С первого дня пребывания ребенка в ДОУ, медицинским персоналом проводятся все запланированные мероприятия оздоровительного комплекса (таблица мероприятий, с 1-го по 5-й день).
Первый день |
|
Содержание работы |
Рекомендации |
Воспитатели встречают детей и родителей в приемной комнате, здороваются, предлагают выбрать шкафчик для одежды и переодеться. | Ребенок сам выбирает понравившуюся картинку. Родители помогают разместить в шкафчике вещи ребенка. |
Воспитатели приглашают детей и родителей в групповую комнату. | Показывают игровое оборудование. Приглашают поиграть. Один из воспитателей привлекает детей к игре, а второй, по мере возможности собирает анкетные данные у родителей. |
Экскурсия по групповой комнате: •
“Здесь живут мои игрушки”. |
Игрушки должны соответствовать
возрасту. Желательно наличие заводных,
музыкальных, разборных игрушек. Ребенок по
желанию может взять любую игрушку. Знакомство с умывальной и туалетной комнатой. Ребенок ищет на вешалках для полотенец уже знакомую картинку и вешает полотенце. Во время умывания воспитатель использует худ. Поэтическое слово. |
Завтрак: “На столе готова каша, где большая ложка наша?!” | Детей и родителей приглашают за стол. Во время усаживания за стол воспитатель использует худ. Слово (“Вкусная каша” Александровой). Дети завтракают. Родители пробуют и побуждают ребенка к еде. Воспитатель использует худ. После завтрака проводятся гигиенические процедуры. |
Игра | Родители с детьми свободно играю по желанию детей. Наиболее активных детей воспитатель привлекает к совместной игре. Второй воспитатель продолжает опрос родителей. |
Прогулка: Знакомство с прогулочным
участком и игровым оборудованием. Воспитатель
проводит эксперименты с водой и песком. Чтение стихотворения Ю. Энтина “Золотая горка” Сыпь песочек из совка в синее ведерко! Подвижная игра “Догони мяч”. |
Часть песка в песочнице заранее полита
водой. Приготовлены в необходимом количестве
песочные наборы (ведра, совочки, формочки). Воспитатель сравнивает постройки из сухого и влажного песка. Родители непосредственно участвуют во всех проводимых игровых моментах. Помощник воспитателя выносит на прогулку витаминный чай, в последующие дни также соблюдается питьевой режим. Кроме чая предлагается минеральная вода или сок. |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. | |
Воспитатель организует пальчиковые
игра “Ути-ути” О.И. Крупенчук [4 стр. 4] “Ути-ути
, полетели, |
Родители управляют руками ребенка: –
машем руками ребенка; Повторяют несколько раз. |
Обед: “Час обеда подошел, сели с мамами за стол” | Детей и родителей приглашают за стол. Во время усаживания за стол воспитатель использует худ. слово (“Маша обедает” С. Капутикян). Дети завтракают. Родители пробуют и побуждают ребенка к еде. |
Дети уходят домой. |
|
Второй день |
|
Прием детей. Дети с помощью родителей отыскивают свой шкафчик для одежды. | В шкафчике ребенка лежит игрушка, наиболее понравившаяся ему накануне. Ребенок переодевается и заносит игрушку в группу. Воспитатель предлагает ребенку игровые действия с этой игрушкой, но уже в групповой комнате (покачать куклу на качелях, прокатить Мишку с горки и т.д.) |
Утренняя гимнастика проводится на основе потешки “Ути-ути”. | Движения выполняют по показу воспитателя. |
Гигиенические процедуры. Завтрак. |
“Буль-буль-буль бежит водица”… и др. |
Экскурсия в музыкальный зал. | Музыкальный руководитель приходит в групповую комнату к детям с знакомится с детьми и приглашает к себе в гости. |
(Знакомство малышей и их родителей с музыкальным залом)
Программное содержание: Создать условия для положительного эмоционального состояния детей, и успешной адаптации ребёнка в ДОУ.
Материал: Детские музыкальные игрушки: бубен, металлофон. Игрушка: кошка, которой управляет воспитатель.
Ход занятия: Дети и родители входят в зал, их встречает “ кошка”.
Музыкальный руководитель: Мяу-мяу! Здравствуйте, малыши!
Посмотрите, дети, кошка.
Кошка села на дорожку.
Кошка песенку споёт
Молочка потом попьёт!
Песня “ Кошка” Александрова.
Исполняет музыкальный руководитель без сопровождения, взрослые подпевают, вместе с детьми “угощают молочком кошечку”.
Кошка: Мур, мур, как вкусно!
Спасибо, малыши!
Напоили меня молочком.
Музыкальный руководитель: Дети, кошке нравится когда её гладят. Погладьте её по мягкой шерстке!
(Дети гладят, родители помогают)
Кисонька – мурысонька,
На деток погляди.
И ручки, и ножки
У деток поищи!
Игра “ Где наши ручки?”
Музыкальный руководитель: Ребятки, а давайте про киску стишок расскажем!
Русская народная потешка “ Киска, брысь”.
Киска, киска, киска, брысь! (Дети грозят пальчиком)
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт, (шагают)
Через киску упадёт! (приседают)
Музыкальный руководитель: Посмотри, киска, как наши детки пляшут.
Пляска “ Ай-да” музыка Ильиной.
Кошка: Мяу-мяу! Молодцы, ребятки!
До свидания!
Приходите ещё ко мне в гости.
Дети и взрослые прощаются и уходят.
Наблюдение за растениями (подбираются
растения с крупными листьями и цветами). 2-й воспитатель продолжает сбор информации о семье. |
Воспитатель обращает внимание детей,
что у растения есть листья и цветы. Листья
зеленого цвета, а цветы красного. Любуются.
Воспитатель объясняет, что цветок хочет пить. С
помощью детей поливает цветок. Активизация словаря: лейка, поливать, цветок. Приговаривает: У меня живет цветок, он бы много выпить мог. Воспитатель предлагает детям тоже попить воды. |
Прогулка. Наблюдение за растительностью участка (цветы, трава, деревья). Учить различать и называть. Игра “Мыльные пузыри”. Игры с выносным материалом. |
Воспитатель использует художественное
слово, народные потешки о растениях и цветах
(“Травушка-муравушка”, “Одуванчик” и др.). Воспитатель проводит индивидуальную работу: лазанье по наклонной лесенке, доске, подлезание под дуги). |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. | Перед обедом воспитатель проводит пальчиковые игры по своему выбору (“Ладушки”, “Сорока-сорока”, “Пальчик-пальчик” и др.) |
Обед “Бери ложку, бери хлеб, отправляйся на обед!” | Родители наблюдают процесс.
Воспитатели докармливают детей. После обеда дети уходят домой. |
Третий день |
|
Прием детей | В приемной на лавочках расположены большие яркие игрушки-каталки бабочки, жуки, по числу детей. Воспитатель показывает как действовать с игрушкой и предлагает переодеться и зайти в группу поиграть. Дети входят и играют. 2-й воспитатель беседует с родителями о самочувствии ребенка дома после посещения д/с. |
Утренняя гимнастика: Утята с мамою
шагают и тихонько напевают, |
На основе потешки “Ути-ути”: Дети шагают за воспитателем. Легко бегают по группе. Приседают, стучат пальчиками о пол. Наклоняются вперед-назад Бегают по группе, машут руками. Переходят на ходьбу, приседают. |
Гигиенические процедуры. Завтрак | Дети самостоятельно стараются найти свое полотенце. Учатся снимать и вешать его. Детей приглашают к столу. |
Детям предлагают настольные дидактические игры: “Прокати шарик с горки” | Детям дают деревянные цветные шарики и предлагают прокатить их с горки (усложнение игры: прокатить шарик с горки в воротики). |
Экскурсия в спортивный зал. Знакомство с помещением. Детям предлагают игры с резиновыми мячами разного диаметра: “Прокати мяч” – игра с мамой. “Догони мяч”, “Мой веселый звонкий мяч”, “Мячик” – вот какой, вот какой мячик пестрый, озорной. Никогда не плачет, по дорожке скачет. Мяч в руках я подержу и ребятам покажу. Кому дать? Кому дать? Кто же будет мяч кидать? Мячик Коленьке дам, мячик Коля бросит сам. | Игры планируются на разные виды движений: бег, прыжки, катание мяча. Родители активно участвуют в каждой игре. Во время игр, воспитатель привлекает ребенка к совместной игре, для установления более доверительных отношений. Игры в спортивном зале заканчиваются “купанием” детей в сухом бассейне. Продолжительность занятия не превышает 15 мин. |
Наблюдение за рыбками в аквариуме
(обратить внимание на внешний вид и покормить). Обогащение словаря: аквариум, корм. Активизация словаря: рыбка, кормим, плавает. |
Пока дети находятся в спортивном зале пом. воспитателя вносит в группу небольшой аквариум с одной или двумя крупными рыбками, без водорослей. В последующем аквариум остается в группе, заселяется новыми обитателями, наполняется водорослями. |
Подготовка прогулки. Прогулка: наблюдение за ветром с использованием худ. слова: Машет ветками береза, – Это ветер-ветерок раскачать деревья смог! Игры с песком, водой. п/и “Вертушки”. |
На прогулке вносятся дополнительно
новые формочки, лейки. Внести вертушки по количеству детей для наблюдения за ветром. Воспитатели привлекают ребенка к совместным игровым действиям. |
Возвращение с прогулки. Гигиенические
процедуры. Воспитатель проводит комплекс рефлексотерапии. |
Родители помогают детям найти необходимые зоны воздействия. Комплекс проводится 2–3 раза и в последующие дни проводится ежедневно с постепенным усложнением. |
Обед: “Повара нас удивили, и обедать пригласили”. | Дети обедают. Родители не участвуют в докармливании детей. Медицинский персонал информирует родителей о физиологических нормах основных продуктов. См. Приложение 3, 3-й день |
После обеда дети уходят домой. |
|
Четвертый день |
|
Прием детей. Наблюдение за птичкой: обратить внимание на внешний вид птицы, поведение, кормление. Пение песни “Птичка” Т.Попатенко. Обогащение словаря: клетка, крылья, хвост, клюв, перья, семечки, зернышки. Активизация словаря: птичка, клюет, поет. |
В приемную до прихода детей вносится
клетка с птичкой. Воспитатель предлагает
переодеться и занести птичку в группу. Дети
самостоятельно находят свой шкафчик для одежды. Поилку и кормушку установить в процессе наблюдения. Рассмотреть корм. |
Утренняя гимнастика в музыкальном зале. Музыкальная зарядка “ Что умеют наши ножки?” |
Продолжение знакомства с музыкальным залом. Установление контакта с музыкальным руководителем. |
Программное содержание:
Развивать эмоциональность и образность
восприятия музыки через движения. Формировать
способность воспринимать и воспроизводить
движения, показываемые взрослыми. Материал: игрушка – мишка, бубен. Дети свободно входят в зал, их встречает игрушка – мишка. Музыкальный руководитель: Здравствуйте! Упражнение “ Что умеют наши ножки?” – Что умеют наши ножки? – Мы шагаем по дорожке! (Звучит марш, дети шагают) – Что умеют наши ножки? – Побежим-ка по дорожке! (Звучит “бег”, дети бегают) – Что ещё умеют ножки? – Приседаем на дорожке! (Дети приседают) -Что ещё умеют ножки? – Пусть попляшут на дорожке! (Топают попеременно ногами) – Что умеют ещё ножки? – Отдохнуть бы нам немножко! (дети садятся на ковёр) Упражнение “Устали наши ножки” музыка Александрова Музыкальный руководитель: Мишка деток похвалил! Ай – да ножки, ай – да ножки! Дети под музыку марша шагают с мишкой, он их провожает до группы |
|
Подготовка к завтраку. Завтрак | 1-й воспитатель организует завтрак. 2-й беседует с родителями о гигиенических требованиях к одежде и обуви ребенка в группе и не прогулке. |
Экскурсия в кабинет ИЗО деятельности. | Установление контакта со специалистом по ИЗО-деятельности. |
Цель: Способствовать
формированию устойчивого интереса детей к
продуктивной деятельности, обеспечивающей
эмоциональный комфорт. Тема: “Дождик” Оборудование: Бумага формы А-3 , кисточки по количеству детей и родителей, гуашь синего цвета, салфетки, вода, зонт, большая кисточка. Ход занятия: Педагог берет кисть и рисует на мольберте тучку. Педагог: Какая сердитая получилась тучка! Читает фрагмент стихотворения “Виноватая тучка” Ю. Энтина – Злую тучку наказали: – Ты плохая, – ей сказали. И она заплакала – Кап- кап- кап- закапала… Кап- кап- кап… Дождик пошел! (Рисует капли дождя.) Воспитатель предлагает детям спрятаться под зонтик от дождя. Проводится игра “Солнышко и дождик” по тексту стихотворения./ Тучку бедную простили. Тучку с миром отпустили. Тучка плакать перестала, а потом совсем пропала. Кап- кап… Дождик прошел!/ Педагог раздает детям кисточки и приговаривает: Раз-два-три-четыре-пять, будем дождик рисовать! Родители помогают детям взять кисточку правильно, обмакнуть ее в приготовленную гуашь и путем примакивания рисуют капли дождя. В процессе рисования даются рекомендации. Педагог спрашивает: “Что нарисовали? Какого цвета капельки?” и т.д. Хвалит детей, показывает, как мыть и вытирать кисточку. Педагог: Сколько много капелек! Какой сильный дождь пошел! Проводится пальчиковая игра “Дождик” /Пальчиком одной руки ритмично ударяют по ладони другой – Одна капелька упала – Кап! Кап! Кап! То же самое двумя пальчиками. Две капельки упали Кап- кап! Кап-кап! Кап- кап! Тремя пальчиками. Три капельки упали – Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! Дети хлопают в ладоши – Сильный дождь пошел. |
|
Подготовка к прогулке. Прогулка: наблюдение за воробышками; кормим птиц; п/и “Воробышки летают”; игры с выносным материалом; индивидуальная работа. |
После наблюдения за воробьями
воспитатель читает стихотворение Н. Тимофеевой
“Воробей”: Я спросила воробья: Зернышки и крошки! (Воспитатель показывает корм и предлагает покормить птиц) В гнезде воробышки живут (дети сидят на
корточках) Крадется кошка из дверей (при появлении игрушки-кошки, дети убегают). Воспитатель привлекает к совместной деятельности наименее активных детей и вступает с ними в контакт. |
Подготовка к обеду. Рефлексотерапия.
Пальчиковые игры. Обед: “Дружно сели за обед – ничего вкуснее нет”. |
Медицинский персонал проводит консультацию для родителей об организации диетического питания в домашних условиях. |
Дети уходят домой |
|
Пятый день |
|
Прием детей. Игровой момент “Теремок” |
В приемной помещается игрушечный домик. Внутри домика находятся мелкие фигурки зверей. Воспитатель привлекает внимание детей к домику, предлагает побыстрее раздеться и посмотреть “Кто в домике живет?” и достает кошечку. Привлекает детей к звукоподражанию, можно использовать потешку. Воспитатель предлагает посмотреть кто еще живет в домике и приглашает детей в группу. |
Подготовка к зарядке. Зарядка “Вышла курочка гулять”. |
Произносит “Ко-ко-ко!” и спрашивает детей: “Кто спрятался в домике?”. Достает курочку. Воспитатель проговаривает потешку “Вышла курочка гулять” и привлекает детей к совместным действиям по тексту потешки. Родители по мере возможности стараются наблюдать за детьми и снижают свою активность. 2-й воспитатель организует выставку детской художественной литературы, рекомендуемой для чтения ребенку дома. И консультирует родителей о развитии речи детей 3-го года жизни. |
Подготовка к завтраку. Завтрак | Воспитатель обращает внимание родителей на сервировку стола. Поощряет самостоятельность детей. Дает рекомендации об организации процесса питания ребенка дома. |
Занятие. "Лепка" Тема: “Угощение для курочек” Задача: развивать интерес к лепке, учить делить целый кусок на несколько частей, знакомство с желтым цветом. Оборудование: Игрушка – курочка, соленое тесто желтого цвета, доски, влажные салфетки. |
2-й воспитатель готовит группу к
занятию. После завтрака в группу приходит специалист по ИЗО. Обращает внимание на домик и спрашивает “Кто в домике живет?”. Выясняет, что в домике живет курочка. Спрашивает “А вы курочку кормили?” и предлагает покормить ее зернышками. Педагог показывает детям соленое тесто (желтого цвета) и предлагает из него сделать зернышки и показывает им, как делить целый кусок на части, закрепляя цвет кусочков. Дети делят кусок соленого теста на несколько частей и кормят курочку. Педагог хвалит детей. |
Пальчиковая игра “Цыплятки” О.И.
Крупенчук [4 стр. 15] Зерна курочка клюет |
1-й воспитатель показывает детям
картину “Курица с цыплятами”. Обращает внимание
детей на цыплят рядом с мамой-курицей. После
показа картины проводит пальчиковую игру. Обе ладони вместе отклоняются от себя. Обе руки поочередно “клюют” всеми пальцами собранными вместе. Ладони, соединенные указательными пальцами, разводят в сторону “Плывут”. Указательным пальчиком правой руки качают из стороны в сторону. |
Гигиенические процедуры. Подготовка к
прогулке. Прогулка: Наблюдение за солнечными зайчиками. Просыпалось на заре солнышко за тучкой Игра-песня “Зайчик” муз. Старокадомского. Скачет между травками быстроногий зайчик, Совместное сооружение из песка большой горки для машин. Вспоминаем стихотворение “Золотая горка” Ю. Энтина Индивидуальная работа с пирамидками большого размера. Учим собирать нанизывая колечки от большого к малому. Привлекает малоактивных детей. |
Воспитатель обращает внимание детей на
солнечный зайчик и предлагает детям поймать его.
Дети пытаются поймать его. Воспитатель предлагает детям попрыгать как зайчики. После игры рассматривают растительность на участке (травка, цветы). Песок приготовлен заранее. Используются машины небольшого размера, чтобы ребенок мог удерживать ее рукой. Катаем машины с горки. 2-й воспитатель в это время организует в группе для родителей игровой практикум. Показывает развивающие дидактические игрушки для детей раннего возраста и демонстрирует как с ними играть, дает рекомендации какие игрушки необходимы ребенку дома (пирамидки, конструктор “Лего”, рамки и вкладыши, шнуровки, лото). |
Возвращение с прогулки. Подготовка к
обеду. Рефлексотерапия. Обед: “На прогулке нагулялись, очень мы проголодались!” |
Родители наблюдают за процессом кормления детей. |
Экскурсия в спальную комнату. | Воспитатель предлагает взять кукол и мягкие игрушки и пройти за ним в спальную. Показывает детям кроватки. И предлагает отыскать свою кроватку по знакомой картинке. В спальне звучит спокойная музыка. Предлагает уложить на свою кроватку игрушку. Звучит песня “Спят усталые игрушки”. Дети укладывают игрушки на постель. По желанию ребенок может полежать на своей кроватке. Дети оставляют игрушки в спальне. Прощаются и уходят домой. |
После выходных дней воспитатель и дети утром “будят” игрушки и играют с ними. |
Календарный план на 2-ю и последующие недели составляется на основе перспективного плана.
Вновь прибывшие дети постепенно вводятся в этот режим, но уже во второй половине дня.
Начиная с этой недели посещения, результаты наблюдений за детьми воспитатели отмечают в листах адаптации и ведут их до конца этого периода [9 стр. 369]. Время пребывания детей в ДОУ без родителей постепенно увеличивается. Дети по желанию остаются на дневной сон.
В этот период целесообразно привлечь родителей к оформлению групповой ячейки, прогулочного участка. Такие мероприятия обычно завершаются совместным чаепитием.
Утренняя гимнастика планируется по выбору воспитателя. Комплекс рефлексотерапии проводится ежедневно перед обедом. Перед занятиями желательно планировать пальчиковые игры по выбору воспитателя.