Тема: “Решение текстовых задач”.
Цели урока:
- формирование у учащихся умения решать задачи основных типов;
- развитие заинтересованности к решению задач;
- расширение кругозора учащихся;
- привитие интереса к истории родного края.
Оборудование:
- книги, открытки с видами памятников архитектуры Белгородской области;
- карта России; плакаты с надписями.
ХОД УРОКА
“Любовь к родному краю, знание его
истории основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества”
(Д.С. Лихачёв)
“Всякая хорошо решённая
математическая задача
доставляет умственное наслаждение”
(Г. Гессе)
1. Организационный момент.
Любой край, область, даже небольшое село, по-своему неповторимы. Попробуем вместе с вами на сегодняшнем уроке совершить путешествие в историю родного края.
Тема нашего урока: решение текстовых задач, из которых мы много узнаем интересных сведений о своём крае.
2. Актуализация.
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами решим задачи, которые помогут узнать имя первого губернатора нашей области. Задачи решаем на доске и в тетрадях. Ответы подчёркиваем.
1) Измерьте по карте линейкой расстояние от Москвы до Белгорода; используя масштаб, определите это расстояние в километрах. Что называется масштабом карты?
Решение: расстояние на карте равно 1,3 см. Масштаб 1: 50000000. Таким образом, расстояние от Москвы до Белгорода равно:
1,3 • 50000000 = 65000000 см = 650000 м = 650 км.
2) За сколько часов может проехать расстояние 650 км скорый поезд, двигаясь со средней скоростью 80 км/ч? Как найти время, зная скорость и расстояние?
3) Городу Короча в 2006 г. Исполнилось 368 лет. В каком году основан город?
4) В 1911 году буханка печёного ржаного хлеба стоила 3,5 коп. Во сколько раз возросла цена хлеба по сравнению с нынешней, если сейчас такой хлеб стоит 8 рублей 05 коп.
Решение
8 руб. 05 коп. = 805 коп
805 : 3,5 = 230 (раз)
Ответ: 230 раз.
Проверьте решение устных задач
И | С | Р | Т | Ю | Й | О |
1638 | 340 | 8 | 1640 | 650 | 230 | 9 |
650 км 8 ч 1638 г. 230 |
Ю Р И Й |
Расшифруйте, кто явился 1 губернатором Белгородской области?
(Историческая справка: 1 губернатором Белгородской области стал князь Юрий Трубецкой. Структура управления выглядела следующим образом: губернатор, товарищ губернатора, губернская канцелярия, воеводы, провинциальные канцелярии.
3. Решение задач.
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие. Решим задачу (на нахождение дроби от числа):
Большая часть Белгородской области лежит в лесостепной зоне. Все лесные площади области составляют 248200 га. Основными лесообразующими породами на территории области являются дуб – 79,2%, сосна – 9,4%, ясень – 3,6%, берёза – 0,8%. Сколько га земли занимает каждая порода?
- Как называется такой тип задач?
- Как найти дробь от числа?
Учитель: Корочанский район расположен в центре нашей Белгородской области. Г.Короча возник как одна из крепостей Белгородской черты и считался центром среднерусского плодоводства. И.В. Мичурин посетив Корочу в 1888 г., назвал её из-за обилия садов “ вторым Крымом”.
Задача: (на составление уравнений)
Численность населения Корочанского района составляет 39804 человек. Сколько составляет городское население и сельское население, если сельского населения в 5,2 раза больше городского?
- Что означает число 39804?
- Что означает число 5,2?
- Что надо узнать?
- Как будем решать задачу?
(Один ученик решает на доске)
Учитель: Решим задачу (на составление пропорций):
Расстояние от Белгорода до Корочи автобус преодолевает за 50 мин., двигаясь со скоростью 80 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы пройти это расстояние пешком, если идти со скоростью 5 км/ч?
- Какая это зависимость?
- Как будем находить х?
- Сформулируйте основное свойство пропорции
- Как ёщё можно решить задачу?
Учитель: 1 марта 1727 г. Была создана Белгородская губерния. Её территория включала территории современной Белгородской, Курской, Орловской и части Брянской областей РФ и Харьковской области Украины.
Задача: (на проценты)
Население составляло около 1100000 человек. На 01. 01. 2003 г. Население области – 501500 человек. На сколько процентов увеличилось население области с 1727 г. по 2003 г.?
4. Это интересно.
Учитель:
Впервые на Белгородчине:
- 1828 г . – крепостной крестьянин Д.С.Бокарёв открыл способ получения подсолнечного масла;
- 1950 г.
– впервые в мире применён трубогибный стан для большого диаметра на заводе “Энергомаш”;- 1962 г. – впервые в стране осуществилось изготовление витамина В-2 на Белгородском витаминном заводе.
5. Итоги урока
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Решая задачи, мы узнали много фактов из истории края. Вы все хорошо поработали.
6. Выставление оценок.
7. Рефлексия.
Учитель: Я хочу прочитать слова Г. Гессе, которые были эпиграфом нашего урока: “Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение”.
- Согласны ли вы с этими словами?
- Какая задача доставила вам умственное наслаждение?
Спасибо за урок!