Урок математики в 4-м классе (1—4) по теме: "Сравнение долей" (учебник Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Тема урока “Сравнение долей”.

Цели урока:

1. Учить сравнивать доли.

2. Закреплять навыки решения задач.

3. Развивать внимание, мышление, речь.

Оборудование:

Игра “Внимание”, полоски желтого, красного, синего, зеленого цвета длиной

16 см, таблица для логического задания, карточки, 4 яблока.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Доброе утро всем!

-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час! Актуализация знаний.

1. Игра “Внимание”. Учитель показывает детям таблицу с геометрическими фигурами. Ученики за четыре секунды должны ее заполнить, а потом зарисовать на полях тетради.

2. Логическое задание: Определить, какое наименьшее количество линий нужно провести, чтобы прямоугольник оказался поделен на 16 равных треугольников.

Ответ: 4 линии.

3. Повторение материала предыдущего урока.

– На сколько равных треугольников разделили квадрат?

– Как иначе можно назвать равные части целого? (Доли)

– Какая доля получится, если целое разделили на 16 равных частей? (на 8,4,2?)

Одновременно с ответами детей учитель на магнитной доске выставляет карточки:

1

1

1

1

16

8

4

2

III. Постановка учебной задачи.

Учитель предлагает ребятам сравнить доли:

– Какая из этих долей больше? Меньше? Почему?

Учитель выслушивает варианты ответов детей и сообщает детям цель урока:

Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать доли.

На доске открывается табличка с записью темы урока:

СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ

IV. Открытие детьми новых знаний.

- Попробуем найти правильный ответ на наш вопрос.

Сравним доли 1/2;1/4;1/8;1/16 . Для этого выполним практическую работу в парах. Перед вами лежат полоски желтого, красного, синего и зеленого цвета одинаковой длины – 16 см.

Ваша задача: желтые полоски разделить на 2 равные части; красные полоски – на 4 равные части, синие – на 8 равных частей, зеленые – на 16 равных частей. После деления полосок на части, нужно отрезать от каждой полоски по одной части. Сравниваем путем наложения.

– Какая доля больше всех? Почему?

– Какая доля меньше всех? Почему?

На магнитной доске одновременно с ответами детей крепятся такие же части:

Ж.------------------------

К. ---------------

С. -----------

З. _____________

Дети записывают полученные доли дробью, ставят между ними знаки сравнения, опираясь на наглядный материал.

– Какой вывод сделаем, ребята?

Дети:

Чем больше долей, тем меньше каждая доля.

– Сравним наш вывод с выводом в учебнике на странице 68.

– Давайте хором прочитаем вывод в учебнике.

– Молодцы, хорошо поработали, пора и отдохнуть.

V. Физкультминутка.

Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг.
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.

(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)

VI. Первичное закрепление.

№ 2 страница 68 – коллективно, с проговариванием.

VII. Самостоятельная работа.

№ 4 (а) – 1 вариант: Расположить дроби в порядке возрастания

№ 4 (б) – 2 вариант: Расположить дроби в порядке убывания.

Самопроверка по ключу на доске.

Самооценка (+, -).

VIII. Повторение изученного.

Решение задачи № 9 страница 69 по плану:

1) чтение задачи вслух
2) определение типа задачи
3) выделение важных высказываний
4) построение схемы
5) составление выражения
6) решение задачи
7) проверка задачи
8) оценка своей деятельности

IX. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Что, ребята, больше: 1/3 или ??

– Подскажите, ребята, на сколько частей я должна разделить одно яблоко, чтобы каждому из вас досталась одна долька? (на 16.)

– А если у меня два яблока, то на сколько частей я должна разделить каждое, чтобы каждому из вас досталось только одна долька?

– А если у меня четыре яблока, то на сколько частей теперь я должна разделить каждое, чтобы каждому из вас досталось только по одной дольке?

– В каком случае долька яблока окажется наибольшей?

– Молодцы! Справились с заданием на отлично. Своей долькой яблока угоститесь на перемене.

Домашнее задание:

Страница 69 № 8.

Попробуйте решить задачу, напишите свои варианты решения. Не переживайте, если не сможете решить одну из задач. На следующем уроке мы будем с вами работать над этим типом задач.