Цели и задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме Африка.
- Проверить знания учащимися характерных черт
природы материка
- рельефа, климата, внутренних вод, растительности, животного мира
- Проверить умения учащихся определять месторождения основных географических объектов Африки и умения показывать их на карте
- Проверить понимание учащихся
- явлений природы, происходящих в Африке
- особенностей экологических ситуаций в Африке и путей ее решений.
- влияние природы на расселение и занятость населения.
- Объяснять природные явления на материке в связи с особенностями географического положения.
Оборудование: Карты Африки - физическая, климатическая, карта природных зон, политическая. Стенные картины.
Форма проведения урока: урок путешествия – по материку
Всех ребят, кто юн и смел, Приглашаем в путешествие.
Саванны Африки зовут нас отправляться в дальний путь!
Ход урока
1. Вводная часть
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приглашаем вас, отправиться в путешествие по материку Африка! Но для этого вы должны приобрести билеты. В продаже билеты в купейные и общие вагоны. Ответив на вопросы, вы являетесь собственниками билетов.
Итак 7 правильных ответов - билет в купейный вагон. (задания более сложные и соответственно оценка выше “5” или”4”), меньше правильных ответов, билет в общем вагоне, оценка “4” или”3”.
Оценка знаний осуществляется каждым индивидуально, для этого используется “Карточка оценки знаний”
Фамилия, Имя. Класс | Полухов Артем - 7 класс | |||||||
билет | 1 тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур | 5 тур | 6 тур | 7 тур | итог |
Купейный Плацкарт. |
+ | + | 17-5 14-4 10-3 |
1 тур “Продажа билетов”
________________________
1. Крайняя южная точка материка.
2. Назовите заслуги Д. Ливингстона.
3. Какими полезными ископаемыми богата Африка?
4. Африка - самый жаркий материк?
5. Что отделяет Африку от Евразии?
6. Какими океанами омывается Африка с востока?
7. Назовите самую большую страну Африки по численности населения?
8. Продолжите предложение. В Африке находится самая большая………. мира.
Итак билеты проданы!
Все рассаживаемся по местам, и наше путешествие началось!
2 тур. “Кто такой? Что такое?”
___________________________
Для этого конкурса используется небольшой мяч, поймавший мяч, называет значение слова. Тот, кто не называет определения термина, выходит из этого конкурса.
1. Что здесь лишнее и почему?
- Молочай
- Баобаб
- Акация
- Слоновая трава
- Орхидея.
2. Кто живет в африканских саваннах, бегемот или гиппопотам? (одно и тоже)
3. Сколько ног у мухи цеце? (6)
4. Что означают эти слова?
- Намиб
- Гепард
- Папирус
- Чад
- Баобаб
- Нигер
- Килиманджаро
- Окапи
- Атлас
- Оазис
- Сомали
- Калахари
- Бушмен
3 тур “Природные области Африки”. Географический диктант.
__________________________________________________________
- Субтропический север -
- Сахара -
- Судан -
- Центральная Африка -
- Восточная Африка -
- Южная Африка -
Для какой природной области характерно, что…
- Среди населения преобладают арабы.
- На юго-востоке живут пилотские племена
- Недра этого региона богаты рудами, минералами, золотом, платиной, алмазами
- Население занимается главным образом разведением крупного рогатого скота и ведет полукочевой образ жизни.
- Район занимает значительную площадь в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива.
- В течении года выпадает менее 50 мм осадков и земледелие возможно только в оазисах
- Население ведет кочевой образ жизни. Живет в больших палатках - шатрах, покрытых грубой шерстяной тканью или шкурами.
- На севере области осадков выпадает 200-500 мм, на юге 1000-2000 мм.
- Часть территории области занимают горы Атлас.
- Это самая большая пустыня мира, песчаная её поверхность занимает лишь малую площадь, в основном это необозримые равнины, покрытые камнем и щебнем, есть и могучие горные хребты. Это самая жаркая область на Земле, там годами не бывает дождя.
- Самый жаркий климат и наибольшая влажность.
- Расположены молодые складчатые горы.
- Много сухих русел рек - вади.
- На западе лежит пустыня Намиб.
- Большую площадь занимает бассейн реки Конго.
- Много алмазов и золота.
- Есть залежи нефти, газа и фосфоритов?
4 тур “Знаешь ли ты растения Африки?!”
__________________________________________
1. Это удивительное растение, его ствол достигает высоты только 50 см, диаметр растения достигает до 1, 2 метра. Нижняя часть ствола скрыта в почве. У этого растения 2 кожистых листа, от 2 до 3 метров, живет растение и растет до 100 лет. Размножается оно крупными почками. (Вельвичия)
2. Это дерево называют “обезьяним деревом”, плоды у него крупные размер до 30-35 см и 15-17 см в поперечнике, форма - эллипсоидная, вкус приятный, кисловатый, освежающий. (Баобаб)
3. Какие деревья Африки дают ценную древесину?
4. Из волокон, какого дерева делают веревки, струны для музыкальных инструментов, грубые ткани для одежды?
5. Родина этого дерева Африка. Плоды его красного цвета и имеют два семени, во время цветения, цветы белые, пахучие. Семена промывают, сушат, поджаривают. Используют как пищевой продукт. (кофейное дерево)
6. Со времен глубокой древности в Африке выращивали это огромное многолетнее травянистое растение с толстым корнем. От корнивища отходят листья. Они достигают в длину 4 метра и в ширину 90 см. Для своего развития требуют очень много воды. Плоды этого растения употребляют в пищу, готовят муку, консервы, сироп, вино, некоторые сорта используют как корм для животных, на изготовление текстильных тканей. (бананы)
5 тур “Цифровой диктант”
_________________________
1. Горы Атлас
2. Драконовы горы
3. Эфиопское нагорье.
4. Восточно-Африканское плоскогорье
5. Нил
6. Конго
7. Замбези
8. Танганика
9. Виктория
Вопросы:
- На каком озере часто бывают сильные штормы?
- Какое озеро самое глубокое в Африке?
- Какая река дважды пересекает экватор?
- На какой реке находится водопад Виктория?
- Какая река Африки самая полноводная?
- Какая река самая длинная в мире?
- Какая река берет свое начало на Восточно-Африканском плоскогорье и протекает через озеро Виктория?
- Какая река в течении тысячелетий была загадкой для жителей Африки?
- Какое озеро самое длинное из всех пресноводных озер мира
- Дно какого озера лежит ниже уровня океана на 660 метров, а вокруг поднимаются горы до высоты 2000 метров
- Какое озеро самое большое в Африке?
- На какой реке построена Асуанская плотина?
- Горы расположенные на юге материка
- Горы образованные в одно время с горными областями земного шара- Альпами и Гималаями.
- Район, где много потухших и действующих вулканов.
- Район, большая часть которого покрыта лавой, которая изливалась на поверхность по линиям разломов
- Район, который с востока имеет вид неприступной стены высотой около 3000 метров
- Район, где в следствии разломов образовались глубочайшие в Африке впадины, многие из них заполнились водой.
Правильные ответы :
1-5;2-4;3-2;4-3;5-2;6-1;7-1;8-2;9-4;10-4;11-5;12-1;13-2;14-1;15-4;16-3;17-3;18-4.
6 тур. Индивидуальные задания.
“Реши географическую задачу”
_________________________________
1. О происхождении тропических пустынь нередко можно образное высказывание
“Скотовод-кочевник не столько сын, сколько отец пустыни”
Каков географический смысл этого высказывания?
2. В отличии от Сахары в пустыне Калахари выпадает до 500 мм осадков в год. Поэтому здесь развит сплошной растительный покров - акации много злаков. На песчаных почвах растут дикие арбузы.
- Сравните географическое положение и площадь Сахары и Калахари.
- Объясните, почему в Калахари выпадает больше осадков.
3. Многие из озер Африки образовались в зоне Великого Африканского разлома
Назовите эти озера.
- Расскажите о природных особенностях этих котловин.
- Выявите особенности расположения крупных форм рельефа Африки и определите их абсолютную высоту.
7 тур. “Образ территории”
_____________________________
Не пользуясь картой, выберите правильный ответ.
- Вулканический массив Килиманджаро находится на востоке или на западе Африки?
- Самая высокая вершина Африки Кения или Килиманджаро?
- Драконовы горы находятся на юго-востоке или на юго-западе Африки?
- Атласские горы находятся на северо-западе или на юго-западе Африки?
- Какие горы находятся южнее Капские или Драконовы?
- Какое нагорье находится севернее Ахаггар или Эфиопское?
- Какое озеро глубже Виктория или Чад?
- Самое глубокое озеро Африки Ньяса или Танганьика?
- Нил протекает через озеро Танганьика или Виктория?
- Голубой Нил, левый или правый приток Нила?
- Река оранжевая впадает в Атлантический или Индийский океан?
- Какое озеро находится восточнее Виктория или Танганьика?.
Подведение итогов работы каждого учащегося, выставление оценок. Учащиеся самостоятельно и объективно могут оценить свои знания и умения.
Такая форма систематизации знаний научит каждого ребенка тщательно готовиться к каждому уроку, подготовка к урокам географии не должна ограничиваться одним учебником, необходимо чтение дополнительной литературы.
Вводная часть урока предусматривает уровень сложности заданий и оценку за конечный результат работы.
Географический диктант активизирует познавательную деятельность учащихся это индивидуальное задание для каждого учащегося, его выполнение способствует развитию мыслительной деятельности учащегося. Вопросы предложены ребятам в письменной форме, так учащимся легче работать.
“Знаешь ли ты растения Африки?”- выполнение задания этого тура возможно тогда, когда, ребенок внимательно слушает вопрос, быстро и точно отвечает, задания провожу устно.
Задания цифрового диктанта, это знание рельефа материка, с использованием географического атласа, выполняется письменно, индивидуально.
“Реши географическую задачу”- задания ребята получают устно, дается возможность желающим ребятам высказать свои суждения, работа фронтальная, она дает большие возможности для организации познавательной деятельности учеников на уроке. Ребята высказывают решения географической задачи своим одноклассникам, которые судят о правильности суждений, это заставляет ребят слушать и слышать друг друга, понимать услышанное и быть понятыми при ответе, при этом развивается способность учиться говорить! И в этом тоже суть учебной работы на уроке географии.
Заключительный тур “Образ территории”
Не пользуясь картой, необходимо ответить на вопросы письменно, для этого ребятам необходимо знать по памяти географическую карту, в этом помогает работа по контурной карте, где ребята образно запоминают месторасположения географических объектов.