Трудовое обучение. Рабочая программа (вариант для сельских школ). 5—9-е классы

Разделы: Технология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы технологической культуры и грамотности учащейся молодежи. В связи с этим особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности в создавшихся экономических условиях, к востребованному профессиональному определению.

Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассоглосованием между предлагаемыми для реализации учебными программами по трудовому обучению и материально-технической базой ОУ. Особенно от этого страдают сельские школы.

Данная программа по трудовому обучению – вариант адаптации для сельских школ программы “Технология” В. Д. Симоненко.

Особенность данной программы в её модульном построении:

Программа адресована для учащихся 5-9-х классов сельских общеобразовательных школ, построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта образовательной области “Технология”.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны

знать:

  • технологию выращивания отдельных овощных культур и цветочных растений;
  • способы сбора и хранения урожая;
  • технологию и способы обработки древесины;
  • устройство и назначение контрольно-измерительных и ручных столярных инструментов;
  • устройство деревообрабатывающих станков (токарного, сверлильного);
  • основы проектирования;

уметь

  • выращивать отдельные овощные культуры и цветочные растения;
  • рационально организовать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
  • читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
  • выполнять основные технологические операции при  изготовлении изделий из древесины;
  • разрабатывать и документально оформлять проектные работы.

В соответствии с этим, целью данной программы является приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

Программа предусматривает проведение уроков-экскурсий, уроков-лекций, уроков-практикумов. Большая часть учебного времени отводится урокам-практикумам.

Контрольно-зачётные требования сводятся к следующему:

  • выполнение проекта,
  • публичная защита проекта по окончании каждого года обучения.

Программа общим объёмом 340 часов рассчитана на 5 лет обучения (5-9 классы), 68 часов в год, 2 часа в неделю.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 6 КЛАСС. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Тема урока Кол-во

часов

Формы

контроля

  С/Х ТРУД. ОСЕННИЙ ПЕРИОД.    
1. Экскурсия на учебно-опытный участок и на поле хозяйства. 1  
2. Правила техники безопасности при уборке урожая на пришкольном участке. 1 тест
3-4. Уборка и учет урожая картофеля. 2  
5-6. Уборка и учет урожая овощей и корнеплодов. 2  
7-8. Отбор и закладка на хранение семенного материала овощных культур. 2  
9-10. Удаление растительных остатков с делянок. Характеристика почв. 2  
11-12. Осенняя обработка почвы под овощные культуры на учебно-опытном участке. 2  
13-14. Севооборот. Мелиорация сельскохозяйственных угодий. 2  
15-16. Ремонт с/х инструмента. 2  
  ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.    
17. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Характеристика древесины. 1  
18. Техника безопасности труда в столярной мастерской. 1 тест
19. Содержание работы в столярной мастерской и её оборудование. 1  
20. Производство и применение пиломатериалов. 1  
21-22. Чертежи детали и сборочный чертёж. 2 практическая работа
23-24. Соединение брусков. 2  
25-26. Изготовление ручным инструментом деталей цилиндрической формы. 2  
27-28. Изготовление ручным инструментом деталей конической формы. 2  
29-30. Основы конструирования и моделирования изделий из древесины. 2  
31-32. Составные части машин. 2  
33. Устройство токарного станка по дереву. 1  
34. Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву. 1 тест
35-36. Технология точения древесины на токарном станке. 2  
37-38. Технологическая карта. 2  
39-42. Технология точения древесины на токарном станке по дереву. 4  
43-44. Отделка и окрашивание изделия. 2  
45-48. Художественная обработка изделий из древесины. 4 защита проекта
49-50. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. 2  
51-52. Что значит “относиться экономно и бережно”? 2 творческая работа
  С/Х ТРУД. ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД.    
53. Понятие о сорте. Рассада. 1  
54. Виды защищенного грунта. 1  
55. Подготовка рассадных ящиков. 1  
56. Посев семян капусты и томата. 1  
57-58. Уход за рассадой. 2  
59-60. Пикировка рассады. 2  
61-62. Удаление растительных остатков с делянок. 2  
63-64. Весенняя обработка почвы. Внесение удобрений. 2  
65-66. Посадка клубней раннего картофеля. 2  
67. Высадка овощной рассады в грунт. 1  
68. Посев семян овощных культур. 1  

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 7 КЛАСС. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Тема урока Кол-во часов Формы контроля
  С/Х ТРУД. ОСЕННИЙ ПЕРИОД. 20ч.    
1-2. Экскурсия на поле хозяйства. 2  
3-4. Безопасность труда при уборке урожая. 2 тест
5-6. Уборка и учёт урожая семян цветочных растений. 2  
7-8. Уборка и учёт урожая капусты. 2  
9-12. Уборка и учёт урожая корнеплодов. 4  
13-14. Подготовка посадочных ям. 2  
15-16. Посадка деревьев и ягодных кустарников. 2  
17-18. Уход за плодово-ягодным садом. 2  
19-20. Ремонт с/х инвентаря. 2  
  ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. 36 ч.    
21. Механические свойства древесины. 1  
22. Правила безопасности труда в мастерской. 1 тест
23-24. Изделия из древесины и их графическое изображение. 2  
25-28. Изготовление деталей с шипами. 4  
29-30. Изготовление деталей с проушинами. 2  
31-32. Сборка изделий с шиповым соединением. 2  
33-34. Изготовление плоских деталей прямолинейной формы. 2  
35-38. Изготовление плоских деталей криволинейной формы. 4  
39-42. Точение фасонных деталей из древесины на станке. 4  
43-44. Ручная столярная отделка деталей и изделий. 2  
45-46. Художественная обработка деталей и изделий. 2  
47-48. Технологическая документация. 2  
49-50. Составление эскизов деталей, определение размеров. 2  
51-52. Изготовление изделий из древесины на промышленных предприятиях. 2  
53-54. Технология планирования работы. 2  
55-56. Технологический проект. 2 защита проекта
  С/Х ТРУД. ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД. 12 ч.    
57. Озимые культуры. 1  
58. Технология выращивания озимых культур. 1  
59-60. Предпосевная обработка почвы и внесение удобрений. 2  
61-62. Технология выращивания кормовых трав и полевых культур. 2 тест
63-64. Подготовка с/х инвентаря к работе. 2  
65-66. Механизация работ по уходу за полевыми культурами. 2  
67-68. Посадка корнеплодов, посев семян. 2  

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 5КЛАСС. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Тема урока Кол-во часов Форма контроля
  С/Х ТРУД. ОСЕННИЙ ПЕРИОД.    
1. Экскурсия на учебно-опытный участок. 1  
2. Безопасность труда на пришкольном участке 1  
3. Техника безопасности при уборке урожая. 1 тест
4. Уборка и учёт урожая. 1  
5-6. Уборка и учёт урожая. 2  
7-8. Сбор семян цветочно-декоративных растений. 2  
9-10. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений. 2  
11-12. Удаление растительных остатков с делянок. 2  
13-14. Заготовка материала для ремонта сельскохозяйственного инвентаря. 2  
15-16. Техника безопасности при ремонте с/х инвентаря. Ремонт инвентаря. 2  
  ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.    
17-18. Оборудование мастерской. Правила безопасности труда в школьной мастерской. 2 тест
19-20. Содержание (оборудование) рабочего места. 2  
21-22. Этапы изготовления изделий. 4  
23-26. Графическое изображение изделия. 4 практическая работа
27-28. Разметка изделия. 2  
29-30. Древесина как природный конструкционный материал. 2  
31-32. Пиление древесины. 2  
33-34. Строгание древесины. 2  
35-38. Пиление и строгание древесины. 4  
39-40. Сверление древесины. 2  
41-42. Соединение деталей из древесины. 2  
43-46. Отделка изделий из древесины. 4  
47-48. Сборка и отделка изделий. 2 защита проекта
  С/Х ТРУД. ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД.    
49. Изготовление ящиков для рассады. 1  
50. Техника безопасности при с/х работах. 1 тест
51-52. Посев семян на рассаду. 2  
53-54. Технология выращивания овощных культур. 2  
55-56. Удаление растительных остатков на пришкольном участке. 2  
57-58. Предпосевная обработка почвы с внесением удобрений. 2  
59. Подготовка цветочных клумб. 1  
60. Технология выращивания однолетних овощных культур. 1  
61-62. Высадка рассады цветов. 2  
63-65. Разбивка делянок под овощные культуры. 3  
66-68. Посадка овощей на пришкольном участке. 3  

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 9 КЛАСС. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока. Тема урока Кол-во часов Форма контроля
  С/Х ТРУД. ОСЕННИЙ ПЕРИОД.    
1-2. Экскурсия в парк с/х техники. 2  
3-4. Безопасность труда при уборке урожая на пришкольном участке. 2 тест
5-6. Уборка урожая корнеплодов. 2  
7-8. Уборка урожая капусты. 2  
9-10. Удаление растительных остатков с делянок. 2  
11-12. Ремонт с/х инструмента. 2  
13-14. Закладка урожая на хранение. 2  
15-16. Экскурсия на зерносклад. 2  
  ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.    
17-18. Основы сверления на деревообрабатывающем производстве. 2  
19. Охрана труда на деревообрабатывающем производстве. 1  
20. Санитария и пожарная безопасность на производстве. 1  
21. Техника безопасности при работе в школьной мастерской. 1 тест
22. Шиповые соединения брусков. 1  
23-24. Допуски и посадки при шиповом соединении деталей. 2  
25. Серединные и ящичные соединения. 1  
26. Изделия шипового соединения. 1  
27-28. Соединение деталей по ширине и длине. 2  
29-30. Соединение деталей металлическими креплениями. 2  
31-32. Изготовление столярных изделий. Выбор и разметка заготовок. 2  
33-36. Пиление и строгание. Ручная обработка древесины. 4  
37-40. Изготовление деталей изделия. 4 практическая работа
41. Клеевые материалы. 1  
42. Приготовление клеев. 1  
43. Оборудование для склеивания древесины. 1  
44. Технология склеивания древесины. 1  
45-46. Сборка и столярная отделка изделия. 2  
47-48. Художественная обработка изделия. 2 защита проекта
49-50. Электрифицированный инструмент для обработки древесины. 2  
51. Основы экономики и организации деревообрабатывающего производства. 1  
52. Рационализаторство и изобретательство. 1  
  С/Х ТРУД. ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД.    
53-54. Конкурс творческих работ “Моя профессия”. 2  
55-56. Изготовление питательных горшков. 2  
57-58. Посев семян на рассаду. 2  
59-60. Подготовка парника и рассадника к посеву. 2  
61. Роль удобрений для урожая. 1  
62. Внесение удобрений перед весенней обработкой почвы. 1  
63-64. Пикировка рассады. 2  
65-66. Экскурсия на сорт участок ОПХ “Кийское”. 2  
67. Посев семян корнеплодов. 1  
68. Высадка рассады томатов и капусты. 1  

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 8 КЛАСС. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Тема урока Кол-во часов Форма контроля
  С\Х ТРУД. ОСЕННИЙ ПЕРИОД.    
1-2. Безопасность труда при уборке урожая. 2 Тест
3-4. Подготовка хранилища для урожая. 2  
5-6. Подготовка инструментов для уборки урожая. 2  
7-8. Уборка и учет урожая. 2  
9-10. Уборка и учет урожая овощей. 2  
11-12. Удаление растительных остатков с делянок. 2  
13-14. Заготовка материала для ремонта с\х инструмента. 2  
15-16. Изготовление черенков для с\х инвентаря. 2  
  ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.    
17. Основные сведения о деревообрабатывающем производстве. 1  
18. Правила техники безопасности при работе в мастерской. 1 тест
19-20. Строение, физические и механические свойства древесины. 2  
21. Характеристика пород древесины. 1  
22. Промышленное применение древесины. 1  
23-24. Пороки древесины и дефекты обработки. 2  
25-26. Технология сушки древесины. 2  
27-28. Пиломатериалы и заготовки. Шпон и фанера. 2  
29-30. Разметка древесины. 2  
31-32. Основы резания древесины. 2  
33-34. Подготовка пил к работе. Работа ручными пилами. 2  
35-36. Пиление древесины. 2  
37-38. Плитные материалы. (ДСП). 2  
39-40. Приемы строгания. 2  
41-42. Строгание древесины вручную. 2  
43-44. Точение древесины. 2  
45-46. Точение фасонных изделий. 2  
47-48. Долбление древесины. 2  
49-50. Сверление древесины. 2  
51-52. Методы и приемы художественной обработки древесины. 2 защита проекта.
  С\Х ТРУД. ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД.    
53. Правила техники безопасности при работе на пришкольном участке. 1 тест
54. Изготовление ящиков для рассады. 1  
55-56. Ремонт с\х инвентаря. 2  
57-58. Обрезка сухих веток ягодных кустарников. 2  
59-60. Перекопка приствольных кругов плодовых деревьев. 2  
61-62. Удаление растительных остатков с делянок. 2  
63-64. Разбивка цветочных клумб и подготовка их к высадке растений. 2  
65-66. Посадка семян цветочных растений. 2  
67-68. Посадка корнеплодов и посев семян овощных культур. 2