Актуальность исследования заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.
Изучением мышления, процесса мыслительного развития занимались такие видные ученые, как Г.Айзенк, Ф.Гальтон, Дж. Кеттелл, К.Мейли, Ж.Пиаже, Ч.Спирмен и др. В отечественной науке свой вклад в изучении этого вопроса внесли С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.А.Подгорецкая, П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, З.А.Зак, А.М.Матюшкин, П.Я.Гальперин и другие.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.
Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных.
Вышесказанное определило тему исследования: “Развитие логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач”.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс решения нестандартных задач.
Цель исследования: выявить развитие логического мышления учащихся на уроках математики при решении нестандартных задач.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу по проблеме исследования и методику исследования по выявлению развития логического мышления при решении нестандартных задач;
- подборка нестандартных задач с учебника;
- применить нестандартные задачи на уроках математики для детей ІІ класса общеобразовательной школы;
- обосновать и экспериментально проверить развитие логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач.
В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: процесс развития логического мышления у детей будет наиболее эффективным, если нестандартные задачи будут регулярно применятся на уроках математики и во внеклассных занятиях.
Теоретическая основа исследования:
- теории мышления (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Л.М.Фридман, Н.А.Подгорецкая);
- теории развития логического мышления (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, З.А-.Зак, А.М.Матюшкин и др.); -психологические теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
- теории взаимосвязи обучения и развития (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение реального складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, беседу; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы эксперимента); теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта с учащимися, статистическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты направлены на совершенствование процесса развития логического мышления в младшем школьном возрасте, на определение методов, с помощью которых изучается развитость структурных компонентов логического мышления и их взаимосвязь.
Экспериментальной базой исследования был 2 “а” класс Намской средней общеобразовательной школы № 2. Исследование проводилось поэтапно с 2004 по 2006 гг.
1 этап (2004-2005 гг.) – поисково-теоертический.
Анализ научной литературы, передового практического опыта, исследований, тематически близких к нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования. Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы.
2 этап (2005-2006 гг.) – опытно-экспериментальный.
В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа по определению исходного уровня развитости компонентов логического мышления младших школьников.
3 этап (2006г.) – завершающий.
Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для конкретизации психолого-педагогических требований, способствующих развитию логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач. Содержание этого этапа включало проведение исследовательской работы, позволяющей определить эффективность экспериментальной программы. Проводилось оформление результатов исследования.
Структура исследования дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изучив психолого-педагогические исследования ряда выдающихся ученых, как:
- теории мышления (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Л.М.Фридман, Н.А.Подгорецкая);
- теории развития логического мышления (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, З.А-.Зак, А.М.Матюшкин и др.); -психологические теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
- теории взаимосвязи обучения и развития (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
Вывод: логическое мышление младших школьников основывается на решении нестандартных задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности логического мышления является регулярное применение на уроках математики и во внеклассных занятиях нестандартные задачи. Регулярно используя нестандартные задачи, учитель может сформировать развитие логического мышления.
Как известно, мышление тесно связано с обучением, поэтому развитие логического мышления, основанное на решении нестандартных задач, поможет ученикам развить логическое мышление. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Развитие логического мышления как педагогический процесс необходимо осуществлять в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согласии с интеллектуальным развитием ребенка.
Поскольку логическое мышление можно рассматривать как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, то и его содержание сегодня – на стадии становления, пересмотра объекта изучения, определения методологических подходов.
Определив основные задачи развития логического мышления младших школьников, нужно подумать, на каких общих основаниях, принципах должно строиться его содержание. Ибо они во многом определяют эффективность обучения, воспитания и развития школьников в интеллектуальном развитии.
Урок математики предоставляет уникальную возможность обеспечения взаимосвязи педагогического процесса с процессом освоения ребенком нестандартных задач, выступающей, одновременно, с основными понятиями математики.
Таким образом, нестандартные задачи, оставаясь одним из важных направлений по развитию логического мышления, вносят свою лепту в развитие интеллекта ребенка.
Проделанная работа по формированию развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у исследуемых детей произошел прирост в показателях развития логического мышления. Улучшение показателей обусловлено использованием нестандартных задач на уроках математики. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития логического мышления у детей младшего школьного возраста, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.
В итоге можно сделать вывод, что система занятий проведенные на уроках математики, являясь оптимальной формой работы с младшими школьниками:
- повышают развитие логического мышления учащихся;
- вооружают их навыками решения нестандартных задач;
- значительно расширяют и углубляют знания о нестандартных задачах;
- формируют эмоциональную восприимчивость;
- формируют практические умения по решению жизненных задач.
Основной замысел нашей работы состоял в том, чтобы изучить особенности развития логического мышления в младшем школьном возрасте, разработать проведённое теоретическое и экспериментальное исследование. Это доказало корректность выдвинутой гипотезы и определило возможность сделать следующие выводы:
І. Изучены научно-теоретические основы развития логического мышления младшего школьника в теории педагогики, психологии и педагогической практике.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которое позволило бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать выводы, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение логических задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Во многом роль обучения математики в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объективно ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственно человеческое понятийное мышление.
ІІ. Положительное влияние на логическое мышление младших школьников оказали подобранные нестандартные задачи, в основу которых входит активное формирование основных мыслительных операций.
ІІІ. Применили нестандартные задачи на уроках математики для детей ІІ класса. И в результате этого, нам удалось заметить, что при регулярном использовании нестандартных задач постепенно мышление у детей развивается.
ІV. Экспериментально проверили развитие логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач. Определили уровень развития логического мышления младших школьников, исходя из полученных данных, можно отметить следующие факты: на начале эксперимента степень сформированности логического мышления был на стартовом уровне, после появились связи между умением производить логические операции осознанно, аргументировано и умение определять структуру и организацию элементов и частей целого, ориентируясь на существенные признаки предметов.
Разумеется, работа не может претендовать на полноту и завершённость, поскольку затронутая проблема достаточно глубинна и объёмна и требует не одного года кропотливой работы не одного человека