Сочетание двигательной и познавательной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В современной общеобразовательной средней школе, в ее начальном звене, обучение тесно связано с физическим воспитанием учащихся. Уроки физической культуры нацелены на оздоровление, снятие переутомления младших школьников. На практике наблюдается усиление ориентации уроков физической культуры на преимущественное развитие физических качеств вместо оздоровительной направленности. С увеличением объёма и интенсивности учебной нагрузки в начальной школе наблюдается ухудшение состояния здоровья младших школьников. А также источником отрицательного воздействия на здоровье учащихся является сам учебный процесс, способы обучения, формы организации деятельности.

В связи с этим, на уроках в начальной школе необходима профилактика переутомления: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, среди которых физические минутки на уроках, подвижные игры на переменах, познавательные физкультурные минутки:

  • Двигательно-речевые

Учащиеся коллективно читают небольшие весёлые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Например, на уроке окружающего мира:

Мы отправились в поход (маршируют на месте, вперед).
Посмотреть, кто как живёт (повороты головы в стороны).
На пути у нас овраг -
Перепрыгнули вот так (прыжки в длину)
Переплыли Ниагару (круговые вращения руками)
Посмотрели на Сахару
И пришли мы вновь домой, (маршируют на месте)
Вот такой наш шар земной.

  • Дидактические игры с движениями

На уроке математики при изучении состава чисел учитель по классу размещает листья с выражениями. Первоклассники собирают листья, выполняя наклоны вперёд, прыжки вверх, дотягиваясь на носочках до листьев, помещенных на стенах классной комнаты. Дети распределяют листья-выражения по корзинам-результатам, устанавливая соответствия между выражениями и результатами.

  • Гимнастика для ума

Учащиеся фантазируют, на что похожи кегли, скакалка, мяч, обруч, придумывают необычные действия с физкультурным инвентарём.

  • Слайд-шоу в движении

Учитель на экране показывает несколько слайдов. Дети классифицируют слайды по группам и выполняют физические упражнения, изображая предмет, увиденный на слайде, в действии (разминка балерины, летящая птица, бегущий спортсмен).

  • Вращение на диске

Одним из вариантов использования диска на уроках физической культуры является имитация циферблата часов. Дети ложатся на диски, прогибаются (упражнение для укрепления мышц спины) и по заданию педагога поворачиваются к нужной цифре. В ходе такой работы дети учатся пользоваться часами и выполняют общеукрепляющие оздоровительные упражнения.

Упражнения, выполняемые детьми, сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность, улучшается настроение, исчезает инертность. Для психомышечной тренировки, релаксации учитель использует на уроках записи “Звуки леса”, “Шум моря”, классической музыки.

Внеурочная деятельность детей также строится через здоровьесохраняющие мероприятия. Стало традицией проведение Дней здоровья, спортивных праздников, походов, экскурсий.

Познавательные физкультурные минутки, релаксация способствуют развитию творческого воображения учащихся, мотивации к изучению учебных предметов.

Организация уроков на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности младших школьников с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, положительно повлиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы младшего школьника.