Эпиграф: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”. (М.В.Ломоносов)
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Степень с рациональным показателем”;
- проконтролировать уровень усвоения материала;
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся;
- формировать навыки самоконтроля учащихся;
- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе, развивать познавательную активность учащихся;
- воспитывать интерес к предмету, к истории математики.
Оборудование: оценочные листы, карточки с заданиями, дешифраторами, кроссвордами для каждого учащегося.
Предварительная подготовка: класс разбит на группы. В каждой группе руководитель-консультант.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель. Мы закончили изучение темы “Степень с рациональным показателем и её свойства”. Ваша задача на этом уроке, показать, как вы усвоили изученный материал и как вы умеете применять полученные знания при решении конкретных задач. На столе у каждого из вас есть оценочный лист. В него вы будете вносить свою оценку за каждый этап урока. В конце урока вы выставите средний балл за урок.
Оценочный лист
Ф/И/ учащегося__________________________________________
Задание |
Кроссворд | Разминка | Работа в тетради |
Уравнения | Проверь себя (с\р) | Итого |
Оценка | C | C | C | C | C | C |
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Известный французский писатель Анатоль Франс сказал в свое время: “Учиться надо весело.…Чтобы поглощать знания надо поглощать их с аппетитом”.
Повторить необходимые теоретические сведения я предлагаю вам в ходе разгадывания кроссворда.
По горизонтали:
1. Действие, с помощью которого вычисляется значение степени (возведение).
2. Произведение, состоящее из одинаковых множителей (степень).
3. Действие показателей степеней при возведении степени в степень (произведение).
4. Действие степеней, при которых показатели степеней вычитаются (деление).
По вертикали:
5. Число всех одинаковых множителей (показатель).
6. Степень с нулевым показателем (единица).
7. Повторяющийся множитель (основание).
8. Значение 105 : ( 23 • 55 ) (четыре).
9. Показатель степени, который обычно не пишут (единица).
III. Математическая разминка.
Учитель. Повторим определение степени с рациональным показателем и его свойства, выполним следующие задания.
1. Представить выражение х22 в виде произведения двух степеней с основанием х, если один из множителей равен: х2, х5,5, х1\3, х17,5, х0
2. Упростить:
а) х2\3
б) у5\8 у1\4 : у1\8
в) с1,4 с-0,3 с2,9
3. Вычислить и составить слово, используя дешифратор.
Выполнив это задание, вы, ребята, узнаете фамилию немецкого математика, который ввел термин - “показатель степени”.
1) (-8)1\3 2) 811\2 3) (3\5)-1 4) (5\7)0
5) 27-1\3 6) (2\3)-2 7) 161\2 * 1251\3
Слово: 1234567 (Штифель)
Л | Т | Н | Р | Ш | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Д | Ю |
9\4 | 9 | 5 | 11 | -2 | 4\9 | 20 | 5\3 | 1\3 | 1 | 3 | 8 | 64 | 2 |
IV. Письменная работа в тетрадях (проверка через кодоскоп).
Задания:
1. Упростить выражение:
(х-2): (х1\2 -21\2) (у-3): (у1\2 – 31\2) (х-1): (х2\3-х1\3+1)
2. Найти значение выражения:
( х3\8 х1\4 :) 4 при х=81
V. Работа в группах.
Задание. Решить уравнения и составить слово, используя дешифратор.
Карточка № 1
1) Х1\3=4 2) у-1=3\5 3) а1\2= 2\3 4) х-0,5 х1,5 = 1 5) у1\3 =2
6) а2\7а12\7 = 25 7) а1\2 : а = 1\3
Слово: 1234567 (Диофант)
Карточка № 2
1) Х1\3=4 2) у-1= 3 3) ( х+6)1\2 = 3 4) у1\3 =2 5) (у-3)1\3=2
6) а1\2 : а = 1\3
Cлово: 123456 (Декарт)
Карточка № 3
1) а2\7а12\7 = 25 2) (х-12)1\3 =2 3) х-0,7 х3,7 = 8
4) а1\2 : а = 1\3 5) а1\2= 2\3
Cлово: 123451 (Ньютон)
Дешифратор
Л |
Т |
Н |
Р |
Ш |
О |
Ь |
И |
Е |
Ф |
К |
А |
Д |
Ю |
9\4 |
9 |
5 |
11 |
-2 |
4\9 |
20 |
5\3 |
1\3 |
1 |
3 |
8 |
64 |
2 |
Учитель. Все эти ученые внесли свой вклад в развитие понятия “степень”.
VI. Исторические сведения о развитии понятия степени (сообщение учащегося).
Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.
В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта “Арифметика”, в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается знаком с индексом r; куб – знаком k c индексом r и т.д.
Из практики решения более сложных алгебраических задач и оперирования со степенями возникла необходимость обобщения понятия степени и расширения его посредством введения в качестве показателя нуля, отрицательных и дробных чисел. К идее обобщения понятия степени на степень с ненатуральным показателем математики пришли постепенно.
Дробные показатели степени и наиболее простые правила действии над степенями с дробными показателями встречаются у французского математика Николая Орема (1323–1382 гг.) в его труде “Алгоризм пропорций”.
Равенство, а0 =1 (для а не равного 0) применял в своих трудах в начале ХV века самаркандский ученый Гиясаддин Каши Джемшид. Независимо от него нулевой показатель был введен Николаем Шюке в ХV веке. Известно, что Николай Шюке (1445–1500 гг.), рассматривал степени с отрицательными и нулевым показателями.
Позже дробные и отрицательные, показатели встречаются в “Полной арифметике” (1544 г.) немецкого математика М.Штифеля и у Симона Стевина. Симон Стевин предположил подразумевать под а1/n корень .
Немецкий математик М.Штифель (1487–1567 гг.) дал определение а0=1 при и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent). Немецкое potenzieren означает возведение в степень.
В конце ХVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней. Но современные обозначения (типа а4, а5) в XVII в ввел Рене Декарт.
Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса (1616–1703) и Исаака Ньютона (1643–1727).
О целесообразности введения нулевого, отрицательных и дробных показателей и современных символов впервые подробно писал в 1665 г. английский математик Джон Валлис. Его дело завершил Исаак Ньютон, который стал систематически применять новые символы, после чего они вошли в общий обиход.
Введение степени с рациональным показателем является одним из многих примеров обобщение понятий математического действия. Степень с нулевым, отрицательным и дробными показателями определяется таким образом, чтобы к ней были применены те же правила действий, которые имеют место для степени с натуральным показателем, т.е. чтобы сохранились основные свойства первоначального определённого понятия степени.
Новое определение степени с рациональным показателем не противоречит старому определению степени с натуральным показателем, то есть смысл нового определения степени с рациональным показателем сохраняется и для частного случая степени с натуральным показателем. Этот принцип, соблюдаемый при обобщении математических понятий, называется принципом перманентности (сохранения постоянства). В несовершенной форме его высказал 1830 г. английский математик Дж.Пикок, полностью и четко его установил немецкий математик Г.Ганкель в 1867 г.
VII. Проверь себя. Самостоятельная работа по карточкам (проверка через кодоскоп).
Вариант 1
1. Вычислить: по1 баллу
а) 272\3 б) 160,75 + 4 1\2
2. Упростить выражение: по 2 балла
а) х1\2 х 3\4 б)( х-5\6 )-2\3
в) х-1\3 : х3\4 г) (0,04х7\8)-1\2
3. Решить уравнение: по 3 балла
а) х1\3 = 4 б) 2х1\6 - 1=0
4. Упростить выражение: 4 балла
(а + 3а1\2): (а1\2+3)
5. Найти значение выражения: 5 баллов
(У1\2 -2)-1 - (У1\2 +2)-1 при у=18
Вариант 2
1. Вычислить: по1 баллу
а) 813\4 б) 82\3 -3 ( )1\2
2. Упростить выражение: по 2 балла
а) х1,6 х 0,4 б)( х3\8 )-5\6
в) х3\7 : х-2\3 г) (0,008х-6\7)-1\3
3. Решить уравнение: по 3 балла
а) х1\4 = 2 б) х-1\3 - 1=0
4. Упростить выражение: 4 балла
(в1,5с- вс1,5): (в0,5- с0,5)
5. Найти значение выражения: 5 балла
(х3\2+х1\2): (х3\2-х1\2) при х=0,75
Оценка за самостоятельную работу:
“5” – 24–25б
“4”– 20–23б
“3” – 13–19б
“2” – менее 13 баллов
VIII. Подведение итогов урока.
IХ. Домашнее задание. 675 (а), 680 (д,е), №684 (а).