Обобщающий урок по разделу "Лексика". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

развивать речь у детей; обогатить словарный запас учащихся;
отработать навык работы с толковым словарём

Задачи:

1) Научить различать прямое и переносное значение в простых ситуациях;

2) Уметь находить и подбирать к словам – слова синонимы;

3)Закрепить знания в подборе слов антонимов;

4) Работать над каллиграфией письма;

5) Закрепить знания в определении лексического значения многозначного слова в тексте.

Оборудование: картина с изображением замка, толковые словари, учебники русского языка 5 класса, рисунки многозначных слов, рисунок ринга антонимов, рисунок комнаты смеха (гребень разные рисунки), галерея синонимов.

Ход:

1) Чистописание и словарная работа

– Дополните сочетание букв (мол) до слова. Дети записывают (Молоко, молоток, молот)

– Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Дети делят на слоги, ставят ударение (Молоко, молоток, молот)

– Назовите безударную гласную в словах, которую можем проверить ударением. Дети подбирают слова (молочный, молот)

– Составьте предложение со словом молоко. Дети составляют устно разные предложения. Одно предложение комментирует ученик, дети записывают.

(Дает корова молоко)

Разберите по членам предложения.

2) Закрепление по разделу “Лексика”

Сегодня мы с вами отправимся в страну “Лексики” и закрепим все свои знания в этой области; обобщим и закрепим знания в определении лексического значения многозначных слов; будем подбирать слова антонимы и строить синонимический ряд слов; работать будем по вариантам, по рядам, по группам и коллективно.

-Вы готовы!

(Дети отвечают)

1 шаг

Чтобы отправиться, надо сначала вспомнить, что такое “Лексика”?

Лексика – это наука о словах, а точнее об их значениях.

Слова – это строительный материал языка, из них в стране созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами попробуем что-нибудь создать. Но помните, самое главное здесь то, что каждое слово имеет своё значение, им оно отличается от других слов языка. Каждое слово что-то обозначает. Это его лексическое значение.

– А где можно узнать лексическое значение слова?

(Дети отвечают)

У: Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Это особые справочные книги. Там дается разъяснение слов.

У: Как же располагаются слова в этих книгах? (в алфавитном порядке)

(Дети отвечают)

– Давайте откроем толковый словарик (учебник 5-го класса русский язык страница 305) и прочитаем определение слов:

Айсберг

Маяк

Земля

– Найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор?

(Дети отвечают)

– Сколько значений имеют слова айсберг, маяк, земля?

(Дети отвечают)

2 шаг

Вывод: У слова бывает не одно значение, а много и такие слова называются многозначные.

Оформление доски: картина с изображением замка из страны Лексика (рисунок 1)

Работа по рядам:

Запишите предложения о земле.

1 ряд: Как о планете Солнечной системы.

2 ряд: Земля в значении суши.

3 ряд: Земля, почва, верхний слой нашей планеты

– Подчеркните главные члены предложения.

– Объясните толкование многозначного слова в стихотворении и найдите слова помощники.

Ключ

Много разных есть ключей:

Ключ– родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный

Ключ дверной (рисунки)

(Дети отвечают) (Рисунок 5)

Молодцы! (На доске появляются таблички: лексическое значение, многозначные слова, однозначные слова, рисунок с многозначными словами)

3 шаг

Работа по учебнику (О.Л. Соболева. Русский язык, 2 класс, страница 120-121).

Переносное значение

В этой стране есть комната смеха (рисунок 2).

Смотрите, а там какое-то слово стоит – в кривые зеркала заглядывает, похохатывается. (ответы детей)

– Что такое переносное значение? (ответы детей)

Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

– Что же видите в комнате смеха? (ответы детей)

Деревянный гребень

Петушиный гребень

Гребень волны

Гребень горы

– Найдите, где у слова ГРЕБЕНЬ прямое значение, а где переносное значение? (ответы детей)

Работа с учебником страница 119.

Спишите. Объясните значение слово “золотой”.

Объясните, в каком предложении это слово употребляется в прямом значении? (ответы детей)

У куклы золотые волоса.

У Буратино золотой ключик.

У папы Карло золотое сердце.

4 шаг (работа продолжается по учебнику)

У: Когда значения спорят? (рисунок3)

В этой стране часто проводятся чемпионат среди антонимов.

– Что же такое антонимы? (ответы детей)

Антонимы – это слова – противники, потому что у них противоположные значения

3)Физминутка.

Вы готовы со мной посостязаться. У учителя в руках мяч, он бросает мяч – слово, а дети возвращают мяч и говорят слово с противоположным значением.

Умный – глупый, белый – черный, здоровый – больной, вверх – вниз, близко – далеко, низко – высоко, толстеть – худеть, смеяться – плакать, тонем – всплываем, утро – вечер, день – ночь.

Отдохнули.

Посмотрим, как вы сможете распределить антонимы по группам (письменная работа в тетради).

Работа по вариантам. Работа по учебнику 5 класса страница 148

1 вариант время, температура

2 вариант цвет, размер

3 вариант место, температура

Ранний – поздний, широкий – узкий, белый – чёрный, тогда – теперь, яркий – тусклый, короткий – длинный, утро – вечер, высокий – низкий, жара – холод, близко – далеко, горячий – холодный, подземный – надземный, бледный – румяный, вверх – вниз, нагреть – остудить.

5 шаг

В этой стране есть прекрасная галерея синонимов (рисунок 4).

– Что же такое синонимы? (ответы детей)

Синонимы – это слова – друзья. У них близкие значения, хотя с виду и на слух они совсем не похожи.

Работа в группах

1) Ребята, надо выстроить синонимический ряд к словам.

Путь – (дорожка, дорога, тропинка).

Метель – (пурга, буран).

Пища – (еда).

Огромный – (громадный).

Разговор – (болтовня).

Обет – (обещание, клятва).

Друг – (товарищ, приятель).

Смеяться – (хихикать, хохотать).

2) Найдите, что здесь лишнее?

Огонь, дым, пламя.

Лошадь, конница, кавалерия.

Шалун, тихоня, озорник.

Дети доказывают, объясняют.

В 1строке лишнее слово дым, потому что огонь и пламя – это одно и то же, только по-разному называются.

Во 2 строке лишнее слово лошадь, потому что она одна, а коннице и в кавалерии их много.

В 3 строчке лишнее слово тихоня.

Шалуном и озорником называют ребенка, который кричит, резвится, а тихоней – спокойного и смирного.

– Молодцы ребята.

– Запишите слово ребенок, и подбери и создай синонимический ряд.

(Дети выполняют задание)

(Ребёнок – дитя, малыш, малютка, крошка, деточка, детёныш).

3)Итог урока.

– Где вы сегодня, ребята, побывали?

– Что такое лексика?

– Чем отличается многозначные слова от однозначных слов?

– О чем ты узнал в комнате смеха?

– Что особенного в галерее узнали?

– Кто участвовал в чемпионате?

Закончить я урок хочу прощальной игрой “ Наоборот”.

Вы, ребята, мне помогите.

А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней.
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черёд
Сыграть в игру “Наоборот”
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…..(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко).
Скажу я слово потолок
А ты ответишь…(пол).
Скажу, я слово потерял,
И скажешь ты…(нашёл).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец).
Теперь начало я скажу, –
Ну, отвечай…(конец).