История исследования "Физико-географическое положение Африки"

Разделы: География


Тема: История исследования и географическое положение Африки.

Задачи:

  • Пробудить интерес учащихся к изучению материка.
  • Формировать умение характеризовать географическое положение материка по типовому плану, используя географическую карту.
  • Познакомить учащихся с исследователями Африки.

Средства обучения:

  • физическая карта Африки;
  • план характеристики географического положения материка;
  • рекламный плакат и проспекты;
  • картины и портреты исследователей.

ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя

– Сегодня мы начинаем путешествие в Африку. Но прежде, чем туда отправиться, мы должны знать, что нас там ожидает. Давайте спросим об Африке у очевидцев.

II. Слово гостям

– Ребята, вы узнали нашу гостью? Правильно, это Красная Шапочка! Что она знает об Африке?! (Красная Шапочка исполняет один куплет песни).

Если долго-долго-долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Ехать, топать и бежать,
То возможно, то наверно,
То, наверно, верно-верно,
Можно в Африку прийти!
А в Африке горы вот такой вышины,
А в Африке реки вот такой ширины.
А, ах, крокодилы, бегемоты,
А, ах, обезьяны, кашалоты,
А, ах, и зеленый попугай.

– А вот мама и папа. Они предупреждают вас:

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите, дети,
В Африку гулять!

В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы.

Будут вас кусать,
Бить и обижать, –
Не ходите, дети,
В Африку гулять!

Африка ужасна, да-да-да!
Африка опасна, да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!

– Ну что, ребята, испугались? Учащиеся восьмого класса побывали там и делятся с вами своими впечатлениями.

Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят Серафимы.

Сердце Африки пенья полно и пылания,
И я знаю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названия,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

– Слово “Африка”, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени “Афригии”, которое жило на севере материка. В последствии это название распространилось на весь материк.

Про деяния свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.

– Африка – второй по величине материк после Евразии. Его площадь 30,3 млн. кв. км.

Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чудо – моста.
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста.
Повисают, как змеи, лианы,
Разъяренные звери рычат.
И блуждают седые туманы,
А в горах у зеленых подножий
Поклоняются страшным Богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.

– Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд и сказаний…
Мы приглашаем вас посмотреть изготовленные нами рекламные проспекты.

III. Рассказ учителя об исследователях Африки. Демонстрация слайдов

– Много лет назад в Африке побывали великие путешественники и внесли большой вклад в изучение материка (анализ карты стр. 10 – 11, рис. 5 учебника).
В 1498 году португальский мореплаватель Васко да Гама обогнул Африку и прошел вдоль восточного побережья.
В середине XIX века несколько путешествий вглубь материка совершил известный английский исследователь Давид Ливингстон. Он пересек южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой и красивый водопад Виктория, дал описание верхнего течения реки Конго, озеро Ньяса.
Среди русских исследователей особое место занимает В.В. Юнкер. Он путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века, собрал интересные сведения о природе и жизни населения.
В 1926 – 1927 годах на северо-восток матерка была организована экспедиция для изучения культурных растений, возглавляемая Н.И. Вавиловым. Было собрано более 6000 видов культурных растений. Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.

IV. Работа по теме

– Ну что, ребята, отправляемся в Африку. Тогда открываем ваши “судовые журналы” и делаем в них первую запись.

День первый: Физико-географическое положение Африки (под руководством учителя дети работают по типовому плану, результат заносят в таблицу, географические объекты наносят на контурную карту).

Действие

Результаты

1. Положение на градусной сетке:

– по отношению к экватору;
– по отношению к нулевому меридиану;
– крайние точки:

определение географических координат:

– протяженность:
– с севера на юг по 20 в.д.
– с запада на восток по экватору;

2. Положение относительно
других материков:

океанов и морей:

3. Характер береговой линии.

 

экватор пересекает Африку почти посередине, материк расположен в северном и южном полушарии
пересекает в западной части. Большая часть лежит в восточном полушарии

северная – м. Эль – Абъяд 37 с.ш. 10 в.д.;
южная – м. Игольный 35 ю.ш. 20 в.д.;
западная – м. Альмади 18 з.д. 15 с.ш.;
восточная – м. Хафун 51 в.д. 10 с.ш.


(32 град + 35 град) * 111 км. = 7437 км.
(43 град – 9 град) * 111 км = 3774 км.


самый близкий материк – Евразия, он отделен Гибралтарским проливом, Средиземным морем, Суэцким каналом, Красным морем, Баб-Эль-Мандебским проливом.
с севера – Атлантический океан и Средиземное море, с востока – Индийский океан и Красное море, с запада – Атлантический океан.

Берега слабо изрезаны

V. Закрепление пройденного

Найти ошибки в письме от Незнайки. (Вскрывается конверт).

“Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку ,но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все!”.

VI. Объяснение домашнего задания и запись в дневниках

– Чтобы не быть такими вот незнайками, почитаем дома учебник.