Основные положения психологического сопровождения ЦДТОР
Концептуальные положения
- Психологическое сопровождение направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.
- Психодиагностика в образовательном учреждении дополнительного образования способствует изучению характерологических свойств субъектов образовательной деятельности и системы межличностных отношений.
Психологическое сопровождение должно учитывать, что:
- ЦДТОР как образовательное учреждение может повысить качественно свою работу, если взаимоотношение с субъектами образовательной деятельности будут основываться на гуманистических принципах;
- ЦДТОР не является социальным институтам перевоспитания характера учащегося, поскольку в ЦДТОР создаются условия для личностного роста каждого субъекта образовательной деятельности; не зависимо от его характера, темперамента и способностей;
- ЦДТОР как социальный институт является профессиональным полем деятельности не только для педагогов, но и для учащихся.
Цель психологического сопровождения образовательного процесса:
создание безопасного социально-психологического климата, где каждый субъект образовательной деятельности может творчески реализовать свои возможности личностного и профессионального роста.
Задачи психологического сопровождения ЦДТОР:
- Формирование у педагогов психологической культуры взаимоотношения и взаимодействия с учащимися (через коррекцию взаимоотношений в системе “педагог- ребенок” направленную на формирование мотивации)
- Формирование у родителей психологической культуры взаимоотношения и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе “родитель - ребенок”)
- Обеспечение совместной работы психолога, родителей и педагогов по формированию индивидуального подхода к каждому воспитаннику ЦДТОР.
- Обеспечения оптимизации деятельности педагогических команд, направленных на формирование детско – профессионально- социальных общностей (через использование в работе технологий проектно – практической деятельности)
- Определение условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению воспитанников, а также самовоспитанию.
- Определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога и психологической его деформации
Результативность работы:
- показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристик учащихся, подчеркивая положительные и сильные стороны.
- выдвинуть доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога с педагогическим коллективом.
- сформировать единство педагогических требований к каждому ученику в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.
Направления психологического сопровождения ЦДТОР
Работа с учащимися включает:
- Проведение тренингов:
- личностного самоопределения (8-11-е классы)
- профессионального самоопределения (10-11-е классы)
- самовоспитания (9-11-е классы)
- арт-терапии (5-11-е классы).
- Оказание помощи в решении психологических проблем.
- Проведение психодиагностического исследования личностных особенностей воспитанников.
- Информирование о итогах психолого-педагогического обследования.
- Проведение индивидуальных консультаций по запросу воспитанников, родителей, администрации, педагогов.
- Проведение профориентационной работы со старшеклассниками.
Работа с родителями включает (по плану
“Академии семейного воспитания”)
Работа с педагогами включает:
- проведение тематических семинаров, для обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся социально-психологических типах личности;
- проведение практических семинаров, для формирования навыков использования диагностической информации о характерологических свойствах личности и обеспечения коррекции их отношения к (проблемным) воспитанникам;
- проведение индивидуальных консультаций по вопросам межличностных взаимоотношений с (проблемными) воспитанниками;
- определение стратегий педагогической помощи воспитанникам, испытывающим определенные трудности в общении, поведении и психологическом самочувствии.
- определение педагогической стратегии и тактики собственной деятельности в рамках обучения и социализации учащихся
Тематические семинары для обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания воспитанников:
- Психолого-педагогическая характеристика педагогической деятельности в системе педагогического пространства ЦДТОР.
- Особенности социально-психологических типов личности.
- Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений педагога с воспитанниками различного социально- психологического типа.
- Итоги психолого-педагогического сопровождения в ЦДТОР
Работа с администрацией включает:
- Информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в ЦДТОР.
- Совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения образовательного процесса в ЦДТОР.
- Совместное решение вопросов, связанных с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного подходов при организации учебно-воспитательного процесса в ЦДТОР.
- Участие в разработке планов работы ЦДТОР
Содержание психолого-педагогических семинаров на учебный год
Цель психологического сопровождения педагогов:
- повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний;
- повышения уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации;
- определение путей и условий для раскрытия и реализации личностного потенциала педагогов и воспитанников
Задачи психологического сопровождения педагогов:
- определение и осуществление интеграции в профессиональной деятельности педагогов и психолога;
- определение педагогической стратегии и тактики воздействия на воспитанников в рамках их обучения и социализации;
- формирование психологической культуры взаимодействия с воспитанниками (через коррекцию взаимоотношений в системе “педагог-воспитанник ”);
- осуществление совместной работы психолога и педагогов по выработке индивидуального подхода к каждому воспитаннику;
- определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания.
Реализация цели и задач психологического сопровождения педагогов возможно при осуществлении совместной деятельности педагогов, родителей, и психолога, выражающейся в организации и проведении:
- Просветительских семинаров – обеспечение педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания воспитанников ( темы семинаров могут определяться по запросу педагогов и администрации).
- Практических семинаров – формирование навыков социального взаимодействия с воспитанниками различного социально-психологического типа личности; формирование адекватного представления о внутреннем мире и личностно-индивидуальных качеств воспитанников.
- Групповых консультаций – ознакомление с итогами психолого-педагогического исследования и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса за учебный год.
- Индивидуальных консультаций – определение актуальных задач сотрудничества; определение психологической поддержки педагогов и воспитанников на этапе первичной адаптации педагогов к воспитанникам; определение воспитанников, испытывающие трудности в общении, поведении; просвещение по проблемам развития отдельных воспитанников(по результатам диагностики); определение социальных форм межличностного взаимоотношения с”проблемными” воспитанниками
Результативность психологического сопровождения образовательного процесса
Психологическое сопровождение образовательного процесса ЦДТОР позволит:
- определить и реализовать психолого-педагогические стратегии оптимизации личностного развития воспитанников в рамках их обучения и социализации;
- определить и осуществить интеграцию профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, учащихся).