Внеклассное мероприятие по творчеству А.Вампилова

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: Познакомить учащихся с творчеством А.Вампилова.

Оборудование: портрет писателя, фотографии, выставка книг.

Ход мероприятия

Чтец:

Вспоминайте меня весело
Словом так, каким я был
Что ты, ива, ветви свесила?
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила
Много песен дорогих,
Только ветра песни полные
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости,
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…

Ведущий 1: В суете буден мы не всегда замечаем, какие значительные события свершаются рядом с нами. Бывает, мы видим, каким было дерево в обхват лишь после того, когда оно спилено. Бывает это и с людьми.

Ведущий 2: Александр Валентинович Вампилов - потомственный сибиряк. Он родился в небольшом поселке Кутулик в 1937 году. То был пушкинский год, и отец, словесник, большой любитель и популяризатор литературы назвал сына именем великого поэта. Он словно чувствовал, что его судьба будет необыкновенной, радовался и волновался. Однако продолжалось это недолго.

Ведущий 1: Отцу и сыну увидеть друг друга не удалось: вскоре после рождения Александра Валентин Никитич был арестован по ложному доносу и расстрелян в 1938 году. Воспитанием четверых детей занималась мать, Анастасия Прокопьевна Копылова, учительница математики, человек чуткий и глубоко интеллигентный.

Ведущий 2: Анастасия Прокопьевна вспоминает: “В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры. В школьные годы много читал, всегда много читал... Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в Драмкружке. Он как будто спешил все охватить, торопился... Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние села. Я очень беспокоилась за его участие в этих походах...

Ведущий 1: Лето 1955 года было жарким и душным. В потоке абитуриентов, устремившихся к зданию Иркутского Университета, был совсем юный, напоминавший подростка, кудрявый паренек Саша Вампилов. Он был упорен, приехал сдавать экзамены во второй раз. При первом поступлении не выдержал проверки по немецкому языку, и вернулся в Кутулик, чтобы подготовиться серьезней.

Ведущий 2: В стенах одного из старейших вузов Сибири А.Вампилов почувствовал себя в родной стихии. Общительный, насмешливый и деликатный, он быстро перезнакомился с однокашниками. В их числе был и Валентин Распутин, поступивший на историко-филологический факультет годом раньше. Это было начало истинной и преданной дружбы, которую оборвала лишь смерть.

Ведущий 1: На заседаниях литературного объединения молодых Александр Вампилов обратил на себя внимание чтением рассказов и сценок из студенческого быта. Они и составят содержание первой книги его юмористических рассказов, выпущенной Иркутским книжным издательством в 1961 году.

Ведущий 2:“Стечение обстоятельств” – так назвал ее молодой автор. Сегодня эта миниатюрная книга в желтой обложке представляет библиографическую редкость. Знакомство с ней показывает: драматургом А. Вампилов был от рождения, хотя как прозаик выступал и позже. И еще: в первой книге запрограммированы ведущие темы будущего драматурга, схвачены наиболее колоритные типы.

Ведущий 1: Девять рассказов сборника дают представление о том, что волновало вступающего на писательскую стезю автора, где он будет черпать материал для будущих пьес. Писатель заговорил о молодых, о своих сверстниках. Герои его юмористических миниатюр пришли из жизни, хотя действуют в необычных, даже парадоксальных обстоятельствах.

Ведущий 1: Критика ни тогда, в 1961 году, ни позднее не оценила сполна достоинств первой книги начинающего автора. Между тем очевидно, что в литературу пришел человек большого дарования, неповторимой индивидуальности, особого душевного склада.

Ведущий 2: Любой писатель может сегодня поучиться у Александра Вампилова умению слышать жизнь. А ведь незадолго до смерти он мечтал пойти с записной книжкой на вещевой рынок Иркутска, хотел послушать разговор людей на улице, на базаре. Что еще мог подарить литературе талантливый художник, жадно припадающий к земле? Ее тревоги были его болью. Для многих театров страны, где ставили его пьесы, он создавал новые редакции, новые варианты, отвечающие сиюминутному повороту темы или яркому дарованию актера.

Ведущий 1: А это стихотворение посвятил Александру Вампилову Николай Рубцов.

Чтец:

Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чем-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пройду по улице с мешком –
И буду жить в своем народе!

Ведущий 2: По первым публикациям А. Вампилова можно судить и о другом важном писательском качестве - мужественности таланта. Драматург обратился к материалу острому, сложному и ответственному — к судьбам молодых.

 

Ведущий 1: Критики писали:Но написал ли бы А.Вампилов “Утиную охоту”, “Старшего сына”, “Прощание в июне”, не погрузись он в среду своих сверстников? Жизнь молодого современника нужно было знать, и Вампилов постигал её и как очеркист, и как драматург”.

Инсценировка отрывка из комедии А.Вампилова “Старший сын”

Васенька достает из кармана письмо, вкладывает его в конверт, конверт надписывает. Стук в дверь.

Васенька (машинально). Да, войдите.

Входят Бусыгин и Сильва.

Бусыгин. Добрый вечер.

Васенька. Здравствуйте.

Бусыгин. Можем мы видеть Андрея Григорьевича Сарафанова?

Васенька (поднимается). Его нет дома.

Бусыгин. Когда он вернется?

Васенька. Он только что вышел. Когда вернется, не знаю.

Сильва. А куда он ушел, если не секрет?

Васенька. Я незнаю. (С беспокойством.)А что такое?

Бусыгин. Ну а... как его здоровье?

Васенька. Отца?., Ничего... Гипертония. Б ус ы г и н. Гипертония? Надо же!, И давно у него гипертония?

Васенька. давно.

Бусыгин. Ну а вообще он как?.. Как успехи?.. Настроение?

Сильва. Да, как он тут?.. Ничего?

Васенька. А в чем, собственно, дело?

Бусыгин. Познакомимся. Владимир.

Васенька. Василий... (Сильве.) Василий. Сильва. Семен.. В простонародье — Сильва.

Васенька (с подозрением). Сильва?

Сильва. Сильва. Ребята еще в этом, в интернате прозвали, за пристрастие к этому...

Бусыгин. К музыке.

Сильва. Точно.

Васенька. Ясно. Ну, а отец вам зачем?

Сильва. Зачем? В общем, мы пришли это... повидаться.

Васенька. Вы давно с ним не виделись?

Бусыгин. Как тебе сказать? Самое печальное, что мы никогда с ним не виделись.

Васенька (настороженно]. Непонятно..

Сильва . Ты только не удивляйся...

Васенька. Я не удивляюсь... Откуда же вы его знаете?

Бусыгии. А это уже тайна.

Васеньк а. Тайна?

Сильва. Страшная тайна. Но ты не удивляйся.

Бусыгин (другим тоном). Ладно. (Васеньке.) Мы зашли погреться. Не возражаешь, мы здесь погреемся? Васенька молчит, он порядком встревожен. Мы опоздали на электричку. Фамилию твоего отца мы прочли на почтовом ящике. (Не сразу.) Не веришь?

Васенька (с тревогой). Почему? Я верю, но...

Бусыгин. Что? (делает к Васеньке шаг-два, Васенька пятится. Сильве.) Боится.

Васенька. Зачем вы пришли?

Бусыгин. Он нам не верит.

Васенька. В случае чего — я кричать буду.

Бусыгин (Сильве). Что я говорил? (Он тянет время, греется.) Ночью всегда так: если один — значит, нор, если двое — значит, бандиты. (Васеньке.) Нехорошо. Люди должны доверять друг другу, известно тебе это? Нет?.. Напрасно. Плохо тебя воспитывают.

Сильва. Да-а...

Бусыгин. Ну отцу твоему, допустим, некогда...

Васенька (перебивает). Зачем вам отец? Что вам от него надо?

Бусыгин. Что нам надо? доверия. Всего-навсего. Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слышал. Или это тоже для тебя новость? (Сильве.) Ты только посмотри на него. Брат страждущий, голодный, холодный, стоит у порога, а он даже не предложит ему присесть.

Сильва (до сих пор слушал Бусыгина с недоумением, вдруг воодушевляется — его осенило). Действительно!

Васенька. Зачем вы пришли?

Бусыгин. Ты так ничего и не понял?

Васенька. Конечно, нет.

Сильва (изумляясь). Неужели не понял?

Бусыгин (Васеньке). Видишь ли...

Сильва (перебивает). Да что там! Я ему скажу! Скажу! Скажу откровенно! Он мужчина, он поймет. (Васеньке, торжественно.) Полное спокойствие, я открываю тайну. Все дело в том, что он (указывает на Бусыгина) твой родной брат!

Бусыгин. Что?

Васенька. Что-о?

Сильва (нагло). Что?

Небольшая пауза.

Да, Василий! Андрей Григорьевич Сарафанов — его отец. Неужели ты до сих пор не понял?

Бусыгин и Васенька в равном удивлении.

Бусыгин (Сильве). Послушай...

Сильва (перебивает, Васеньке). Не ожидал? да, вот так. Твой папа — его родной отец, как это ни странно...

Бусыгин. Что с тобой? Что ты мелешь?

Сильва . Братья встретились! Какой случай, а? Какой момент?

Васенька (в растерянности) да, в самом деле... Сильва . Случай-то какой, вы подумайте! Надо выпить, ребята, выпить!

Бусыгин (Сильве). Идиот. (Васеньке.) Не слушай его.

Сильва . Нет уж! Я считаю, лучше сказать сразу! Честно и откровенно! (Васеньке.) Верно, Василий? Чего тут темнить, когда все уже ясно? Нечего темнить, просто надо выпить за встречу. Есть у тебя выпить?

Васенька (в той же растерянности) Выпить?.. Конечно... Сейчас... (Оглядываясь на Бусыгина, выходит на кухню.)

Сильва (он в восторге). Сила!

Бусыгин. Ты что, рехнулся?

Сильва . Ловко ты к нему подъехал!

Бусыгин. Болван, как эта чушь взбрела тебе в голову?

Сильва . Мне?.. Это тебе она взбрела! Ты просто гений.

Бусыгин. Кретин! Ты понимаешь, что ты тут сморозил?

Сильва. “Страждущий брат”! Сила! Я бы никогда не додумался!

Ведущий 2: Этой теме он останется, верен до конца. Разговор будет вести честный и заинтересованный. Да и было ему что сказать. К тому времени это был не просто блестяще начитанный молодой человек. Он был человек умный и изумительно чуткий к окружающему миру. Нужно ли удивляться тому, что нравственная сторона человеческих поступков стала его стихией.

Ведущий 1: Вампилов шел к постижению мира и человека в нем испытанным, но и потому особенно трудным путем через правду повседневной жизни. Герои его - люди обычных профессий: студент, официант, следователь, метранпаж, скромный скрипач, охотник-якут, аптекарша, учитель. Все они очень разные, но определяются на наших глазах в главном: в отношении к человеческому долгу на земле. Существенным моментом развития характера бывает пробуждение совести, осознание никчемности своего бытия, переоценка ценностей.

Ведущий 2: Нравственная чистота человека служит для драматурга мерилом духовных качеств. Драматург убежден: совсем не обязательно заставлять героя совершать необыкновенные поступки. Можно поставить его в самые обычные житейские обстоятельства и в мелочах определить, каков человек может быть в большом и важном. И уж от мастерства писателя зависит, как в этих условиях проявляется общественное бытие людей.

Ведущий 1: Герой Александра Вампилова всегда сложен. Даже условно обозначенные персонажи - комсорг, красавица, строгая, вовлеченные в водоворот событий, незаметно обретают свое лицо и создают нужный автору климат, как иногда говорят, художественное пространство произведения. Одному в этой кутерьме важно соблюсти декорум, другому блеснуть своей непорочностью, третьему извлечь личную выгоду. Каждому из героев достался беглый взгляд автора, но и они не прошли в комедии бесплотными тенями.

Ведущий 2: Не легок путь героев А. Вампилова к очищению и прозрению. Но всегда свойственна им душевная отзывчивость, чуткость, ранимость, способность посмотреть на себя со стороны. Драматург верит в большие потенциальные возможности своих героев. Очищение, нравственное возрождение человека неизменно стоит в центре всех людских драм, которые обнажаются смело, бескомпромиссно и человечно.

Ведущий 1: Из воспоминаний Геннадия Николаева: “Рассказать о встречах с Вампиловым так же невозможно, как невозможно пересказать день за днем семь лет жизни. Поток жизни - цепочка встреч, которые были бы вполне заурядны, если бы не освещались тревожным светом будущей трагедии. Память хранит даже самое, казалось бы незначительное...

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, добрый, насмешливый, гордый, веселый, азартный и так далее, в том числе и другие, соответствующие каким-то таким его качествам, которые нельзя назвать добродетельными, но все эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя в своих пьесах. Своим отношением к героям и вы6ором проблем он создал и свой собственный образ…”

Ведущий 2: Вера в человека, непрестанное испытание его моральных качеств были главной идеей жизни и творчества А.Вампилова. Главное в этом мире - быть человеком.

Ведущий 1: Года за два до того последнего августовского вечера на Байкале привязчивая цыганка, от гадания которой Александр со смешком уклонился, злобно предсказала ему скорую смерть. Александр в предсказание не поверил. Но оно сбылось. И Вампилов чувствовал, что оно сбудется. Часто приводят слова, в которых он предугадал свою судьбу: “Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду”. Из воспоминания Андрея Румянцева: “Мне кажется провидческой и страшной фраза из блокнота Саши, стоящая особняком: “Могильная, черная темнота воды…””.

Ведущий 2: Из воспоминаний Владимира Жемчужникова, друга А.Вампилова:

Три дня оставалось до его тридцатипятилетия. Вечером семнадцатого августа какая-то странная сила понесла, погнала меня в Молчановскую падь? Не было же никакой серьезной надобности тащиться на ночь глядя по лесной тропе, через гору. Просто потянуло неудержимо к ребятам - и все тут.

Ведущий 1: В густеющих сумерках подошел к большому пакуловскому дому. Он стоял тихий и темный, как нежилой. дверь на веранду, которая обычно держалась нараспашку, была прикрыта. Я решил, что все ушли на Ангару и еще не вернулись. Присел на скамью у крыльца, покурил. Минут пятнадцать сидел, ждал. Было тепло, тихо. Только кузнечики наяривали вовсю. На темнеющем небе проклюнулся острый, только что народившийся месяц.

Ведущий 2: Неожиданно открывается дверь, выходят жены Вампилова и Пакулова, смотрят недоуменно на меня, дескать, почему не заходишь, у нас не заперто. Оказывается, они дома сумерничали, не слышали, что гость у крыльца топчется.

- А мужики уехали рыбачить на тот берег, - сказала Тамара. – Мы собрались их встречать.

Ведущий 1: Было примерно полдевятого. У того берега уже все произошло. Уже остановились Санины часы, обыкновенные водопроницаемые, не защищенные противоударным механизмом. На этом берегу узнали о беде только назавтра.

Лодка на полном ходу натолкнулась на невидимое под водой бревно-топляк, сразу перевернулась и стала тонуть. Вампилов подплыл к берегу, до которого было не так далеко. Но слишком студеной оказалась вода, поднятая недавним штормом с байкальских глубин. Слишком тяжелой стала теплая куртка, когда намокла. Саша не доплыл до каменистого берегового откоса всего нескольких метров”.

Ведущий 2: В тот роковой августовский день, там, на берегу рядом со своей легковой машиной, стоял неизвестный человек. Увидев, что подплывший упал и не встает, он бросил окурок себе под ноги, притушил его, сел в машину и уехал. А навстречу беде рвался из автобуса на помощь молодой солдат. Но когда он остановил автобус, побежал и бросился в воду - было уже поздно... И все-таки, и все-таки вера писателя в добрые начала жизни была оправданной.

Ведущий 1: Думаю, тут уместно вспомнить строки Сергея Иоффе из стихотворения “Люди уходят”:

Невосполнимы многие уроны.
Но не могу представить я, увы,
Чапаева — министром обороны,
Есенина — редактором Москвы...

Ведущий 2: Это все равно что представить Вампилова... скажем, в позе пророка или проповедника-моралиста. Изображать из себя учителя жизни, при его-то юморе, всё и вся ставящем на место? Боже упаси, сие - не дело художника.

Ведущий 1: А самое большое испытание, наверное, ожидало бы Вампилова, если бы дожил он до такой славы, какая пришла после смерти: испытания медными трубами не выдерживает почти никто. Но опять же находишь доводы в его пользу: естественность поведения, благожелательность к окружающим и, наконец, интеллигентность, воспитанность не позволили бы ему “забронзоветь”, заделаться “живым классиком”. Все-таки очень верится, что с ним-то не случилось бы разительных перемен и он по-прежнему, как в тридцать лет, был бы друг своих друзей, душа компании, человек для людей.

Ведущий 2: “Живший среди нас и бывший нашим другом, он был редким человеком, лучшим из нас”, - написал о нем Валентин Распутин.

Ведущий 1: Как человек и художник Александр Вампилов - редчайшее в мире искусства явление гармонии, счастливое - чеховское - сочетание таланта, ума и души.