Цели и задачи урока:
- Познавательные:
- начать формирование представлений о природе и населении Южной Америки;
- рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
- сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
- сравнить ФГП Южной Америки и Африки;
- познакомить учащихся с историей открытия материка.
- Развивающие:
- продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
- учиться работать с контурной картой, атласом;
- развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
- Воспитательные:
- воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя, качеств необходимых при работе в группе.
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник “География материков и океанов” Коринская В.А.; физическая карта Южной Америки; физическая карта мира; карта климатических поясов мира; иллюстрации природных объектов Южной Америки; карточки-задания для работы в группах; портреты путешественников; карточки с характеристиками материков; контурные карты.
ХОД УРОКА
Учитель: В конце XV века, когда происходил
быстрый рост промышленности и торговли, когда
возрос спрос на золото и пряности,
западноевропейцы начали искать новые, более
короткие и безопасные пути в Южную и Восточную
Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти
золото. К тому времени, самый сильный и
современный флот имели две страны: Испания и
Португалия. Для того, чтобы достичь желанной
цели, португальцы стремились обогнуть Африку с
юга. Но был и второй путь – на запад через
Атлантический океан. Для этого нужно было твердо
верить в то, что Земля – это шар. Человека,
который задумал, а впоследствии и совершил
великое плавание через Атлантический океан,
звали Христофор Колумб.
Сейчас все знают, что открытие островов
Вест-Индии и Южной Америки принадлежит Х.Колумбу,
который в 1492 году совершил свое первое плавание.
Так мир узнал о существовании новой части света и
нового континента, вернее двух континентов:
Северная и Южная Америка.
С сегодняшнего урока вы тоже начнете открывать
для себя Южную Америку. Узнаете о её природе,
своеобразии, о странах и народах, населяющих этот
материк.
Тема нашего урока – “Географическое положение
и история открытия Южной Америки”. (Записать
тему в тетрадь.)
Учитель: Ваша основная задача на уроке –
отработать умение определять географическое
положение материка, сделать вывод о том, как
географическое положение влияет на природу
материка. Выявить такие особенности материка,
которые делают его неповторимым, отличным от
всех других материков. Вы познакомитесь с
именами исследователей и путешественников,
которые внесли большой вклад в изучение Южной
Америки.
И давайте в первую очередь зададим себе такой
вопрос: Почему Америка, открытая Колумбом, была
названа Америкой, а не Колумбией, например?
Испания боялась, что другие государства будут
посягать на её новые владения и не
распространяла в Европе сведения о своих
открытиях. Поэтому первое описание новых земель
сделал другой путешественник – Америго
Веспуччи, который в начале XVI века, в составе
португальской экспедиции, посетил эти земли. Он
же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии
нового материка, новой части света, которая и
была названа его именем “Америка”.
Но ещё долго материк оставался неизвестной
землей.
Для географической науки настоящим открытием
материка стали экспедиции Александра
Гумбольдта, немецкого географа, в конце 18, начале
19 веков. Он предпринял путешествие по материку
вместе с французским ботаником Эля Бонпланом.
Результатом этого путешествия стал многотомный
труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной
поясности в Андах.
С начала XIX века к изучению природы и населения
материка подключились и наши соотечественники
Г.И.Лангсдорф и Н.Г.Рубцов. Коллекции, собранные
этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых.
А в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов
установил на континенте географические центры
древних очагов земледелия и происхождения
некоторых культурных растений.
По ходу рассказа учителя фамилии ученых и путешественников записываются или вывешиваются на карточках на доске, а ребята записывают их в тетрадь.
Христофор Колумб(1492 г.);
Америго Веспуччи (начало XVI века);
Александр Гумбольдт (1799 – 1804 гг.);
Григорий Иванович Лангсдорф, Николай
Григорьевич Рубцов (XIX в.);
Николай Иванович Вавилов (1932 – 1933 гг.).
Пришло время и вам открыть для себя Южную Америку. Тем более что вы уже умеете открывать материки.
– Какие материки вы уже открыли, изучили? (Африку, Австралию)
Задание: Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.)
Возможные варианты характеристик:
Африка:
- экватор проходит почти посередине;
- самый жаркий материк;
- занимает по площади второе место;
- находится самая большая пустыня мира.
Австралия:
- самый сухой материк;
- самый удаленный материк;
- самый малонаселенный материк;
- самый маленький по площади материк.
На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная Америка.
Южная Америка:
- самый влажный материк;
- расположена самая длинная горная цепь на суше;
- на материке протекает много полноводных рек;
- находится самое влажное место на земле (Тутунендо. Колумбия. 11770 мм.).
– Какие из характеристик остались невостребованными?
– Для какого материка они подходят?
– Чем отличаются характеристики материков Африка и Австралия от характеристик материка Южная Америка?
Учитель: (дальнейший рассказ может сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, видео) Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.
Природа Южной Америки довольно разнообразна.
– Какие же факторы определяют различие в природе любого материка?
Задание: Обсудите в парах и выберите два основных фактора из предложенных на доске.
А) История развития и формирования материка.
Б) Размеры материка.
В) Тектоническое строение.
Г) Географическое положение.
Д) Рельеф.
Е) Климатические условия.
Давайте остановимся на размерах Южной Америки.
Работаем с учебником стр.6 рис. 3
– Какова площадь материка?
– Какое место по площади занимает Южная Америка среди других материков Земли? (Южная Америка занимает 12% от площади всей суши.)
На контурной карте записывается площадь материка.
Учитель: А теперь попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать, поэтому сейчас, разделившись на четыре группы, вы отправитесь в путешествие вокруг Южной Америки. Будьте очень внимательны. Ваша задача – собрать быстро и достоверно сведения о географическом положении Южной Америки. Эти сведения нанести на контурную карту. Каждая команда получит свое задание. А потом поделится результатами своей работы с другими командами.
– Какие карты необходимы нам будут для работы? (Физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира.)
Задание для команды № 1:
Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.
Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
Задание для команды № 2:
Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.
Выводы:
м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;
м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;
м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.;
м. Каабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.
Протяженность:
с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км;
с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км.
Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
Задание для команды № 3:
Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Отметьте их на контурной карте. Будут ли они как-то влиять на природу материка?
Выводы: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.
Задание для команды № 4:
Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
Выводы: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света “Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот “холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.
Учащиеся делают вывод по своим работам, обмениваются информацией. Учитель помогает сделать правильные умозаключения.
Учитель: В заключение урока давайте сравним географическое положение Южной Америки и Африки. Найдем черты сходства и различия. Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (Эти два материка когда-то были единым целым в составе древнего материка Гондвана.)
Домашнее задание: составить кроссворд по проверке учебной номенклатуры по теме “Географическое положение Южной Америки”.