Интегрированный урок по истории и математике на тему: "Реформы Петра I". 7—9-е классы

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Разъяснить учащимся, используя умение решать математические задачи, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни.
    2. Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.
  2. Повторить решение задач на составление уравнений, задачи на части и проценты.
    3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории используя возможности урока математики.

Оборудование урока:

  1. Карта “Российская империя в первой половине XVIII века”.
  2. Выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.
  3. Выставка книг о Петре I и его времени.
  4. Раздаточный материал по математике и истории: задачи по математике, задания по истории.
  5. Флаг России.
  6. Презентация.

План урока:

  1. Вступительное слово учителей, постановка целей и задач урока.
  2. Повторение и обобщение:

– о значении Великого посольства;
– военной реформе (Азовские походы, Северная война);
– об основании Петербурга;
– реформы административного управления;
– реформы экономики;
– церковные реформы;
– реформы в образование.

3. Итоги Петровских преобразований.

Решение задач, выполнение заданий и словарной работы по содержанию урока. Показ   слайдов по основным вопросам.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки.)

Учитель истории:

Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”.

Существуют два образа Петра Великого – подлинный и мнимый. В наши дни благодаря средствам массовой информации наступил “петровский ренессанс”. Он начался с возвращения Ленинграду имени Санкт-Петербурга, утверждения штандарта Петра в качестве официального государственного флага, восстановления петровских наград в качестве высших государственных отличий, закончился пышным празднованием 300-летия основания Северной Пальмиры – родины нынешнего президента России. Личность Петра далека от идеала. Но дело не только в положительных и отрицательных чертах его натуры. Для нас, его потомков, живущих в XXI веке, актуальны и важны вопросы: как российский император осуществлял европеизацию, какие пути и способы им были испробованы, какую цену заплатили народы России. Все эти вопросы помогут нам выделить в безбрежном материале, посвященном его эпохе и царствованию, узловые точки, которые позволят увидеть само существенное. История всегда опирается на факты, но факты нужно подкреплять точными экономическими расчётами, поэтому сегодня на уроке в духе Петра I мы подумаем, какое значение имели эти преобразования для будущего России, и какую роль сыграл Петр I в осуществлении этих реформ, подкрепляя свои выводы точными математическими расчётами.

Учитель математики:

2. Повторение и обобщение материала.

1) Мнение современников о Петре (рассказ учеников).

“То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" – писал о Петре А.С.Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников – плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Великий преобразователь России был убежденным сторонником абсолютизма.

Расскажите, каким видели Петра его современники. (Выступление учащихся.) – приложение №1.

2) Задачи стоящие перед Россией (работа по схеме – схема в тетради) (приложение №2)

Задачи, стоящие перед Россией в XVIII веке

Необходимость выхода к морю

- торговля

- культурный застой

Незащищённость южных рубежей

 

Отсутствие регулярной армии

- дворянское ополчение

- стрельцы

Отсутствие крупной промышленности

- 20 мануфактур, мало вооружения

Приказы устарели

 

Реформа образования

- церковное

- необходима подготовка специалистов

Нельзя сказать, что до него не проводились реформы на Руси. Но новое внедрялось медленно.

Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию Петр I, двигаясь с привычной российской неспешностью, как написал, например, русский историк XVIII века М.М.Щербатов в своем сочинении “О повреждении в России” потребовалось бы 200 лет.

При этом Петру пришлось делать все одновременно – вести войну и реорганизовывать армию, создавать флот и заботиться о производстве оружия для новых воинских формирований.

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра. (А.С.Пушкин)

3) “Великое посольство”.

Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления? (выступления учащихся.) Приложение №3.

Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?- “Птенцы гнезда Петрова” (Выступления учащихся.) Приложение №4.

4) Военная реформа.

Петр провел четыре войны, которые существенно изменили карту Евразии. Из 42 лет правления царя 40 пришлось на войны.

а) Стране нужен выход к морю. (Выход в Черное море через Азов.) Расскажите, какую задачу удалось решить Петру, прежде чем крепость Азов была взята?

*** – А теперь устно решим задач и узнаем …. №1,2

20 октября Боярская дума приняла решение: “Морским судам быть” – этот день считается днём рождения российского флота.

Удалось ли Петру закрепить завоевания на Азове? (неудачный Прутский поход, 1723г. Петербургский договор: к России отходят западное и южное побережье Каспия).

б) в1700 г. началась война, получившая название Северной. Какие цели преследовал Петр?

Как началась война? Сломили первые неудачи Петра? Какие действия он предпринимает?

Первые удачи не заставили себя ждать.

*** – Решение задачи №3.

Чтобы закрепить завоеванное, нужно было срочно создавать Балтийский флот и закрепиться на побережье. С этой целью по приказу Петра заложен город. Как он назывался? После 1709 года город строится из камня на вечные времена.

*** – Решение задач:№ 4,5.

Какие события укрепили мысль Петра в окончательной победе над шведами? (Полтавская битва).

в) Полтавской битве предшествовала битва, которую Петр назвал подготовкой к Полтавской. Какая эта битва и почему Петр так высоко её оценил?

*** Докажите значимость битвы у деревни Лесной решив задачу № 6.

И грянул бой, Полтавский бой! Так писал А.С.Пушкин много лет спустя. А тогда по словам Петра, “и тако Божией помощию вся неприятельская столь в свете славная армия (которая бытием в Саксонии не малой страх в Европе причинила) к государю российскому в руку досталась”.

*** Решение следующей задачи нам докажет, справедливость слов Петра. № 7, 8 устно.

г) Какие победы на море закрепили победу на суше? (Гангутское и Гренгамское).

99 небольших русских судов не могли победить могучую шведскую эскадру. Какие действия предпринимает Ф.М.Апраксин прибывший к месту военных действий? (В узком месте Гангута – просека, перетянуты корабли, шведы дробят эскадру, русские обходят их на своих кораблях, в результате преимущество на стороне русских ).

Петр Великий прекрасно понимал, что исход сражений определяется не только количеством и качеством вооруженных сил, но и состоянием нравственного и патриотического духа военнослужащих. Государь придавал большое значение моральным стимулам. Он, по существу, явился родоначальником современной массовой наградной системы. Рассказ ученика (Приложение №5).

д) Итоги военных реформ:

1. создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать с противниками и побеждать их.

2. Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметьев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)

3. Создание мощного военного флота.

4. Гигантский рост военных доходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств народа.

*** – Задачи № 9,10 устно.

5) Административная реформа.

Отдавая в течение долгих лет свое время. Силы, энергию Северной войне, ПетрI ни на минуту не забывал о необходимости других реформ. Он внес большой вклад в строительство российской государственности.

Образцом для реформ государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов.

Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия:

Сенат – высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии – правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии – новые административные единицы.

Синод – высший церковный орган.

Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами.

Табель о рангах – документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.

Повторение по слайдам реформ: 1. Реформа высших и центральных органов власти (приложение №12).

2.Реформы местного управления (приложение №13).

3. Церковные реформы (приложение №14).

Работа по схеме (схема в тетради) Приложение № 6.

Реформирование всех сфер государственной жизни

Финансовая реформа 1718 г.

- подворная подать

- подушная подать

Государственное управление

- Сенат, генерал – прокурор

- коллегии

- тайная канцелярия

- губернаторы

-провинции, магистраты

1721 г. Церковное управление

- вместо патриарха Синод и обер- прокурор

Расширение дворянского землевладения

- раздача крестьян

- 1714 г. поместья – наследственны

Табель о рангах, 1722 г.

- 14 классов, личная выслуга служба обязательна

Система образования

 

Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Другие, что благодаря усилиям императора сложилась цельная и стройная система административного и бюрократического управления, военно-полицейского контроля над страной при помощи служилого дворянства и чиновничьей бюрократии. По существу, Петр явился родоначальником весьма эффективной “командно-административной” системы авторитарного управления. В любом случае реформы вели к установлению абсолютной власти царя.

Задания по реформам. Приложение №7.

6) Реформы промышленности.

Знаменательные победы русского оружия были бы немыслимы без существенных преобразований в хозяйственной и экономической жизни страны. Молодой царь понял это еще в самом начале своего правления, после поездки в Европу.

В петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего, промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому? Какие преобразования в этой области были проведены?

Сообщения учащихся (приложение № 8)

*** Решение задач.

- Рост торговли – №11.

- развитие промышленности – № 11,12.

– развитие ткачества – № 14.

Работа по схеме (схема в тетради) Приложение № 9.

Военные преобразования.

Развитие промышленности.

Создание регулярной армии

- рекруты – пожизненно

- командный состав

Строительство флота

 

Промышленность

- Мануфактуры20 a 191, горные, военные

- крепостной труд

Покровительство купечеству и промышленности

- тариф 1724 г.

Решение исторической задачи (приложении №10).

А теперь проверим, как вы сможете решить историческую задачу.

Задание. У вас на столах листочки с заданием. Текст называется “Экономические преобразования Петра”. Вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился законченный рассказ. Слова, которые нужно вставить в текст, приведены ниже. Самостоятельная работа уч-ся. (3-5мин.) Несколько работ на проверку. Затем чтение текста вслух.

Вывод: В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень? Конечно, народ, заслуги которого нельзя преуменьшать.

7) Развитие науки и образования.

Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге.

*** Решение задачи №15.

В 1701 г. в Москве открылась “Школа математицких и навигацких наук”, в этом же году при московском госпитале возникла медицинская школа, в 1711 г. появилась инженерная школа, которая при Петре I, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий. В ряде городов были открыты цифирные школы, в которых осуществлялось начальное обучение.

*** – Решение задачи № 16,17.

С 1700 г. велено было вести летоисчисление не по старому обычаю – от сотворения мира, а по-европейски – от Рождества Христова и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января.

Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его.

Важнейшим событием стало возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), которая выходила в Петербурге с 1702 года.

По инициативе Петра I происходили важные изменения и в быту российских подданных. Были изданы специальные указы, запрещавшие ношение бороды, предписывавшие ношение европейского платья, курение табака. Царь стремился привить дворянству и купечеству культурные формы общения и удовольствий. Для этого в 1717 г. была издана книга "Юности честное зерцало", где излагались элементарные правила поведения в обществе. В следующем году вышел указ об учреждении ассамблей – вольных собраний для дворян, "знатных" купцов и "главных мастеров", в которых должны были принимать участие и женщины. Устраивались также и народные гулянья: уличные шествия, фейерверки.

Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение, они подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие.

В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру.

И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской академии наук.

Задание по реформам: приложение № 11.

Вывод по уроку: по истории.

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

Вывод по уроку.

Приложения