моторная лодка проплыла по реке расстояние в 72 км за 6 часов. С какой скоростью шла моторная лодка по реке?
III. Повторение
– Вспомним, как в “формуле пути” обозначают скорость, время и расстояние.
V – скорость;
t – время => S = V x t;
S – расстояние.
Запись делается на доске и в тетрадях учеников.
IV. Объяснение новой темы
1. – Давайте поговорим о том, чем отличается движение моторной лодки по реке от движения по озеру. (Заслушиваются рассуждения ребят.)
Делается следующий вывод: в озере вода “не двигается”, то есть не течёт, поэтому движение по озеру называют “движением в стоячей воде”, а на реке течение помогает или мешает движению лодки.
– Таким образом:
V по озеру = V в стоячей воде = V собственная
V по теч. = V по озеру + V теч.
V против теч. = V собств. – V теч.
Запись также делается на доске и в тетрадях учеников.
2. – Теперь давайте выясним, как будет двигаться плот по реке и по озеру. (Заслушиваются рассуждения ребят.)
V плота по озеру = V собств = 0
V плота по реке = V течения реки
Запись также делается на доске и в тетрадях учеников.
3. Движение по течению называют движением вниз по реке, а движение против течения называют движением вверх по реке. Почему? (Заслушиваются рассуждения ребят.)
V. Закрепление
1. Устно по краткой записи на доске решаются задачи.
- На путь из пункта А в пункт В теплоход затратил 1ч. 40 мин., а на обратный путь – 2 ч. В каком направлении течёт река?
- Скорость катера в стоячей воде 12 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. Определите: скорость катера по течению и против течения реки; путь катера по течению за 3 ч.; путь катера против течения за 5 ч.
2. Решение задач с разбором на доске.
- Найдите собственную скорость катера, если его скорость против течения 42,1 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч.
- Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость лодки по течению 19,2 км/ч, а скорость течения реки 2,6 км/ч.
VI. Самостоятельная работа
Учитель раздаёт ученикам листочки с заготовленными табличками и просит решить задачи и заполнить пустые графы.
Вариант I.
№ |
V собств |
V теч. |
V по теч. |
V против теч. |
1. |
12 км/ч |
4 км/ч |
||
2. |
25 км/ч |
28 км/ч |
||
3. |
24 км/ч |
20 км/ч |
||
4. |
5 км/ч |
17 км/ч |
||
5. |
3 км/ч |
16 км/ч |
||
6. |
48 км/ч |
42 км/ч |
Вариант II
№ |
V собств |
V теч. |
V по теч. |
V против теч. |
1. |
53,7 км/ч |
4,7 км/ч |
|
|
2. |
16,8 км/ч |
|
19,4 км/ч |
|
3. |
14, 7 км/ч |
|
|
13,2 км/ч |
4. |
|
3,9 км/ч |
27 км/ч |
|
5. |
|
3,6 км/ч |
|
22,3 км/ч |
6. |
|
|
52,6 км/ч |
48,8 км/ч |
Оценки за урок выставляются по итогам самостоятельной работы.
VII. Творческое домашнее задание: узнать у родителей скорость течения одной из рек, протекающих по нашему району, (Алдан, Эльдиканка, Аллах, Юдома, Мая, Хомна, Белая), составить по полученным данным две задачи и решить их.