Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Обеспечить в ходе урока формирование понятия
реакции ионного обмена, научить учащихся
определять практически возможные реакции.
Выработать умение составлять полные и
сокращенные ионные уравнения реакций.
на основе наблюдений делать выводы и систематизировать их;
навыки работы в группах и умение адекватно расценивать свои учебные возможности.
Оборудование и реактивы:
- Инструктивные карточки по проведению опытов (приложение).
- На отдельных листах – правильно записанные уравнения реакции для каждой группы.
- Фломастеры и листы бумаги для записи уравнений (для каждой группы по одному).
- Магниты.
- Для лабораторных опытов – на столах учащихся реактивы: NaCl, AgNO3, фенолфталеин, НСl, Na2CO3, H2SO4, CuSO4, NaOH, КОН, СаСО3, FeCl3, CuO , Ba(NO3)2, Na2S, Си(ОН)2, HNO3, AlCl3, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
- На доске (или на плакате) записаны формулы для химического диктанта.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
Урок начинается с вопроса: “Почему возможны многие реакции, характеризующие свойства веществ различных классов?”
Чтобы ответить на это вопрос, проводим фронтальную беседу с классом по следующим вопросам:
- Почему раствор соляной кислоты хорошо проводит электрический ток, а такой же концентрации раствор сахара не проводит?
- Чем обусловлены общие свойства растворов кислот, щелочей? (H+, ОН–).
После ответов на вопрос проводим химический диктант (устно).
Задание.
Пользуясь таблицей растворимости, определите, водные растворы каких веществ будут диссоциировать на ионы: КСl, CuO, CuSO4,Cu(OН)2, NaNO3, K2SO4, BaCl2, BaSO4, AgNO3, AlCl3, FeCl3, NaOH.
После проверки химического диктанта возвращаемся снова к вопросу, поставленному в начале реакции, и делаем вывод: есть ряд веществ, которые не образуют ионов в растворе, они выпадают в осадок, образуют малодиссоциирующие вещества, газ.
2. Переход к изучению новой темы
Сегодня на уроке мы с вами должны исследовать, как протекают необратимые реакции и какие признаки будут являться определяющими.
Вопрос. А какие признаки химических реакций вы знаете?
Ребята называют основные признаки реакций и вместе с учителем их уточняют.
Так как мы будем говорить о разных признаках реакций и наблюдать их, то я хотела бы услышать, а как вы их определите (газ). Как вы будите работать с кислотами и щелочами? Что мы должны при этом помнить?
После повторения ТБ переходим к лабораторным опытам.
Задание.
Выполните лабораторные опыты, используя инструктивные карточки, и определите, в чем заключается сущность данных реакций, запишите по одному уравнению на доске или на листе фломастером. (Задание выполняют по группам, по 4 человека в каждой группе) (см. инструкции ниже).
После того как ребята закончили опыты, проводим фронтальную беседу по выполненным реакциям:
- Какие признаки реакции вы наблюдали?
- Какие это реакции? (необратимые).
- Какого типа эти реакции? (обмена).
- В каких случаях реакции идут до конца?
- Кто может сделать вывод? (ребята делают вывод, учитель уточняет, ребята записывают в тетрадь).
Вывод: реакции идут до конца в том случае, если образуется осадок или малодиссоциирующее вещество (вода, газ).
- В результате взаимодействия каких ионов образовался осадок BaSO4?(Ва2+ и SO2–)
- В растворах каких электролитов находятся эти ионы? (Ва(NO3)2 и H2SO4)
- Можем ли мы данные реакции назвать реакциями ионного обмена? (Да)
- Так как же можно сформулировать тему нашего урока? (Ребята формулируют тему, учитель уточняет, ребята записывают)
Давайте вместе запишем уравнение образования осадка BaSO4 в тетрадь.
Один из учащихся записывает уравнение на доске, а остальные – в тетради.
Мы выясняем, что уравнение называется молекулярным, но электролиты диссоциируют на ионы и поэтому их можно записать в виде ионов.
На какие ионы диссоциирует Ва(NO3)2? (На катион Ва2+ и два нитрат аниона 2NO3–, на какие ионы диссоциирует H2SO4 (на два катиона водорода и сульфат-анион), на какие ионы диссоциирует BaSO4 (он не диссоциирует на ионы, так как выпадает в осадок, поэтому записываем в этом же виде), на какие ионы диссоциирует HNO3 (на катион водорода и нитрат-анион).
Один из учащихся записывает на доске, учитель помогает, уточняет, направляет мысль. В этом уравнении реакции мы с вами расписали все электролиты на ионы. Как вы думаете, как можно назвать такое уравнение реакции? (ребята называют, что это уравнение ионное, учитель уточняет, что полное ионное уравнение и объясняет почему), но по уравнению реакции мы видим, что некоторые ионы из левой части уравнения перешли в правую часть, то есть в результате реакции сохранились, а некоторые связались. Какие именно ионы связались в этой реакции? Давайте их найдем и выпишем отдельным уравнением.
А как можно назвать такое уравнение? (Сокращенное ионное).
Далее еще раз просматривают уравнение реакции ионного обмена, выясняют все вопросы, и только после этого учитель предлагает самостоятельно записать уравнения реакций ионного обмена своей группы в молекулярном, полном и сокращенном виде. После того, как задания выполнены, проверяют вместе с учителем. Учитель показывает заранее написанные уравнения во всех трех видах, ребята находят у себя ошибки, обсуждают, почему необходимо так или иначе писать, а затем учитель показывает ответы с допущенной ошибкой, и ребята находят эти ошибки и доказывают правильность написания уравнений реакции.
3. Закрепление
Следующим этапом урока является закрепление данного материала. Эту работу можно провести по выполнению разноуровневых заданий как самостоятельную работу с целью выяснения допускаемых ошибок, на которых нужно будет остановиться на следующем уроке.
Задание на “5”
- С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию до конца NaOH: FeCl3, KОН, Mg.
- С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию до конца NaOH: MgCl2, S, CsOH.
- С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию НС1: О2, NaOH, SO3.
- С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию до конца H2SO4, KОН, Аu, НСl.
Запишите полные и сокращенные ионные уравнения.
Запишите полные и сокращенные ионные уравнения.
Запишите полные и сокращенные уравнения реакции.
Задание на “4”
- Выясните по таблице растворимости веществ, происходят ли реакции между водными растворами следующих веществ: нитрат серебра и соляная кислота, HNO3 и NaCl до конца.
- Выясните по таблице растворимости веществ, происходят ли реакции между водными растворами следующих веществ до конца: ВаС12 и H2SO4; KCl и H2SO4.
- Выясните по таблице растворимости веществ, происходят ли реакции между водными растворами следующих веществ до конца: AgCl и NaOH; NaCl и НСl.
- Выясните по таблице растворимости веществ, происходят ли реакции между водными растворами следующих веществ до конца: MgCl2 и КОН; H2SO4 и КCL.
Напишите уравнения возможных реакций в полном и сокращенном ионном виде.
Напишите уравнения возможных реакций в полном и сокращенном ионном виде.
Напишите уравнения возможных реакций в полном и сокращенном ионном виде.
Напишите уравнения возможных реакций в полном и сокращенном ионном виде.
Задание на “3”
Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций между растворами веществ:
- CuSO4 и KOH.
- FeCl3 и NaOH.
- RbOH и НС1.
- K2CO3 и H2SO4.
После выполнения заданий при наличии времени можно проверить по одному уравнению реакции от каждой группы.
Затем подводится итог урока, еще раз проговаривают, что реакции ионного обмена идут до конца, если в результате образуется газ, вода или осадок.
4. Домашнее задание
Дома необходимо выполнить обратную задачу нашего урока: по сокращенному ионному уравнению написать полное ионное и молекулярное уравнение (страница 20, № 1 и № 4). Для тех, кто не сможет выполнить такое задание, дается задание, похожее на работу в классе (печатная тетрадь стр. 6–7).
ИНСТРУКЦИИ
Инструкция №1
Опыт 1. В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора хлорида натрия NaCl, добавьте к нему раствора нитрата серебра AgNO3. Что получилось в результате реакции? Проверьте по таблице растворимости, какое вещество выпало в осадок. Составьте уравнение этой реакции и запишите его на доске.
Опыт 2. В одну пробирку налейте 3-4 мл гидрооксида натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что вы наблюдаете? Прилейте раствор соляной кислоты до обесцвечивания. Что образовалось в результате этой реакции? Напишите молекулярные уравнения реакции.
Опыт 3. Налейте в пробирку раствора Na2СО3 и добавьте к нему раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение реакции.
Примечание. При написании ионных уравнений реакции учтите:
- на ионы не распадаются осадки (смотрите таблицу растворимости);
- на ионы не распадаются газы (СО2, Н2S, SO2);
- вода является очень слабым электролитом, поэтому ее тоже не расписывают на ионы.
Инструкция №2
Опыт 1. В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора сульфата меди, добавьте к нему раствора гидрооксида натрия. Что получилось в результате реакции? Проверьте по таблице растворимости, какое вещество выпало в осадок. Напишите молекулярное уравнение этой реакции.
Опыт 2. В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора КОН и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете? Прилейте раствора серной кислоты до обесцвечивания. Что образовалось в результате этой реакции? Составьте уравнение этой реакции и запишите его на доске.
Опыт 3. Положите в пробирку несколько кусочков мрамора и добавьте к ним раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение этой реакции.
Примечание. (Повтор из инструкции № 1).
Инструкция №3
Опыт 1. В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора FeCL3 и добавьте к нему раствор NaOH. Что вы наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение реакции, по таблице растворимости определите, какое вещество выпало в осадок.
Опыт 2. В пробирку налейте 3-4 мл раствора NaOH и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Что вы наблюдаете? К этому раствору добавляйте раствор серной кислоты до обесцвечивания. Что получилось в результате этой реакции? Запишите уравнение реакции.
Опыт 3. К оксиду меди добавьте раствор серной кислоты и подогрейте. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение данной реакции.
Примечание. (Повтор инструкции № 1).
Инструкция №4
Опыт 1. В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора Ba(NO3)2 и добавьте раствор NaOH. Что вы наблюдаете? Запишите уравнения реакции на доске и по таблице растворимости определите, какое вещество выпало в осадок.
Опыт 2. К раствору Na2S добавьте раствор серной кислоты и подогрейте. Что вы наблюдаете? Запишите уравнения реакций.
Опыт 3. В пробирку налейте 3-4 мл раствора КОН и добавьте несколько капель фенолфталеина. Что вы наблюдаете? К этому раствору добавляйте раствор соляной кислоты до обесцвечивания. Что образуется в результате этой реакции? Напишите уравнения реакции.
Примечание. (Повтор инструкции № 1).
Инструкция №5
Опыт 1. В пробирку положите несколько кусочков мрамора и добавьте раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение этой реакции на доске.
Опыт 2. Налейте в пробирку 3-4 мл раствора AlCl3 и добавьте к нему раствор NaOH. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Определите по таблице растворимости, какое вещество выпало в осадок?
Опыт 3. Налейте в пробирку 3-4 мл раствора NaOH и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете? Добавьте в эту пробирку раствор НСl до обесцвечивания. Что вы получили в результате реакции?
Примечание. (Инстр. № 1).
Инструкция №6
Опыт 1. К гидроксиду меди, находящемуся в пробирке, добавьте раствор HCl.
Что вы наблюдаете? Запишите это уравнение реакции на доске.
Опыт 2. Налейте в пробирку 3-4 мл раствора AgNO3 и добавьте к нему раствор Na2S. Что вы наблюдаете? Составьте уравнение этой реакции и по таблице растворимости определите, какое вещество выпало в осадок.
Опыт 3. Налейте в пробирку 3-4 мл раствора NaОН и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете? Добавляйте к полученному раствору раствор HNO3 до обесцвечивания. Что образуется в результате этой реакции? Запишите уравнение этой реакции.
Примечание. (Инстр. № 1).