Программа психологического сопровождения Центра детского творчества Орджоникидзевского р-на г. Магнитогорска

Разделы: Школьная психологическая служба


Основные положения психологического сопровождения ЦДТОР

Концептуальные положения

  1. Психологическое сопровождение направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.
  2. Психодиагностика в образовательном учреждении дополнительного образования способствует изучению характерологических свойств субъектов образовательной деятельности и системы межличностных отношений.

Психологическое сопровождение должно учитывать, что:

  • ЦДТОР как образовательное учреждение может повысить качественно свою работу, если взаимоотношение с субъектами образовательной деятельности будут основываться на гуманистических принципах;
  • ЦДТОР не является социальным институтам перевоспитания характера учащегося, поскольку в ЦДТОР создаются условия для личностного роста каждого субъекта образовательной деятельности; не зависимо от его характера, темперамента и способностей;
  • ЦДТОР как социальный институт является профессиональным полем деятельности не только для педагогов, но и для учащихся.

Цель психологического сопровождения образовательного процесса:

создание безопасного социально-психологического климата, где каждый субъект образовательной деятельности может творчески реализовать свои возможности личностного и профессионального роста.

Задачи психологического сопровождения ЦДТОР:

  • Формирование у педагогов психологической культуры взаимоотношения и взаимодействия с учащимися (через коррекцию взаимоотношений в системе “педагог- ребенок” направленную на формирование мотивации)
  • Формирование у родителей психологической культуры взаимоотношения и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе “родитель - ребенок”)
  • Обеспечение совместной работы психолога, родителей и педагогов по формированию индивидуального подхода к каждому воспитаннику ЦДТОР.
  • Обеспечения оптимизации деятельности педагогических команд, направленных на формирование детско – профессионально- социальных общностей (через использование в работе технологий проектно – практической деятельности)
  • Определение условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению воспитанников, а также самовоспитанию.
  • Определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога и психологической его деформации

 Результативность работы:

  • показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристик учащихся, подчеркивая положительные и сильные стороны.
  • выдвинуть доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога с педагогическим коллективом.
  • сформировать единство педагогических требований к каждому ученику в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.

Направления психологического сопровождения ЦДТОР

Работа с учащимися включает:

  1. Проведение тренингов:
    • личностного самоопределения (8-11-е классы)
    • профессионального самоопределения (10-11-е классы)
    • самовоспитания (9-11-е классы)
    • арт-терапии (5-11-е классы).
  2. Оказание помощи в решении психологических проблем.
  3. Проведение психодиагностического исследования личностных особенностей воспитанников.
  4. Информирование о итогах психолого-педагогического обследования.
  5. Проведение индивидуальных консультаций по запросу воспитанников, родителей, администрации, педагогов.
  6. Проведение профориентационной работы со старшеклассниками.

Работа с родителями включает (по плану “Академии семейного воспитания”)

  • проведение родительских собраний для обеспечения родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся характерологических свойствах у детей;
  • проведение психодиагностики по определению социально-психологического типа личности воспитанника на родительских собраниях;
  • проведение индивидуальных консультаций по проблемам личностного развития воспитанника по результатам психодиагностического исследования социально-психологического типа личности;
  • проведение тематических семинаров по проблемам родительско-детских отношений.

Работа с педагогами включает:

  • проведение тематических семинаров, для обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся социально-психологических типах личности;
  • проведение практических семинаров, для формирования навыков использования диагностической информации о характерологических свойствах личности и обеспечения коррекции их отношения к (проблемным) воспитанникам;
  • проведение индивидуальных консультаций по вопросам межличностных взаимоотношений с (проблемными) воспитанниками;
  • определение стратегий педагогической помощи воспитанникам, испытывающим определенные трудности в общении, поведении и психологическом самочувствии.
  • определение педагогической стратегии и тактики собственной деятельности в рамках обучения и социализации учащихся

Тематические семинары для обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания воспитанников:

  1. Психолого-педагогическая характеристика педагогической деятельности в системе педагогического пространства ЦДТОР.
  2. Особенности социально-психологических типов личности.
  3. Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений педагога с воспитанниками различного социально- психологического типа.
  4. Итоги психолого-педагогического сопровождения в ЦДТОР

Работа с администрацией включает:

  1. Информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в ЦДТОР.
  2. Совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения образовательного процесса в ЦДТОР.
  3. Совместное решение вопросов, связанных с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного подходов при организации учебно-воспитательного процесса в ЦДТОР.
  4. Участие в разработке планов работы ЦДТОР

Содержание психолого-педагогических семинаров на учебный год

Цель психологического сопровождения педагогов:

  • повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний;
  • повышения уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации;
  • определение путей и условий для раскрытия и реализации личностного потенциала педагогов и воспитанников

Задачи психологического сопровождения педагогов:

  • определение и осуществление интеграции в профессиональной деятельности педагогов и психолога;
  • определение педагогической стратегии и тактики воздействия на воспитанников в рамках их обучения и социализации;
  • формирование психологической культуры взаимодействия с воспитанниками (через коррекцию взаимоотношений в системе “педагог-воспитанник ”);
  • осуществление совместной работы психолога и педагогов по выработке индивидуального подхода к каждому воспитаннику;
  • определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания.

Реализация цели и задач психологического сопровождения педагогов возможно при осуществлении совместной деятельности педагогов, родителей, и психолога, выражающейся в организации и проведении:

  1. Просветительских семинаров – обеспечение педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания воспитанников ( темы семинаров могут определяться по запросу педагогов и администрации).
  2. Практических семинаров – формирование навыков социального взаимодействия с воспитанниками различного социально-психологического типа личности; формирование адекватного представления о внутреннем мире и личностно-индивидуальных качеств воспитанников.
  3. Групповых консультаций – ознакомление с итогами психолого-педагогического исследования и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса за учебный год.
  4. Индивидуальных консультаций – определение актуальных задач сотрудничества; определение психологической поддержки педагогов и воспитанников на этапе первичной адаптации педагогов к воспитанникам; определение воспитанников, испытывающие трудности в общении, поведении; просвещение по проблемам развития отдельных воспитанников(по результатам диагностики); определение социальных форм межличностного взаимоотношения с”проблемными” воспитанниками

Результативность психологического сопровождения образовательного процесса

Психологическое сопровождение образовательного процесса ЦДТОР позволит:

  • определить и реализовать психолого-педагогические стратегии оптимизации личностного развития воспитанников в рамках их обучения и социализации;
  • определить и осуществить интеграцию профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, учащихся).

План работы психологического сопровождения ЦДТОР