Цель урока:
1. Вторичное осмысление уже известных знаний, пробное применение знаний, упражнение по образцу с целью выработок безошибочного их применения.
2. Развитие умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки. Развитие чувства времени.
3. Воспитывать внимательность, аккуратность, проявления настойчивости в завершении задания.
Тип урока:
КомбинированныйОснащение:
Методические материалы, конспекты лекций, калькуляторы, дыроколы, компьютер, видеопроектор, приложения в виде компьютерных файлов, индивидуальные папки, пакет документов:Папка “Документы-основания”:
- Приложение 1.1 “Исходные данные”
- Приложение 1.2 “Задание”
- Приложение 1.3. “Счет № 35”
- Приложение 1.4 “Накладная № 12”
- Приложение 1.5 “Счет-фактура № 5”
- Приложение 1.6 “Счет №29”
- Приложение 1.7 “Накладная №28”
- Приложение 1.8 “Счет-фактура №92”
Папка “Чистые бланки для заполнения”:
- Приложение 2.1 “Платежное поручение”
- Приложение 2.2 “Приходный ордер”
- Приложение 2.3 “Журнал счет-фактур”
- Приложение 2.4 “Книга покупок”
- Приложение 2.5 “Платежное поручение ”
- Приложение 2.6 “Доверенность”
- Приложение 2.7 “Журнал доверенностей”
- Приложение 2.8 “Приходный ордер”
Ход урока:
1. Организационный момент.2. Повторение ранее изученного материала по теме “Документальное оформление поступления материалов”. Экспресс-опрос:
- Какие документы необходимы для получения материалов со склада иногородних поставщиков (наряд и доверенность)?
- Какие сопроводительные документы выписывает поставщик покупателю (товарно-транспортная накладная, накладная на отпуск материалов, счет-фактура …)?
- Расскажите порядок приема на склад материалов (Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия, и сдает зав.складу, который проверяет соответствие количества и качества материала данным сопроводительных документов. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Учет движения и остатков осуществляют в карточках складского учета)?
- Каким документом оформляется принятие на склад материалов (Приходный ордер)?
- На основании каких документов заносятся данные в приходный ордер(ТТН, накладная, счет-фактура)?
- В каком случае разрешается оприходование материалов без приходного ордера (при неотфактурованных поставках)?
- В каком случае составляется акт о приеме материалов (в случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным поставщика)?
- Какой документ подтверждает приобретение материалов подотчетным лицом (товарный счет или акт-справка+кассовый чек)?
- Срок действия доверенности и где она регистрируется (не более 15 дней, регистрируется в журнале учета доверенностей)?
- Какой документ составляется для выделения из стоимости материалов суммы НДС(счет-фактура)?
- Когда и какой документ составляется для возврата НДС по поступившим материалам из бюджета (по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров в книге покупок – по более поздней дате)?
3. Заполнение документов по плану:
- Ознакомить учащихся с исходными данными, документами-основаниями и заданием.
- Предоставление чистых бланков для заполнения.
- Рассмотрение общей схемы движения документов при поступлении материалов (путем обсуждения с учащимися).
- Рассмотрение этой схемы на практическом примере (операция 1-3).
- Самостоятельное заполнение документов аналогично примеру (операция 4-6).
4. Подшивка документов в папку.
5. Подведение итогов.
Примечание:
При заполнении документов идет параллельное обсуждение с учащимися изученной ранее информации применительно к заполняемым документам.Лекция
Для начала рассмотрим общую наиболее распространенную схему оформления процесса поступления материалов на предприятие:
Операция |
Основание |
Документ |
|
Счет поставщика |
Платежное поручение |
|
Накладная на отпуск материалов |
Приходный ордер |
|
Счет-фактура поставщика |
- Журнал счетов фактур полученных - Книга покупок |
Итак, процесс поступления материалов на предприятие оформляется в три этапа:
- Оплата за материалы
- Непосредственно поступление материалов
- Оформление счетов фактур
Оплата поставщикам за материалы оформляется в следующем порядке:
- Поставщик предоставляет покупателю счет на оплату, в котором указывается перечень отпускаемых мате6риалов и общая сумма
- На основании данного счета покупатель выписывает банку платежное поручение на данную сумму и соответственно оплачивает.
Поступление материалов предполагает следующий порядок составления документов:
- Документов, подтверждающим факт получения материалов со склада поставщика является накладная на отпуск материалов на сторону, (второй экземпляр), который покупатель получает при отгрузке материалов.
- Итак, вместе с накладной покупатель привозит материалы на склад своего предприятия. На основании данной накладной составляется приходный ордер, который подтверждает, что ваш сотрудник всё-таки довёз до места назначения ТМЦ и сдала их на склад. Естественно, что при сдаче материала на склад необходимо проверить соответствие данных накладной, с фактическими данными. Если расхождений нет, то составляется приходный ордер, если же есть, то составляется акт приёмки материалов где указывается данные о фактически полученных материалов.
Оформление счетов-фактур.Процесс оформления поступления материалов не будет закончен без оформления счетов-фактур. Если быть более точными, то счет-фактура скорее составляется для учета налога на добавленную стоимость, который содержится в цене материалов, а значит поступает на предприятие одновременно с материалами.
Счет фактура выписывается поставщикам в двух экземплярах. Оригинал вы должны получить в течение 10 дней, или одновременно с получением материалов. Факт получения счёт фактуры от поставщика фиксируется в журнале счетов фактур полученных.
В книге покупок, же отдельно выделяется сумма НДС и фиксирует факт возврата НДС по поступившим материалам из бюджета.
Перейдём к заполнению документов…Перед Вами две папки. Папка №1 “Документы-основания” и Папка №2 “Чистые бланки для заполнения”. В одной представлены исходные данные, задание и документы-основания; в другой – чистые бланки документов соответственно.
Для начала рассмотрим исходные данные и реквизиты фирм. Эти данные находятся в папке №1. Наша фирма – МП “Орион”. Ниже перечислен основной административно-управленческий персонал. Далее представлены реквизиты и основной АУП поставщиков: ЧП “Визит” и ООО “Оптовый склад Экспромт”.
Обратимся к заданиям и рассмотрим документальное оформление движения материалов на примере первых трех операций. Журнал операций представлен в следующем виде…
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
04.09.05 Выписано платежное поручение №64 С расчетного счета оплачен счет от 03.09.05 фирмы ООО “Опт.склад Экспромт” |
10694 | Счет № 35 от 03.09.05 |
Платежное поручение №64 | |||
04.09.05 С оптового склада “Экспромт” по накладной № 12 на основании оплаты счета № 35 были получены следующие материалы: - белила - Олифа - Дюбель-гвоздь |
1872 1440 560 |
Накладная № 12 от 04.09.05 |
Приходный ордер №1. | |||
06.09.05 Поступила счет фактура на предприятие. На основании счет-фактуры № 5 от 05.09.05 был возмещен НДС по поступившим и оплаченным материалам из бюджета |
1782
1782 |
счет-фактура № 5 от 05.09.05 |
- журнал счет-фактур полученных - Книга покупок |
Рассмотрим первую операцию…
Оплата за материалы
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
04.09.05 Выписано платежное поручение №64. С расчетного счета оплачен счет от 03.09.05 фирмы ООО “Опт.склад Экспромт” |
10694 | Счет № 35 от 03.09.05 |
Платежное поручение |
Иными словами, поставщик нам предоставил счет № 35 3 сентября, который мы оплачиваем 4 сентября 2005 года. Для того чтобы наш банк оплатил10694 руб, мы должны отправить ему платежное поручение, которое составляем на основании счета № 35 от 3 сентября.
Для начала найдём документы – основание счет № 35 от 03.09.05 и документ, который будем заполнять (бланк) - платежное поручение. (При помощи диапроектора на экран выводятся документ-основание и чистый бланк <Приложение 1>. Одновременно с объяснением ассистент учителя заполняет в компьютере изначально чистые бланки документов. Результаты параллельно выводятся на экран через диапроектор.) Рассмотрим счет № 35.
В верхней части документа указаны адрес и реквизиты фирмы – поставщика ООО “Оптовый склад Экспромт”, а также образец заполнения платежного поручения (т.е. при заполнении впоследствии платежного поручения данные мы будем брать из этой таблицы).
Причем, обратите внимание, что в образце заполнения, (как и в самом платежном поручении), даются два реквизита “счет №”. Ниже БИКа всегда пишется номер корреспондентского счета банка. Во втором реквизите “счет №” указывается № расчетного счета
Далее дается название, № и дата документа (счет № 35 от 3 сентября 2005 года). Заказчиками являемся мы, т.е. МП “Орион”, плательщиками тоже. Ниже в табличной части указывается перечень материалов, которые в последствии будут поставлены, их количество, цена, сумма и общая сумма к оплате.
ООО “Опт.склад
Экспромт” Адрес: 678140, Респ.Саха, Ленский, Ленск, Чапаева 85, тел.: 2-35-85 Образец заполнения платежного поручения |
||||||||
ИНН 1234567890 | КПП | Сч.№ |
42308810150096001988 |
|||||
Получатель ООО “Опт. склад Экспромт” |
||||||||
Банк получателя Сбербанк 5045, Ленск | БИК | 044030733 30101810500000000734 |
||||||
Сч.№ | ||||||||
СЧЕТ № 35 от 3 сентября 2005 г Заказчик: МП “Орион” Плательщик: Он же |
||||||||
№ | Наименование товара | Единица измерения | Количество | Цена | Сумма | |||
1 | Белила | кг | 12 | 187,17 | 2246 | |||
2 | Олифа | кг | 8 | 216 | 1728 | |||
3 | Дюбель-гвозди | кг | 70 | 96 | 6720 | |||
Итого Без налога (НДС) Всего к оплате |
10694 | |||||||
8912 | ||||||||
10694 | ||||||||
Всего наименований
3, на сумму Десять тысяч шестьсот девяносто четыре рубля Руководитель предприятия____________________(Федоров В.Г.) Главный бухгалтер___________________________(Иванцова О.Г.) |
Практически все банковские документы заполняются в электронном виде (печатном), однако мы заполним их вручную, для того, чтобы знать какие реквизиты и как заполняются. Подписывает главный бухгалтер и руководитель предприятия. Итак, приступим к заполнению… Найдите, пожалуйста, в папке №2 “Платежное поручение”.
Практически все реквизиты записываются в ячейке в левом верхнем углу. (При заполнении документов необходимо стремиться, чтобы учащиеся догадывались сами в какой реквизит какие значения записывать и откуда их брать. Для этого задаем наводящие вопросы.) Рассмотрим вторую операцию из вашего задания…
Поступление материалов
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
04.09.05 С оптового склада “Экспромт” по накладной № 12 на основании оплаты счета № 35 были получены следующие материалы: - белила - Олифа - Дюбель-гвоздь |
1872 1440 560 |
Накладная № 12 от 04.09.05 |
Приходный ордер |
Иными словами … Мы оплатили счет №35 от 03.09.05.Следующим этапом идет поступление материалов. На склад материалы поступают в сопровождении накладной №12 от 4 сентября, которую выписал поставщик. Обязательно проверяем соответствие данных накладной и фактического наличия материалов и заносим их в Приходный ордер.
Приходный ордер подтверждает поступление материалов на склад предприятия. Рассмотрим документ-основание в папке №1 “накладную №12”. (При помощи диапроектора на экран выводятся документ-основание и чистый бланк <Приложение 2>. Одновременно с объяснением ассистент учителя заполняет в компьютере изначально чистые бланки документов. Результаты параллельно выводятся на экран через диапроектор). Здесь указаны наименования, количество, цена материалов.
НАКЛАДНАЯ № ___12_____ на отпуск материалов на сторону Форма по ОКУД Организация __ООО Оптовый склад Орион"_____________________________________________________по ОКПО |
||||||||||||||||||||||
Дата составления |
Код вида операций |
Отправитель |
Получатель |
Ответственный за поставку |
||||||||||||||||||
Структурное подразделение |
Вид деятельности |
Структурное подразделение |
Вид деятельности |
Структурное подразделение |
Вид деятельности |
Код исполнителя |
||||||||||||||||
04.09.05 |
Основной склад |
|||||||||||||||||||||
Основание ___счет
№ 35 от 03.09.05___________________________________________________________________ Кому_____МП “Орион”_________________________________________ Через кого ___________________________ |
||||||||||||||||||||||
Корреспондирующий счет |
Материальные ценности |
Единица измерения |
Количество |
Цена, руб. коп. |
Сумма без учета НДС, руб. коп. |
Сумма НДС, руб. коп. |
Всего с учетом НДС, руб. коп. |
Номер |
Пор.№ записи по склад. Картотеке |
|||||||||||||
Cчет суб-счет | Код аналит уч. | Наимен, сорт, размер, марка | Номенклат.№ | Код | Наименов | Надлежит отпустить | Отпущено | инвентарный | Паспорта | |||||||||||||
10.1 |
Белила |
010 |
166 |
Кг |
12 |
12 |
156.00 |
1872.00 |
374.40 |
2246.40 |
||||||||||||
10.1 |
Олифа |
011 |
166 |
Кг |
8 |
8 |
180.00 |
1440.00 |
288.00 |
1728.00 |
||||||||||||
10.1 |
Гвоздь |
012 |
166 |
кг |
70 |
70 |
80.00 |
5600.00 |
1120.00 |
6720.00 |
||||||||||||
8912 |
1782,4 |
10694.0 |
||||||||||||||||||||
Всего отпущено
______________________три ____________________________________________________________
наименований прописью на сумму _Десять тысяч шестьсот девяносто четыре рубля 40 копеек, в том числе сумма НДС Одна тысяча семьсот восемьдесят два рубля сорок копеек прописью отпуск разрешил Директор ______ Федоров Главный бухгалтер ______ Иванцова О.Г. подпись подпись отпустил Кладовщик ______ Васнецов Получил Кладовщик __________ Васнецов подпись подпись |
При более подробном рассмотрении, могут возникнуть некоторые вопросы. По данной накладной №12 мы получаем материалы, которые были указаны в счете №35 и за которые мы заплатили. Давайте сравним данные Табличной части накладной №12 и счета №35. Общая сумма и кол-во счета №35 и накладной №12 соответствуют между собой, 10694 руб. Однако цена за единицу, например по белилам в счете №35(187,2) больше чем цена в накладной №12(156). Это происходит потому, что цена указанная в счете №35 содержит НДС, а цена указанная в накладной №12 НДС не содержит. В накладной №12 НДС выделен в отдельную колонку, поэтому итоговые суммы и остаются одинаковыми.
Приходуем материалы (записываем в приходный ордер) на основании накладной №12(без НДС), поэтому цену указываем в приходном ордере без НДС (156). Приступим к заполнению приходного ордера…
Оформление счетов-фактур.
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
06.09.05 Поступила счет фактура на предприятие. На основании счет-фактуры № 5 от 05.09.05 был возмещен НДС по поступившим и оплаченным материалам из бюджета |
1782 1782 |
Счет-фактура № 5 от 05.09.05 |
- журнал счет-фактур полученных - Книга покупок |
Иными словами … 6 сентября от поставщика была получена счет-фактура №5. Данная счет фактура дает основание на возврат из бюджета налога на добавленную стоимость. Факт поступления счет фактуры №5 мы должны зафиксировать в журнале учета счетов фактур полученных. А также занести данные в книгу покупок, что будет означать возврат из бюджета НДС по полученным материалам. (При помощи диапроектора на экран выводятся документ-основание и чистый бланк <Приложение 3>. Одновременно с объяснением ассистент учителя заполняет в компьютере изначально чистые бланки документов. Результаты параллельно выводятся на экран через диапроектор.)
При заполнении журнала учета счетов фактур, необходимо иметь в виду, что в колонке “Дата” – записывается дата поступления счет фактуры на предприятии, а в колонке “Оприходовано” проставляется дата составления приходного ордера.
При заполнении книги покупок, необходимо знать, что “Дата оплаты счет-фактуры поставщика” – это и есть дата составления платежного требования.
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
4 |
07.09.05 С расчетного счета оплачен счет № 29 от 06.09.05 от ЧП “Визит” |
1171200 | счет № 29 от 06.09.05 |
Платежное поручение | ||
5 |
08.09.05 С иногороднего склада ЧП “Визит” по накладной № 28 (доверенность № 12 от 08.09.05) через Семакина А.Т. поступили следующие материалы: - пиломатериалы - кирпич - цемент |
36000 840000 100000 |
Накладная № 28 от 08.09.05 |
- Доверенность - Журнал учета доверенностей Приходный ордер |
||
6 |
18.09.05 Поступила сч-ф на предпр На основании счет-фактуры № 92 от 08.09.05 был возмещен НДС по материалам из бюджета |
195200 195200 |
счет-фактура № 92 от 18.09.05 | - журнал счет-фактур полученных - Книга покупок |
Выше в 1-3 операции мы вместе с вами рассмотрели, как заполняются документы по поступлению материалов. Далее вам предоставляется возможность попрактиковаться в заполнении документов по поступлению. Для этого в папке №1 найдите задание. Вам необходимо самостоятельно по аналогии заполнить документы по операциям 4-6.
Документы по четвертой операции заполняются по аналогии с первой. Нам поступил счет №29, на основании которого мы выписываем платежное поручение.
Что касается пятой операции, - необходимо помнить, что при приобретении материалов с иногородних складов нужно выписать доверенность. Порядок оформления данной операции следующий….Прежде чем забирать материалы с иногородних складов, на получение материалов нами выписывается доверенность на Семакина А.Т. и данные этой доверенности фиксируются в книге учета выданных доверенностей. Далее Семакин с этой доверенностью и копией платежного поручения прибывает на склад поставщика ЧП “Визит” и получает материалы. Саму же доверенность оставляет у поставщика. (Доверенность и книгу учета доверенностей учащиеся заполняют карандашом самостоятельно, после чего учитель публично рассматривает порядок заполнения данных документов.)
Далее прядок получения материалов и заполнения документов аналогичен второй операции. При отпуске материалов поставщик выписывает нам накладную на отпуск материалов на сторону, с которой мы прибываем на склад нашего предприятия.
На основании этой накладной выписываем приходный ордер. Данные этой накладной указываются в книге учета доверенностей и подтверждают выполнение поручения.
Документы по шестой операции заполняются аналогично третьей. Нам поступила счет фактура по поступившим материалам. Нам необходимо заполнить журнал учета счетов-фактур и книгу покупок. Данные заносим в уже начатые книгу покупок и журнал учета счетов-фактур.