Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.
Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?
Эта проблема стояла перед молодёжью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.
Что значит правильный выбор профессии?
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных способностей человека с требованиями профессии.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз.
Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:
- самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;
- сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;
- выбор профессии и образа жизни.
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному “я”, которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.
В связи с этим профориентационную работу нужно проводить в два этапа:
1 этап – это профессиональное просвещение. Главная цель на этом этапе – знания о мире профессий, тех требований, которые предъявляются профессией к человеку.
2 этап – это выбор профессии. Главная цель здесь – это определение направленности личности, интересов, склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа.
Предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения подростков не требует особых материальных затрат и основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профессии во многом определяются личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие.
Большой помощью в работе с подростками по их профессиональному самоопределению является программа “Я и моя профессия” Резапкиной Г.В.
Занятия подросткам помогают узнать о своих возможностях, о своих сильных и слабых сторонах, учат соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии, управлять своими эмоциями и разбираться в людях.
Цель практикума: обучение подростков группы риска социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры.
Задачи практикума:
- осознание подростками своих профессиональных ожиданий, отношения к
- профессиональной карьере;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков общения;
- укрепление веры подростков в свои силы.
Структура практикума.
Практикум состоит из двух занятий:
1 занятие - “Если вам уже 16, и вы решаете проблему выбора профессии”.
2 занятие - “Приём на работу. Собеседование с работодателем”.
Участники: подростки-учащиеся 9-11 классов Муниципального образовательного учреждения
“Центр социально-трудовой адаптации и профориентации”.
Ход практикума
1 занятие.
Тема занятия: “Если вам уже 16, и вы решаете проблему выбора профессии”.
Занятие проводит социальный педагог.
Вступительное слово ведущего.
В жизни каждого человека выбор профессии – это сложный и ответственный шаг, от которого будет зависеть вся его дальнейшая деятельность.
Для решения проблемы “кем быть” необходимо воспользоваться некоторыми правилами.
Правило 1. Познай себя:
- своё здоровье,
- свои интересы, склонности,
- свои способности, знания и умения.
Правило 2. Узнай всё об интересующих тебя профессиях:
- предмет, цели и условия труда;
- пути получения профессии;
- медицинские противопоказания;
- требования профессии к личности /профессионально важные качества/;
- актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы её развития.
В качестве примера рассмотрим профессиограмму “Парикмахер”.
Специализация:
мастер мужских причёсок;
мастер женских причёсок.
Парикмахер должен знать:
- основы создания современных причёсок;
- правила, способы и приёмы выполнения работ;
- строение и свойства кожи и волос;
- рецептуры питающих, красящих смесей;
- действие косметических препаратов на кожу и волосы;
- основы первой медицинской помощи.
Парикмахер должен уметь:
- пользоваться оборудованием, инструментами, приборами и аппаратурой;
- в соответствии с модой и особенностями лица производить стрижку, бритьё, мытьё, расчёсывание, укладку и завивку волос, выполнять их окраску и обесцвечивание;
- накладывать компрессы;
- делать массаж;
- содержать в чистоте рабочее место.
Медицинские противопоказания:
- кожные и аллергические заболевания;
- малярия, гепатит В;
- заболевания позвоночника и суставов;
- заболевания вен ног;
- нарушения координации движений кистей рук;
- выраженные заболевания зрения;
- нервно-психические заболевания.
Требования к психологическим особенностям. Профессионально важные качества парикмахера:
- тонкая зрительно-моторная координация;
- эстетический вкус;
- аккуратность и терпеливость;
- доброжелательность.
Родственные профессии:
- парикмахер-модельер – выполняет сложные причёски, создаёт новые причёски;
- гримёр-пастижёр – разрабатывает и выполняет гримёрные работы, изготавливает парики, шиньоны, бороды для актёров театров;
- косметолог - выполняет массаж, делает очищающие и питающие кожу процедуры.
Правило 3. Соотнеси себя, свои возможности с требованиями выбранной профессии.
Чтобы правильно выбрать профессию необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали “хочу” - “могу” - “надо”.
Первое неизвестное формулы – “хочу”. Выбирая профессию, определите, что Вам интересно, и чем бы Вы хотели заниматься каждый день на своём предполагаемом рабочем месте. Ответив на этот вопрос, Вы узнаете первое неизвестное в предполагаемой формуле.
Второе неизвестное формулы – “могу”. Если Вы обладаете профессионально важными качествами, которые предъявляет профессия, то Вы сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства.
Третье неизвестное в формуле, “надо” - востребованность профессии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте, и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения и потребности в профессиях.
Для того, чтобы обеспечить работу и построить карьеру необходимо уметь представить свои возможности и способности на рынке труда; создать свой имидж, расположить к себе людей.
Попробуем ответить на вопрос “Как этого добиться?”. “Познай самого себя” - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека.
Как же можно человеку лучше себя узнать? Ведущий напоминает о том, что на занятиях факультативного курса “Я и моя профессия” по программе профессионального самоопределения для подростков Резапкиной Г. В. учащиеся изучили свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы, познакомились с миром профессий, узнали требования профессии к человеку, познакомились с основами самопрезентации.
Практическая часть. Упражнение “Резюме”.
Резюме — информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.
Как правильно составить резюме:
- текст должен быть четким, предпочтительно отпечатанным на машинке;
- текст необходимо уместить на одной, в крайнем случае, двух страницах;
- будьте как можно точнее в формулировках, помните, что нечеткое описание себя и своих профессиональных возможностей создаст о вас столь же неопределенное впечатление;
- опишите, какой опыт вы имеете, даже если это опыт работы на общественных началах или во время практики в период обучения;
- опыт работы лучше излагать в порядке, обратном хронологическому;
- не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы должны быть готовы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования;
- проверьте, нет ли в тексте орфографических ошибок;
- дайте прочитать текст кому-нибудь еще.
Ведущий предлагает подросткам в течение 10-15 минут составить свое резюме с указанием следующей информации:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).
3. Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с... по..., специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).
4. Дополнительные навыки:
- дополнительное образование (курсы 2-3 месячные);
- знание языков (родной, иностранный);
- компьютерная грамотность (какие программы знает);
- водительские права (на какую категорию машин);
- участие в конференциях и семинарах и др.
5. Опыт работы.
6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые Вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания.
7. Для связи: домашний адрес и телефон.
8. Дата и подпись.
Далее в беседе с учащимися обсуждается, что такое имидж, из каких составляющих складывается это понятие, как достичь успеха при помощи имиджа. Учащиеся знакомятся с советами социального педагога и психолога относительно таких составляющих имиджа, как одежда и оптимальный выбор её цвета, тембр голоса и интонация, позы и жесты. Обсуждаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого имиджа.
Замечания для ведущего: учитывая специфику подростков, следует заметить, что недопустимо при устройстве на работу использовать сленг, прийти с эпатажной причёской, с ультрамодными элементами одежды.
Используя полученные знания, подростки создают имидж-картинку – цветной рисунок, коллаж и т. д., отражающий их представление о своём образе, который они считают оптимальным для важной деловой встречи (собеседовании при приёме на работу).
2 занятие.
Тема занятия: “Приём на работу. Собеседование с работодателем”.
Занятие проводит психолог-профконсультант Службы занятости населения.
Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает подросткам о районной Службе занятости населения.
В Службу занятости населения вы можете обратиться по таким вопросам:
- обсудить с профконсультантом проблемы и планы выбора профессии;
- с помощью тестов определить свои склонности и личные качества;
- пройти компьютерное диагностическое обследование, которое выявит Ваши сильные и слабые стороны;
- получить информацию о профессиях, специальностях, учебных заведениях, потребностях рынка труда в настоящее время;
- посмотреть видеофильмы и послушать аудиорепортажи о профессиях.
Вам предстоит встреча с работодателем?
Беспокойство и неуверенность вполне естественны в этой ситуации с неизвестным исходом. Не поддавайтесь им! Личное общение с работодателем даёт значительные преимущества, позволяя расположить к себе и заинтересовать собеседника, представить себя как наиболее подходящего кандидата для предлагаемой работы. Чтобы успешно пройти собеседование, необходимо заранее хорошо подготовиться к нему.
Итак, встреча с работодателем: шаг за шагом.
- Никогда не планируйте неудачу. Направляясь на встречу, рассчитывайте на положительное решение. Помните, что вы должны уметь убеждать – и это в ваших силах.
- Определите цели, которые вы желаете достичь, и сосредоточьте на них своё внимание. Главная цель – заинтересовать работодателя, продемонстрировать свою ценность как работника.
- Не забудьте о важности первого впечатления. Подумайте о своей причёске и одежде. Не стоит одеваться слишком нарядно или наоборот – небрежно. Костюм или платье в деловом стиле подчеркнут серьёзность ваших намерений. Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого встретите в офисе.
- Постарайтесь прийти на собеседование за 15 минут до его начала. Для этого заранее рассчитайте время на дорогу. Если вы всё же опаздываете, позвоните и предупредите о своей задержке. Придя с опозданием, обязательно извинитесь и коротко укажите причину.
- Возьмите с собой документы, подтверждающие вашу квалификацию, образование, дополнительные знания и умения, и при необходимости покажите их.
- На собеседовании в центре ваших вопросов и ответов должно быть содержание работы, а не её оплата. Чтобы быть убедительным, постарайтесь искренне поверить, что интересы дела для вас действительно главное.
- Помните, во время разговора работодатель хочет получить не только деловую информацию, но и понять, что вы за человек. Часто представление, которое у него складывается о кандидате, оказывается решающим для его выбора.
- Мысленно отрепетируйте ваш разговор с работодателем. Продумайте вопросы, которые могут быть вам заданы, и ответы на них.
Обязательно подготовьтесь к ответу на следующие вопросы:
- Почему вы хотите работать именно здесь?
- Кто вам посоветовал?
- Что вы знаете об этой работе?
- Почему вы ушли с прежней работы?
- На какую зарплату вы рассчитываете?
- Ваши сильные и слабые стороны как специалиста и личности?
- Как связаны с данной работой ваше образование и предыдущий трудовой опыт?
- С чего вы предполагаете начать работу на новом месте?
- Как бы себя описали?
- Есть ли у вас цель жизни?
- Отвечайте непосредственно на поставленный вопрос и в рамках обсуждаемой темы.
- Если вам предложат самому задавать вопросы, ограничьтесь двумя-тремя вопросами. Недопустимо в этом случае не задать ни одного вопроса – это производит неблагоприятное впечатление.
- Демонстрируйте уверенность в себе и своих возможностях. Вид спокойного, доброжелательного, делового человека – то, что вам нужно. Если ситуация остаётся неопределённой, проявите настойчивость. Вы пришли, чтобы получить работу, у вас есть цель – добивайтесь её!
- Проявите интерес и готовность к выполнению именно той работы, которую вам предлагают. Старайтесь в беседе показать, что у вас есть опыт подобной деятельности и по возможности подкрепите это фактами.
- Не отзывайтесь плохо о ваших предыдущих начальниках и о работе – это настораживает. Никто не хочет иметь конфликтного сотрудника.
- Если вам предложат заполнить анкету, отнеситесь к этому серьёзно, не критикуйте её и не задавайте много вопросов по порядку заполнения. Поинтересуйтесь, не разрешат ли вам сделать это дома, но не настаивайте на своём. Тот, кто заранее подготовился к собеседова-нию, без особых затруднений заполнит любую анкету.
- В конце собеседования выясните, когда и как вы узнаете о результатах, следует ли вам ещё раз предоставить дополнительную информацию о себе. Лучше договориться, что вы сами позвоните в назначенное время, чем ожидать звонка. Пусть инициатива останется за вами! Перед уходом не забудьте поблагодарить собеседника за проявленное внимание.
Психолог-профконсультант предлагает подросткам выполнить упражнение на карточках.
Выполнив данное упражнение, учащиеся смогут понять как найти, описать и сформулировать свою цель.
Продолжите фразу…
- Больше всего мне нравится делать…
- Мои интересы лежат в сфере…
- Самое важное в работе для меня…
- Я хотел бы выполнять следующую работу…
- Когда я буду принимать решение обязательно спрошу совета у ...
Если вы остановились на профессии, которая совместима с вашими интересами, возможностями и особенностями характера, то вы находитесь на пути к профессиональному успеху.