Цель занятия: поиск путей “ресурсного” обеспечения профессионально-личностного саморазвития учителя.
Основные методы и техники обучения:
- Диалог
- Создание и анализ проблемной ситуации
- Профессиональная и личностная рефлексия опыта
- Групповая работа
- Тренинг умений
- Ролевые и деловые игры
Методическая разработка одного из занятий по теме “Профессионально-личностное саморазвитие педагога (преодоление синдрома хронической усталости)”
Цель: развитие своей личностной сферы, осуществление рефлексии, самооценки и выбора.
Оборудование: грецкие орехи, рисунки,
“… цель, которую более всего хочет достигнуть человек, та цель, которую он сознательно и неосознанно преследует, которая состоит в том, чтобы стать самим собой”
К. Роджерс
1. Вступление
2. Место профессии учителя по десятибалльной шкале.
Каждому учителю предлагается отметить у себя на шкале и доказать, почему он так считает. Общее мнение - профессия учителя составляет 7 баллов. От чего зависит наша работа? (перечисляются основные положения).
Вывод: учитель находится в постоянном общении, общение нужно выстраивать так, чтобы оно было безопасным.
3. Беседа.
Одной из разновидностей стрессов в наше время стал так называемый синдром хронической усталости, который хорошо знаком многим учителям и который медики наравне со СПИДом уже окрестили новой чумой XXI века.
Истинные причины заболевания неизвестны, но согласно гипотезам ученых это заболевание вызывают разновидности вирусов, неблагоприятная экологическая обстановка. Но все же большинство исследователей считают, что в основе заболевания лежит чрезмерная нагрузка на организм – попросту говоря стресс.
Чаще всего в России, как и в развитых странах, говорят о синдроме профессионального сгорания. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Как помочь себе? Разобраться в самом себе? Попробуем это рассмотреть на сегодняшнем занятии.
4. Помоги себе сам через умение владеть собой.
Первое упражнение:
Сложите руки в “замок” за спиной напрягите руки и спину. Расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Второе упражнение:
Сложите в “замок” перед собой, напрягитесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – “гормон счастья”.
Третье упражнение:
Улыбнитесь, задержите улыбку на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Постарайтесь сохранить это состояние как можно дольше.
Четвертое упражнение:
“Фотография из альбома”. Задание: мысленно перелистайте альбом с фотографиями: вспомните людей, события особенно значимые в вашей жизни. Выберите одну фотографию и опишите ее (передают по кругу грецкий орех и проговаривают).
5. Что значит понять себя?
Понять себя как человека – это значит, увидеть свою программу действий, свои связи с миром, свои возможности и ограничения, что-то попытаться изменить, а с чем-то объективно, взвесив обстоятельства, смириться. Человек – так уж он устроен – в разное время бывает думающим и чувствующим, действующим и наблюдающим. Учитель очень много знает обо всем, что его окружает, но хорошо ли он знает себя? Например, всегда ли мы можем ответить самому себе, что нас вывело из равновесия, почему вселились в душу хандра и скука. Как же научиться восполнять свою продуктивность. Для этого надо хорошо знать себя.
Игра “Познание себя”
1 этап. Каждому участнику раздается 16 маленьких листочков, на которых необходимо написать 16 своих личных качеств (нет хороших и плохих).
2 этап. Расположить в одну строчку от того качества, которое помогает до того качества, которое мешает.
3 этап. Проговорить (по желанию).
4 этап. Выбрать три первых и три последних качества. От сюда, по принципу сообщающегося сосуда, один другое дополняет. Например,
- добрый – боязливый
- отзывчивый – неуверенный
5 этап. Разложить в две кучки, каких качеств больше, каких меньше. Проговорить. Сделать выводы “Познание себя – анализ собственных качеств”.
Действительно, профессиональные и личные качества учителя тесно взаимосвязаны, но они тесно взаимосвязаны с эмоциональным состоянием детей, которое определяет их когнитивно-поведенческое состояние, т.е. чему научится сотня ребятишек за день, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы.
Выявлены следующие факторы такого влияния:
- фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны учителя через гиперопеку, который ведет к снижению социальной активности ребенка и затрудняет формирование его субъективности.
- Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у учителей (и как, следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания), входящий в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей негативно отражающийся на результатах учебной деятельности.
- Фактор поведенческой агрессивности учителей на фоне неадекватной самооценки, которая означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей.
- Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищенному ребенку, который разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребенка.
- Фактор неадекватного отношения к себе и мало дифференцированного образа “Я” учителя, показывающий, что учителя слабо разбираются в себе и своих собственных проблемах.
Не умея правильно оценить и принять себя, мы не в состоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.
Вывод: чтобы не оказывать негативного влияния на детей, нужно в первую очередь научиться разбираться в себе, со своими эмоциональными проблемами, причинами их вызывающими, находить выход из стрессовых ситуаций, а затем с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
6. Начни с себя!
Необходимо научиться понимать, что происходит с нами, внутри нас, вокруг нас.
ПРИЧИНЫ
ПРОЯВЛЕНИЯ
СТОРОНЫ (КАЧЕСТВА) ТРЕВОЖНОСТИ
СРЕДСТВА
Графу “Средства” заполнить самостоятельно, сравнить.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым является сознание человека. Главная установка, что мы обладаем разумом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами, чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; слухом – чтобы слышать пение птиц, шелест листвы и т.д.
Мы можем творить, двигаться, любить. Вопрос лишь в том, умеем ли мы это замечать, ощущать, радоваться.
Главное – это установка на радость.
7. Профилактика психологического здоровья учителя.
Опорой в жизни являются:
- Позитивное отношение к жизни (психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени отношение к ним).
- Разумный образ жизни.
- Жизнь ритмична: спады чередуются с подъемами.
Советы:
Что можно посоветовать самим себе?
- Мышечная разрядка отрицательных эмоций (много ходить пешком, выполнять мышечно-волевые упражнения).
- Формула выживаемости. На каждые 6 часов 1 час бодрствования (посвящен себе, своему отдыху, здоровью)
- Мудра “Земли”, “Лестница небесного храма”
Выводы:
- Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни; они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.
- Чем напряженней режим жизни, выше стрессовые нагрузки, тем актуальней для человека проблема сознательного влияния на свое здоровье, через разумную организацию образа жизни.
- Научитесь жить с юмором “Юмор – соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет”.
- Научитесь не смешивать профессиональную деятельность и собственные чувства.
- Неразрешимых проблем нет, если есть проблема, значит, есть и решение.
8. Тест “Говорящий рисунок”
На этой картинке изображен кусочек зимнего пейзажа, вернее, только контур основных элементов. Дополните эту картину всеми необходимыми, на ваш взгляд, деталями, сделайте из нее законченное произведение искусства. Важный момент: вам надо нарисовать здесь человека.
9. Домашнее задание
Если захотелось что-то изменить в себе, советую начать с подарка самому себе (сегодня, сейчас, вечером).