Цель:
развивать речь у детей; обогатить словарный
запас учащихся;
отработать навык работы с толковым словарём
Задачи:
1) Научить различать прямое и переносное значение в простых ситуациях;
2) Уметь находить и подбирать к словам – слова синонимы;
3)Закрепить знания в подборе слов антонимов;
4) Работать над каллиграфией письма;
5) Закрепить знания в определении лексического значения многозначного слова в тексте.
Оборудование: картина с изображением замка, толковые словари, учебники русского языка 5 класса, рисунки многозначных слов, рисунок ринга антонимов, рисунок комнаты смеха (гребень разные рисунки), галерея синонимов.
Ход:
1) Чистописание и словарная работа
– Дополните сочетание букв (мол) до слова. Дети записывают (Молоко, молоток, молот)
– Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Дети делят на слоги, ставят ударение (Молоко, молоток, молот)
– Назовите безударную гласную в словах, которую можем проверить ударением. Дети подбирают слова (молочный, молот)
– Составьте предложение со словом молоко. Дети составляют устно разные предложения. Одно предложение комментирует ученик, дети записывают.
(Дает корова молоко)
Разберите по членам предложения.
2) Закрепление по разделу “Лексика”
Сегодня мы с вами отправимся в страну “Лексики” и закрепим все свои знания в этой области; обобщим и закрепим знания в определении лексического значения многозначных слов; будем подбирать слова антонимы и строить синонимический ряд слов; работать будем по вариантам, по рядам, по группам и коллективно.
-Вы готовы!
(Дети отвечают)
1 шаг
Чтобы отправиться, надо сначала вспомнить, что такое “Лексика”?
Лексика – это наука о словах, а точнее об их значениях.
Слова – это строительный материал языка, из них в стране созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами попробуем что-нибудь создать. Но помните, самое главное здесь то, что каждое слово имеет своё значение, им оно отличается от других слов языка. Каждое слово что-то обозначает. Это его лексическое значение.
– А где можно узнать лексическое значение слова?
(Дети отвечают)
У: Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Это особые справочные книги. Там дается разъяснение слов.
У: Как же располагаются слова в этих книгах? (в алфавитном порядке)
(Дети отвечают)
– Давайте откроем толковый словарик (учебник 5-го класса русский язык страница 305) и прочитаем определение слов:
Айсберг
Маяк
Земля
– Найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор?
(Дети отвечают)
– Сколько значений имеют слова айсберг, маяк, земля?
(Дети отвечают)
2 шаг
Вывод: У слова бывает не одно значение, а много и такие слова называются многозначные.
Оформление доски: картина с изображением замка из страны Лексика (рисунок 1)
Работа по рядам:
Запишите предложения о земле.
1 ряд: Как о планете Солнечной системы.
2 ряд: Земля в значении суши.
3 ряд: Земля, почва, верхний слой нашей планеты
– Подчеркните главные члены предложения.
– Объясните толкование многозначного слова в стихотворении и найдите слова помощники.
Ключ
Много разных есть ключей:
Ключ– родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный
Ключ дверной (рисунки)
(Дети отвечают) (Рисунок 5)
Молодцы! (На доске появляются таблички: лексическое значение, многозначные слова, однозначные слова, рисунок с многозначными словами)
3 шаг
Работа по учебнику (О.Л. Соболева. Русский язык, 2 класс, страница 120-121).
Переносное значение
В этой стране есть комната смеха (рисунок 2).
Смотрите, а там какое-то слово стоит – в кривые зеркала заглядывает, похохатывается. (ответы детей)
– Что такое переносное значение? (ответы детей)
Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.
– Что же видите в комнате смеха? (ответы детей)
Деревянный гребень
Петушиный гребень
Гребень волны
Гребень горы
– Найдите, где у слова ГРЕБЕНЬ прямое значение, а где переносное значение? (ответы детей)
Работа с учебником страница 119.
Спишите. Объясните значение слово “золотой”.
Объясните, в каком предложении это слово употребляется в прямом значении? (ответы детей)
У куклы золотые волоса.
У Буратино золотой ключик.
У папы Карло золотое сердце.
4 шаг (работа продолжается по учебнику)
У: Когда значения спорят? (рисунок3)
В этой стране часто проводятся чемпионат среди антонимов.
– Что же такое антонимы? (ответы детей)
Антонимы – это слова – противники, потому что у них противоположные значения
3)Физминутка.
Вы готовы со мной посостязаться. У учителя в руках мяч, он бросает мяч – слово, а дети возвращают мяч и говорят слово с противоположным значением.
Умный – глупый, белый – черный, здоровый – больной, вверх – вниз, близко – далеко, низко – высоко, толстеть – худеть, смеяться – плакать, тонем – всплываем, утро – вечер, день – ночь.
Отдохнули.
Посмотрим, как вы сможете распределить антонимы по группам (письменная работа в тетради).
Работа по вариантам. Работа по учебнику 5 класса страница 148
1 вариант время, температура
2 вариант цвет, размер
3 вариант место, температура
Ранний – поздний, широкий – узкий, белый – чёрный, тогда – теперь, яркий – тусклый, короткий – длинный, утро – вечер, высокий – низкий, жара – холод, близко – далеко, горячий – холодный, подземный – надземный, бледный – румяный, вверх – вниз, нагреть – остудить.
5 шаг
В этой стране есть прекрасная галерея синонимов (рисунок 4).
– Что же такое синонимы? (ответы детей)
Синонимы – это слова – друзья. У них близкие значения, хотя с виду и на слух они совсем не похожи.
Работа в группах
1) Ребята, надо выстроить синонимический ряд к словам.
Путь – (дорожка, дорога, тропинка).
Метель – (пурга, буран).
Пища – (еда).
Огромный – (громадный).
Разговор – (болтовня).
Обет – (обещание, клятва).
Друг – (товарищ, приятель).
Смеяться – (хихикать, хохотать).
2) Найдите, что здесь лишнее?
Огонь, дым, пламя.
Лошадь, конница, кавалерия.
Шалун, тихоня, озорник.
Дети доказывают, объясняют.
В 1строке лишнее слово дым, потому что огонь и пламя – это одно и то же, только по-разному называются.
Во 2 строке лишнее слово лошадь, потому что она одна, а коннице и в кавалерии их много.
В 3 строчке лишнее слово тихоня.
Шалуном и озорником называют ребенка, который кричит, резвится, а тихоней – спокойного и смирного.
– Молодцы ребята.
– Запишите слово ребенок, и подбери и создай синонимический ряд.
(Дети выполняют задание)
(Ребёнок – дитя, малыш, малютка, крошка, деточка, детёныш).
3)Итог урока.
– Где вы сегодня, ребята, побывали?
– Что такое лексика?
– Чем отличается многозначные слова от однозначных слов?
– О чем ты узнал в комнате смеха?
– Что особенного в галерее узнали?
– Кто участвовал в чемпионате?
Закончить я урок хочу прощальной игрой “ Наоборот”.
Вы, ребята, мне помогите.
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней.
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черёд
Сыграть в игру “Наоборот”
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…..(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко).
Скажу я слово потолок
А ты ответишь…(пол).
Скажу, я слово потерял,
И скажешь ты…(нашёл).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец).
Теперь начало я скажу, –
Ну, отвечай…(конец).