Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье- условие активности, успешности и долголетия человека.
Здоровье - понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это” состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Человек должен вести здоровый образ жизни. Мы пришли к выводу, что здоровому образу жизни надо учить, надо формировать культ здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития.
В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.
Здоровье - не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система жизни человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу. Природе ,поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих- от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, ухода за кожей и полостью рта, соблюдения рационального суточного режима.
В настоящее время проблема здоровья становится всё более актуальной. Одно из главных причин этого - негативное отношение человека к собственному организму. Попытки изменить сложившуюся ситуацию до сих пор не принесли желаемого результата, к сожалению ,у людей еще нет вкуса к здоровому образу жизни.
Формирование бережного отношения к здоровью как главной ценности человека - цель нашего урока.
Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Только помните, что физическое здоровье и физическая привлекательность связаны одной ”веревочкой”. И невозможно вытащить впопыхах угодный вам конец ”верёвочки”. Не рассчитывайте на мгновенный успех. Не ставьте перед собой нереальных задач - значительно подрасти, полностью изменить фигуру, стать похожим на другого человека, понравившегося вам своей внешностью. Достаточно реализовать те возможности, которые заложены в вас природой. Встаньте однажды перед зеркалом и задайте себе вопросы: “Как я выгляжу? Каково моё здоровье?” Довольны ли вы своим телосложением? Какие недостатки фигуры хотели бы вы исправить? Для начала определим тип телосложения. Различают три основных типа нормального телосложения: астенический, нормостенический (атлетический), гиперстенический.
Астеник худощав, несколько плоскогруд, мускулатура у него развита слабо.
Нормостеник широкогруд , плечист, мускулатура у него выражена отчётливо.
Гиперстеник отличается плотным телосложением, ”солидностью” фигуры.
Реализуя заложенные в вас возможности, вы можете привести в гармоническое соответствие с ростом и присущим вам типом сложения свою массу и пропорции тела.
Выполнив определенные измерения и вычисления по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими ,можно получить общее представление о своем типе телосложения.
Определение соответствия массы тела норме:
Для того чтобы определить соответствует ли масса тела норме и типу телосложения, используем формулу:
Результат от деления в пределах:
0,28-0,31 свидетельствует о недостаточной массе, астеническом типе сложения;
0,32—0,44 свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе сложения;
0,45—0,53 свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстеническом типе сложения.
Цифры выше или ниже пределов - свидетельство либо болезненного ожирения, либо истощения. В любом из этих случаев нужно показаться врачу.
Определение гармоничности телосложения:
Гармоничность телосложения характеризуется и показателем развития грудной клетки (ПРГК)
Измеряем окружность грудной клетки (ОГК).
Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой в спокойном состоянии, при опущенных руках. Ленты накладывают на углы лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых пигментарных полей. У девушек с хорошо развитыми железами ленту спереди проводят вдоль 4-го межреберья и соединяют по среднеключичной линии.
Рёбра считают вдоль края грудины, проводя сверху вниз пальцем с лёгким нажатием (см. рис.2)
2) Определяем гармоничность телосложения по формуле:
ПРГК меньше 50—слабое развитие грудной клетки;
ПРГК 50-55—среднее развитие грудной клетки;
ПРГК больше 55-отличное развитие грудной клетки.
Разница в сантиметрах между окружностью грудной клетки во время глубокого вдоха и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У старших школьников она равна 5-7 см. Большая экскурсия – свидетельство хорошего объема лёгких и, как правило, более пропорционального телосложения, меньшая — свидетельство недостаточного объема лёгких.
Примерные соотношения между частями тела:
--- окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;
--- окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени;
--- окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушек ) и (окружности напряженного бицепса (у юношей).
Данные измерений записывают в тетради, сравнивают, как сильно они отличаются от требуемых показателей. Если отличие очень большое, то вам серьёзно заняться физической культурой. Если отличий нет, то все равно не спешите почивать на лаврах, начните и ли продолжайте заниматься любимым видом спорта.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье- условие активности, успешности и долголетия человека.
Здоровье - понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это ”состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”
Человек должен вести здоровый образ жизни. Я думаю, что здоровому образу жизни надо учить, надо формировать культ здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития.
В процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться исследовать собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.
Оценка индивидуального физического развития.
Под физическим развитием человека понимают совокупность функциональных и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. За основу морфологических изменений (антропометрии) обычно берут три признака: длина тела, обхват груди, масса тела, которые в совокупности называют тотальными размерами тела. Тотальные размеры отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет суммарно охарактеризовать физическое развитие человека.
Таблицы стандартов физического развития.
Длина тела
Таблица 1
Возраст | Мальчики М +см | Девочки М +см |
14 | 163,0 +9,1 | 160,8 +6,3 |
15 | 168,0+7,2 | 160,9 +5,8 |
16 | 175,0 +6,2 | 162,6 +4,7 |
Вес/масса
Таблица 2
Возраст | Мальчики М +кг | Девочки М +кг |
14 | 56,70+7,02 | 52,78 +3,77 |
15 | 65,69+7,92 | 59,09 +5,87 |
16 | 52,98 +3,77 | 53,29 +6,97 |
Окружность грудной клетки
Таблица 3
Возраст | Мальчики М +см | Девочки М +см |
14 | 80,1+7,2 | 82,5+6,3 |
15 | 83,5+5,7 | 83,7+5,4 |
16 | 90,4+5,2 | 83,4+4,6 |
Знание амплитуды и пределов изменчивости здорового организма необходимо для нахождения граней между “нормой” и патологией, раннего выявления болезней и преболезненных состояний.