Цель: познакомить учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показать их значение.
Задачи: воспитывать бережное отношение к памятникам культуры, развивать навыки описания памятников архитектуры и искусства, развивать умения у учащихся самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства.
Форма - урок-игра.
Список литературы:
- Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда. М., 1963.
- Вернова В. Петергроф. Большой дворец. СПб., 2004.
- Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. М., 1989.
- Державин Г.Р. Стихотворения. М., 1983.
- Заболоцкий Н. Избранное. Уфа, 1975.
- Полонский Я. Стихотворения и поэмы. М., 1986.
- Прреображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учрежд. М., 1998.
- Энциклопедия русской живописи /Под. Ред. Т.В. Калашниковой. М., 2002.
Оборудование: Иллюстрации (Дом Пашкова, Голицынская больница, Зимний дворец, Большой дворец Петергрофе, Дом благородного собрания в Москве), репродуции картин (портрет А.П. Струйской, М.И. Лопухиной, Екатерины II).
Класс делится на три команды. В каждой команде по 8 человек. Каждая команда придумывает свое название и эмблему заранее. Список литературы был предоставлен участникам за месяц до начала игры. Игра состоит из 5 конкурсов. Игру ведет учитель. Работу-игру оценивает жюри, в состав которого входят учителя истории и МХК.
Эпиграф к игре:
“В мире нет другой нации, которая стала бы столь выдающейся во всех областях в столь короткий срок”.
Вольтер.
Достижения зодчих и живописцев России стали достоянием мировой художественной культуры. В России в XVIII в. закладываются новые традиции архитектуры и живописи, на которых будут воспитываться следующие поколения мастеров искусства.
Перед началом первого конкурса команды представляются.
I Конкурс. “Блиц-опрос”.
Каждой команде задается 5 вопросов, за правильный ответ - 2 балла. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то вопрос передается другой команде - 1 балл.
Вопросы для первой команды:
- Как назывался альманах, который был украшен гравюрами Галактионова? (“Новоселье).
- Назовите фамилию художника, который стремился выявить все то, что возвышает человека: не чины, не титулы, не богатство, но ум, душевное благородство, доброту, изящество, мужественность и другие достойные качества. (Д.Г. Левицкий).
- Кисти этого художника принадлежат портреты А.П. Струйской, А.И. Воронцова и Екатерины II. (Ф.С. Рокотов).
- Крепостной графа П.Б. Шереметева писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. (И.П. Аргунов).
- Искусство этого архитектурного стиля характеризует грандиозность, пышность, интенсивность чувств, сильные контрасты: иллюзорного и реального, масштабов и ритмов, света и тени, материалов и фактур. (Барокко).
Вопросы для второй команды:
- Мечтал создать в Царском Селе своего рода Версаль, Елизавета Петровна предоставила этому человеку полную свободу творчества. Из воды, деревьев, мрамора и камня архитектор сотворил настоящую оду XVIII веку. (Бартоломео Францеско Растрелли).
- Сын небогатого церковнослужителя, член французской и итальянской академии художеств. (В.И. Баженов).
- Изящный дом, богатого заводовладельца расположенный напротив Кремля. (Дом Пашкова).
- Круглая надстройка на здание с эффектными колоннами. (Ротонда).
- Стиль, возникший во Франции, получивший распространение в европейском искусстве начала XVIII в. в переводе с французского языка - мелкий, дробленный камень, раковина. (Рококо).
Вопросы для третьей команды:
- Какие архитектурные строения В.И. Баженова были разрушены по приказу Екатерины II.? (Царский дворец в Царицыне, дворец в Кремле).
- Здание Московского университета, Сенат, Голицынская больница были возведены по проекту архитектора. Назовите его. (М.Ф. Казаков).
- Под руководством Растрелли на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры. (Зимний дворец).
- Известный зал, созданный М.Ф. Казаковым, где сочетается естественная простота и торжественность. (Колонный зал дворянского собрания).
- Художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIXв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. (Классицизм).
II Конкурс. “Защита сообщений”.
Каждая команда защищает свое сообщение на протяжении 3 минут. Могут быть использованы при защите репродукции картин, реконструкции зданий. Конкурс оценивается в 5 баллов (логика изложения, факты, события, научность).
Темы для защиты сообщений:
- А.П. Антропов.
- И.П. Аргунов.
- Д.Г. Левицкий - выдающийся русский портретист.
- Б.Ф. Растрелли - творец Петербурга.
- В.И. Баженов - зодчий с русскою мечтой.
- М.Ф. Казаков.
III Конкурс. Кроссворд “Искусство XVIII века”.
В течение 5 минут команды должны ответить на вопросы кроссворда. Конкурс оценивается в 14 баллов, за каждый правильный ответ 1 балл.
По горизонтали:
1. Черты, какого стиля нашли отражения у Боровиковского в женских портретах второй половины 90-х гг. XVIII века.
2. Парадный портрет какого императора написал Боровиковский?
3. Назовите князя изображенного на портрете И.Я. Вишнякова.
4. Стиль, в переводе с французского языка - мелкий, дробленный камень.
5. Этот художник родился в Миргороде в семье иконописцев.
6. Как называлась деревня, которую купил А.Г. Венецианов?
По вертикали:
7. Назовите фамилию художника XVIII в., который создал строгий облик Петербурга.
8. В его портретах сочетается живая передача характерных черт модели с изысканным колоритом в духе рококо.
9. Придворный живописец Николая I, автор картины “На пашне. Весна”.
10. Он был учителем будущих академиков живописи - А.П. Лосенко, И.С. Саблукова и К.и. Головачевского.
11. Какой киевский собор расписывал А.П. Антропов.
12. Ему принадлежат иллюстрации к поэме А.С. Пушкина “Бахчисарайский фонтан”, иллюстрации к басням И.А. Крылова.
13. Назовите фамилию человека, который в 1761 г. стал главным художником Святейшего Синода в Петербурге.
14. Приемы какого архитектурного стиля использовал И.П. Аргунов в своих парадных портретах.
Ответы:
По горизонтали: 1. Сентиментализм. 2. Павел. 3. Голицын. 4. Рококо.5. Боровиковский. 6. Сафонково.
По вертикали: 7. Алексеев. 8. Вишняков. 9. Венецианов. 10. Аргунов. 11. Андреевский. 12. Галактионов.13. Антропов. 14. Барокко.
IV Конкурс “Узнай картину”.
Первой отвечает та команда, которая быстрее поднимет фишку. За правильный ответ - 3 балла (название картину, ее автор, сюжет).
1. Перед показом портрета А.П. Струйской, можно зачитать строки из стихотворения Н. Заболоцкого.
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.Соединены двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Ответ: Портрет А.П. Струйской, художник Ф.С. Рокотов. Изображена молодая женщина, которая была женой образованного, но жестокого человека. Современники об Александре Петровне отзывались тепло, высоко ценили ее душевную силу.
2. Портрет М.И. Лопухиной, фрагмент из стихотворения Я. Полонского.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту ее художник спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Ответ: Портрет М.И. Лопухиной, художник В.Л. Боровиковский. Изображена молодая женщина. Свежо и живо схваченный облик модели сочетается с общим идиллическим настроением.
3. Портрет “Екатерины II в храме богини правосудия Фемиды”. Отрывок их стихотворения Г.Р. Державина “Видение мурзы”.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская во главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны
Служила вышню божеству.
Ответ: Портрет Екатерины II, художник Д.Г. Левицкий. В облике Екатерины II Левицкий хотел показать идеал монарха, правящего в согласии с законом и своим народом. Императрица моложава, привлекательна. Орел у ног царицы - хранитель законов, символ мудрости; на флаге жезл Меркурия-олицетворение защищенной торговли; Екатерина сжигает маки, то есть жертвует личным покоем ради общего блага.
V Конкурс “Каменная симфония”.
Каждая команда получает по 1 конверту. В конвертах находятся иллюстрации, разрезанные на несколько частей. За 3 минуты вы должны собрать общий вид архитектурного памятника, вспомнить его название, автора, историю его сооружения и назвать к какому архитектурному стилю относится этот памятник. (4 балла).
1-й конверт: Дом Пашкова.
(На холме, недалеко от Боровицких ворот Кремля, в 1785-1786 гг. был построен дом в классическом стиле с 2 флигелями и бельведером. Четырехколонный портик, лишенный фронтона, создавал впечатление необычайности и праздничности. По холму от дома спускался английский сад с фонтанами, в бассейнах плавали лебеди. Искусственные пещеры и грот добавляли прелесть строений. Дом построен знаменитым русским зодчим В.И. Баженовым. Принадлежал он капитан - поручику Пашкову.
2-й конверт: Большой дворец в Петергофе.
(Структурно-планировочным центром Петергофа является Большой дворец, который высится на краю 16-метровой террасы. Изящное здание в 3 этажа, с галереями, со сверкающими золотыми куполами. Великолепным пьедесталом для дворца служит Большой каскад. Обилие золота, яркая пластика архитектуры, мощное движение и шум, низвергающейся воды-все создает обстановку ликования, праздничного торжества, гимна радости жизни. Петергоф - загородная резиденция русских императоров. Большой дворец (1747-1756 гг.) был создан Б.Ф. Растрелли. Архитектурный стиль-барокко.
3 конверт: Дом благородного собрания в Москве.
(Здание построил М.Ф. Казаков. Поразительное сочетание естественной простоты и особой торжественности этого всем известного здания. М.Ф. Казаков воплотил в своем произведение идеи классической архитектуры, которой присущи простота и строгость форм, выделение главного сооружения в ансамбле, строгое внешне оформление.).
Науки смертных просвещают,
Питают, облегчают труд;
Художества их украшают
И к вечной славе их ведут.
Этими строками Г.Р. Державина мы подводим итоги игры. Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и определяет победителя-команду, которая набрала наибольшее количество баллов. Команда-победитель и призеры награждаются грамотами и получают памятные подарки. Можно поставить в журнал отметки за урок-игру всей команде и наиболее активным участникам (I место - “5”, II и III места - “4”).