Практикум для подростков "группы риска". "Я устраиваюсь на работу".

Разделы: Социальная педагогика


Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.

Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?

Эта проблема стояла перед молодёжью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Что значит правильный выбор профессии?

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных способностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз.

Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:

  • самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;
  • сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;
  • выбор профессии и образа жизни.

В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному “я”, которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.

В связи с этим профориентационную работу нужно проводить в два этапа:

1 этап – это профессиональное просвещение. Главная цель на этом этапе – знания о мире профессий, тех требований, которые предъявляются профессией к человеку.

2 этап – это выбор профессии. Главная цель здесь – это определение направленности личности, интересов, склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа.

Предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения подростков не требует особых материальных затрат и основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профессии во многом определяются личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие.

Большой помощью в работе с подростками по их профессиональному самоопределению является программа “Я и моя профессия” Резапкиной Г.В.

Занятия подросткам помогают узнать о своих возможностях, о своих сильных и слабых сторонах, учат соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии, управлять своими эмоциями и разбираться в людях.

Цель практикума: обучение подростков группы риска социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры.

Задачи практикума:

  • осознание подростками своих профессиональных ожиданий, отношения к
  • профессиональной карьере;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие навыков общения;
  • укрепление веры подростков в свои силы.

Структура практикума.

Практикум состоит из двух занятий:

1 занятие - “Если вам уже 16, и вы решаете проблему выбора профессии”.

2 занятие - “Приём на работу. Собеседование с работодателем”.

Участники: подростки-учащиеся 9-11 классов Муниципального образовательного учреждения

“Центр социально-трудовой адаптации и профориентации”.

Ход практикума

1 занятие.

Тема занятия: “Если вам уже 16, и вы решаете проблему выбора профессии”.

Занятие проводит социальный педагог.

Вступительное слово ведущего.

В жизни каждого человека выбор профессии – это сложный и ответственный шаг, от которого будет зависеть вся его дальнейшая деятельность.

Для решения проблемы “кем быть” необходимо воспользоваться некоторыми правилами.

Правило 1. Познай себя:

  • своё здоровье,
  • свои интересы, склонности,
  • свои способности, знания и умения.

Правило 2. Узнай всё об интересующих тебя профессиях:

  • предмет, цели и условия труда;
  • пути получения профессии;
  • медицинские противопоказания;
  • требования профессии к личности /профессионально важные качества/;
  • актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы её развития.

В качестве примера рассмотрим профессиограмму “Парикмахер”.

Специализация:

мастер мужских причёсок;

мастер женских причёсок.

Парикмахер должен знать:

  • основы создания современных причёсок;
  • правила, способы и приёмы выполнения работ;
  • строение и свойства кожи и волос;
  • рецептуры питающих, красящих смесей;
  • действие косметических препаратов на кожу и волосы;
  • основы первой медицинской помощи.

Парикмахер должен уметь:

  • пользоваться оборудованием, инструментами, приборами и аппаратурой;
  • в соответствии с модой и особенностями лица производить стрижку, бритьё, мытьё, расчёсывание, укладку и завивку волос, выполнять их окраску и обесцвечивание;
  • накладывать компрессы;
  • делать массаж;
  • содержать в чистоте рабочее место.

Медицинские противопоказания:

  • кожные и аллергические заболевания;
  • малярия, гепатит В;
  • заболевания позвоночника и суставов;
  • заболевания вен ног;
  • нарушения координации движений кистей рук;
  • выраженные заболевания зрения;
  • нервно-психические заболевания.

Требования к психологическим особенностям. Профессионально важные качества парикмахера:

  • тонкая зрительно-моторная координация;
  • эстетический вкус;
  • аккуратность и терпеливость;
  • доброжелательность.

Родственные профессии:

  • парикмахер-модельер – выполняет сложные причёски, создаёт новые причёски;
  • гримёр-пастижёр – разрабатывает и выполняет гримёрные работы, изготавливает парики, шиньоны, бороды для актёров театров;
  • косметолог - выполняет массаж, делает очищающие и питающие кожу процедуры.

Правило 3. Соотнеси себя, свои возможности с требованиями выбранной профессии.

Чтобы правильно выбрать профессию необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали “хочу” - “могу” - “надо”.

Первое неизвестное формулы – “хочу”. Выбирая профессию, определите, что Вам интересно, и чем бы Вы хотели заниматься каждый день на своём предполагаемом рабочем месте. Ответив на этот вопрос, Вы узнаете первое неизвестное в предполагаемой формуле.

Второе неизвестное формулы – “могу”. Если Вы обладаете профессионально важными качествами, которые предъявляет профессия, то Вы сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства.

Третье неизвестное в формуле, “надо” - востребованность профессии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте, и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения и потребности в профессиях.

Для того, чтобы обеспечить работу и построить карьеру необходимо уметь представить свои возможности и способности на рынке труда; создать свой имидж, расположить к себе людей.

Попробуем ответить на вопрос “Как этого добиться?”. “Познай самого себя” - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека.

Как же можно человеку лучше себя узнать? Ведущий напоминает о том, что на занятиях факультативного курса “Я и моя профессия” по программе профессионального самоопределения для подростков Резапкиной Г. В. учащиеся изучили свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы, познакомились с миром профессий, узнали требования профессии к человеку, познакомились с основами самопрезентации.

Практическая часть. Упражнение “Резюме”.

Резюме — информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.

Как правильно составить резюме:

  • текст должен быть четким, предпочтительно отпечатанным на машинке;
  • текст необходимо уместить на одной, в крайнем случае, двух страницах;
  • будьте как можно точнее в формулировках, помните, что нечеткое описание себя и своих профессиональных возможностей создаст о вас столь же неопределенное впечатление;
  • опишите, какой опыт вы имеете, даже если это опыт работы на общественных началах или во время практики в период обучения;
  • опыт работы лучше излагать в порядке, обратном хронологическому;
  • не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы должны быть готовы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования;
  • проверьте, нет ли в тексте орфографических ошибок;
  • дайте прочитать текст кому-нибудь еще.

Ведущий предлагает подросткам в течение 10-15 минут составить свое резюме с указанием следующей информации:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).

3. Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с... по..., специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).

4. Дополнительные навыки:

  • дополнительное образование (курсы 2-3 месячные);
  • знание языков (родной, иностранный);
  • компьютерная грамотность (какие программы знает);
  • водительские права (на какую категорию машин);
  • участие в конференциях и семинарах и др.

5. Опыт работы.

6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые Вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания.

7. Для связи: домашний адрес и телефон.

8. Дата и подпись.

Далее в беседе с учащимися обсуждается, что такое имидж, из каких составляющих складывается это понятие, как достичь успеха при помощи имиджа. Учащиеся знакомятся с советами социального педагога и психолога относительно таких составляющих имиджа, как одежда и оптимальный выбор её цвета, тембр голоса и интонация, позы и жесты. Обсуждаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого имиджа.

Замечания для ведущего: учитывая специфику подростков, следует заметить, что недопустимо при устройстве на работу использовать сленг, прийти с эпатажной причёской, с ультрамодными элементами одежды.

Используя полученные знания, подростки создают имидж-картинку – цветной рисунок, коллаж и т. д., отражающий их представление о своём образе, который они считают оптимальным для важной деловой встречи (собеседовании при приёме на работу).

2 занятие.

Тема занятия: “Приём на работу. Собеседование с работодателем”.

Занятие проводит психолог-профконсультант Службы занятости населения.

Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает подросткам о районной Службе занятости населения.

В Службу занятости населения вы можете обратиться по таким вопросам:

  • обсудить с профконсультантом проблемы и планы выбора профессии;
  • с помощью тестов определить свои склонности и личные качества;
  • пройти компьютерное диагностическое обследование, которое выявит Ваши сильные и слабые стороны;
  • получить информацию о профессиях, специальностях, учебных заведениях, потребностях рынка труда в настоящее время;
  • посмотреть видеофильмы и послушать аудиорепортажи о профессиях.

Вам предстоит встреча с работодателем?

Беспокойство и неуверенность вполне естественны в этой ситуации с неизвестным исходом. Не поддавайтесь им! Личное общение с работодателем даёт значительные преимущества, позволяя расположить к себе и заинтересовать собеседника, представить себя как наиболее подходящего кандидата для предлагаемой работы. Чтобы успешно пройти собеседование, необходимо заранее хорошо подготовиться к нему.

Итак, встреча с работодателем: шаг за шагом.

  • Никогда не планируйте неудачу. Направляясь на встречу, рассчитывайте на положительное решение. Помните, что вы должны уметь убеждать – и это в ваших силах.
  • Определите цели, которые вы желаете достичь, и сосредоточьте на них своё внимание. Главная цель – заинтересовать работодателя, продемонстрировать свою ценность как работника.
  • Не забудьте о важности первого впечатления. Подумайте о своей причёске и одежде. Не стоит одеваться слишком нарядно или наоборот – небрежно. Костюм или платье в деловом стиле подчеркнут серьёзность ваших намерений. Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого встретите в офисе.
  • Постарайтесь прийти на собеседование за 15 минут до его начала. Для этого заранее рассчитайте время на дорогу. Если вы всё же опаздываете, позвоните и предупредите о своей задержке. Придя с опозданием, обязательно извинитесь и коротко укажите причину.
  • Возьмите с собой документы, подтверждающие вашу квалификацию, образование, дополнительные знания и умения, и при необходимости покажите их.
  • На собеседовании в центре ваших вопросов и ответов должно быть содержание работы, а не её оплата. Чтобы быть убедительным, постарайтесь искренне поверить, что интересы дела для вас действительно главное.
  • Помните, во время разговора работодатель хочет получить не только деловую информацию, но и понять, что вы за человек. Часто представление, которое у него складывается о кандидате, оказывается решающим для его выбора.
  • Мысленно отрепетируйте ваш разговор с работодателем. Продумайте вопросы, которые могут быть вам заданы, и ответы на них.

Обязательно подготовьтесь к ответу на следующие вопросы:

- Почему вы хотите работать именно здесь?

- Кто вам посоветовал?

- Что вы знаете об этой работе?

- Почему вы ушли с прежней работы?

- На какую зарплату вы рассчитываете?

- Ваши сильные и слабые стороны как специалиста и личности?

- Как связаны с данной работой ваше образование и предыдущий трудовой опыт?

- С чего вы предполагаете начать работу на новом месте?

- Как бы себя описали?

- Есть ли у вас цель жизни?

  • Отвечайте непосредственно на поставленный вопрос и в рамках обсуждаемой темы.
  • Если вам предложат самому задавать вопросы, ограничьтесь двумя-тремя вопросами. Недопустимо в этом случае не задать ни одного вопроса – это производит неблагоприятное впечатление.
  • Демонстрируйте уверенность в себе и своих возможностях. Вид спокойного, доброжелательного, делового человека – то, что вам нужно. Если ситуация остаётся неопределённой, проявите настойчивость. Вы пришли, чтобы получить работу, у вас есть цель – добивайтесь её!
  • Проявите интерес и готовность к выполнению именно той работы, которую вам предлагают. Старайтесь в беседе показать, что у вас есть опыт подобной деятельности и по возможности подкрепите это фактами.
  • Не отзывайтесь плохо о ваших предыдущих начальниках и о работе – это настораживает. Никто не хочет иметь конфликтного сотрудника.
  • Если вам предложат заполнить анкету, отнеситесь к этому серьёзно, не критикуйте её и не задавайте много вопросов по порядку заполнения. Поинтересуйтесь, не разрешат ли вам сделать это дома, но не настаивайте на своём. Тот, кто заранее подготовился к собеседова-нию, без особых затруднений заполнит любую анкету.
  • В конце собеседования выясните, когда и как вы узнаете о результатах, следует ли вам ещё раз предоставить дополнительную информацию о себе. Лучше договориться, что вы сами позвоните в назначенное время, чем ожидать звонка. Пусть инициатива останется за вами! Перед уходом не забудьте поблагодарить собеседника за проявленное внимание.

Психолог-профконсультант предлагает подросткам выполнить упражнение на карточках.

Выполнив данное упражнение, учащиеся смогут понять как найти, описать и сформулировать свою цель.

Продолжите фразу…

  1. Больше всего мне нравится делать…
  2. Мои интересы лежат в сфере…
  3. Самое важное в работе для меня…
  4. Я хотел бы выполнять следующую работу…
  5. Когда я буду принимать решение обязательно спрошу совета у ...

Если вы остановились на профессии, которая совместима с вашими интересами, возможностями и особенностями характера, то вы находитесь на пути к профессиональному успеху.