Тема урока “Сравнение долей”.
Цели урока:
1. Учить сравнивать доли.
2. Закреплять навыки решения задач.
3. Развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование:
Игра “Внимание”, полоски желтого, красного, синего, зеленого цвета длиной
16 см, таблица для логического задания, карточки, 4 яблока.
Ход урока
I. Организационный момент.– Доброе утро всем!
-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час! Актуализация знаний.
1. Игра “Внимание”. Учитель показывает детям таблицу с геометрическими фигурами. Ученики за четыре секунды должны ее заполнить, а потом зарисовать на полях тетради.
2. Логическое задание: Определить, какое наименьшее количество линий нужно провести, чтобы прямоугольник оказался поделен на 16 равных треугольников.
Ответ: 4 линии.
3. Повторение материала предыдущего урока.
– На сколько равных треугольников разделили квадрат?
– Как иначе можно назвать равные части целого? (Доли)
– Какая доля получится, если целое разделили на 16 равных частей? (на 8,4,2?)
Одновременно с ответами детей учитель на магнитной доске выставляет карточки:
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
8 |
4 |
2 |
Учитель предлагает ребятам сравнить доли:
– Какая из этих долей больше? Меньше? Почему?
Учитель выслушивает варианты ответов детей и сообщает детям цель урока:
Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать доли.
На доске открывается табличка с записью темы урока:
СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ |
- Попробуем найти правильный ответ на наш вопрос.
Сравним доли 1/2;1/4;1/8;1/16 . Для этого выполним практическую работу в парах. Перед вами лежат полоски желтого, красного, синего и зеленого цвета одинаковой длины – 16 см.
Ваша задача: желтые полоски разделить на 2 равные части; красные полоски – на 4 равные части, синие – на 8 равных частей, зеленые – на 16 равных частей. После деления полосок на части, нужно отрезать от каждой полоски по одной части. Сравниваем путем наложения.
– Какая доля больше всех? Почему?
– Какая доля меньше всех? Почему?
На магнитной доске одновременно с ответами детей крепятся такие же части:
Ж.------------------------
К. ---------------
С. -----------
З. _____________
Дети записывают полученные доли дробью, ставят между ними знаки сравнения, опираясь на наглядный материал.
– Какой вывод сделаем, ребята?
Дети:
Чем больше долей, тем меньше каждая доля.
– Сравним наш вывод с выводом в учебнике на странице 68.
– Давайте хором прочитаем вывод в учебнике.
– Молодцы, хорошо поработали, пора и отдохнуть.
V. Физкультминутка.Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг.
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)
VI. Первичное закрепление.№ 2 страница 68 – коллективно, с проговариванием.
VII. Самостоятельная работа.
№ 4 (а) – 1 вариант: Расположить дроби в порядке возрастания
№ 4 (б) – 2 вариант: Расположить дроби в порядке убывания.
Самопроверка по ключу на доске.
Самооценка (+, -).
VIII. Повторение изученного.Решение задачи № 9 страница 69 по плану:
1) чтение задачи вслух
2) определение типа задачи
3) выделение важных высказываний
4) построение схемы
5) составление выражения
6) решение задачи
7) проверка задачи
8) оценка своей деятельности
– Чему учились на уроке?
– Что, ребята, больше: 1/3 или ??
– Подскажите, ребята, на сколько частей я должна разделить одно яблоко, чтобы каждому из вас досталась одна долька? (на 16.)
– А если у меня два яблока, то на сколько частей я должна разделить каждое, чтобы каждому из вас досталось только одна долька?
– А если у меня четыре яблока, то на сколько частей теперь я должна разделить каждое, чтобы каждому из вас досталось только по одной дольке?
– В каком случае долька яблока окажется наибольшей?
– Молодцы! Справились с заданием на отлично. Своей долькой яблока угоститесь на перемене.
Домашнее задание:
Страница 69 № 8.
Попробуйте решить задачу, напишите свои варианты решения. Не переживайте, если не сможете решить одну из задач. На следующем уроке мы будем с вами работать над этим типом задач.