Сегодня в обновленной традиционной системе существует десятки вариативных, как “Гармония” (руководитель Н.Б.Истомина), “Начальная школа XXI века” (руководитель Н.Ф.Виноградова), “Школа России” (руководитель А.А.Плешаков), “Перспективная начальная школа” 9 руководитель Р.Г.Чуракова), “Школа 2010” и другие, которые направлены на реализацию принципов развивающего обучения и представляют возможность работать в системе альтернативных образцов.
Широкое внедрение в школьную практику педагогических систем, новых технологий авторских концепций, программ и учебников оказало, с одной стороны, огромное влияние на принятие и осознание учителями новой парадигмы образования. С другой стороны, привело к самостоятельному решению, к выбору вариативных моделей и альтернативных учебников, к применению новых педагогических технологий.
С 2005-2006 учебного года я работаю по вариативной модели “УМК “Перспективная начальная школа”.
Основными методическими особенностями комплекта являются:
- максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника;
- использование единой системы условных обозначений во всем УМК;
- система перекрестных взаимных ссылок между учебниками;
- использование единых сквозных героев (брата и сестры Маши и Миши) во всем УМК для решения разных задач: герои демонстрируют возможную разницу решений поставленной задачи, разницу точек зрения и оценок, способность продвижения:
- использование интриги в учебниках:
- интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает учащихся постоянно удерживать в сознании два плана- плана интриги и план решения учебной задачи;
- интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории;
- инструментальность;
- интерактивность учебников;
- максимальная адаптированность предметного языка, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование;
- четкое разведение адресатов комплекта: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ
УМК “Перспективная начальная школа” ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, самостоятельно ставит перед собой цели. осознает их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения нестандартных задач, любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль самооценку, т.е. ребенок выступает в процессе обучения как субъект деятельности, что является главной идеей теории развивающего обучения.
При работе по УМК роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает. Но для учащихся он в данном случае равноправный партнер по учебному общению. Косвенное руководство учителя предполагает свободу ученика в выборе способа средства и даже вида деятельности; предоставляет учащимся возможности строить предположения, гипотезы, обсуждать различные точки зрения: охраняет его право на ошибку, особое мнение на инициативу и самостоятельность; побуждает к самоконтролю по оценке не только результата, но главное деятельности.
При работе по УМК также формируется умение и навыки работы с учебниками, с его содержанием с его справочником; умение перерабатывать информацию; умение делового общения, умение обсуждать, умение выслушивать мнение других, т.е. у школьников развивается самостоятельность и творческая активность.
Работа по УМК приводит к оптимальному развитию каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей в условиях специально организованной учебной деятельности), где ученик выступает то в роли обучаемого, обучающего, организатора учебной ситуации, что и является основной идеей УМК “Перспективная начальная школа”.
Предлагаю конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК “Перспективная начальная школа” на тему: “Эстетические и нравственные ситуации в японских сказках”
Цели урока:
- Учить детей ориентироваться в тексте, находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее;
- Организовать сравнительный анализ героев двух сказок о барсуках;
- Помочь детям прийти к пониманию обобщенного значения слова поэт;
- Обогащение словарного запаса учащихся и формирование навыка осознанного чтения, навыка работы с толковым словарем;
- Развитие интереса к изучению секретов Чайного Домика.
Материал к уроку:
- Японская сказка “Луна на ветке”, учебник 1 часть, стр.103-107;
- Рабочая тетрадь №1 стр. 26;
- Толковый словарь, учебник 2 часть;
- Букет голых веток на вазе с одним желтым листом.
Ход урока
I. Актуализация
1. Чтение учителем хокку:
“Вот выплыла луна
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен” (Исса)
Знакомы ли вы с таким стихотворением? (стихотворением из трех строчек)
Как называется такое стихотворение?
О чем это стихотворение?
О какой красоте?
Итак, мы начали урок с разговора о красоте. Мы очутились где, в каком Домике?
- Кто хозяин этого домика? (Гостеприимный барсук)
- Еще что знаем об этом домике? (есть секрет – секрет любования, т.е. уметь надо видеть красоту)
Если знаем секреты, правила поведения в Чайном Домике, мы можем провести урок в этом Домике?
Пригласим наших гостей в Чайный Домик? (на урок приглашены учителя начальных классов)
Физкультминутка. “Если с другом вышел в путь” (хоровое исполнение песни, выполняя танцевальные движения)
2. А теперь откройте учебники, стр. 103. Сегодня мы знакомимся с еще одной японской сказкой “Луна на ветке”
(просмотр условных знаков и составление плана работы урока)
Условные знаки: работа с толковым словарем, выскажи свое мнение, подумай, маркировка читает следующий, маркировка розовым цветом.
II. Формирование новых понятий.
1. Знакомство с текстом сказки (чтение учителя, объясняя содержание, значений слов).
2. Чтение теста учащимися про себя (обращение к толковому словарю).
III. Формирование умений и навыков.
1. Работа над текстом.
- чтение текста учащимися по цепочке;
- ответы на вопросы по содержанию сказки;
- обсуждение поступки Барсука: Как ты назовешь барсука: обманщиком или проказником? Барсук стремился напугать или порадовать людей. Изобразить луну так, чтобы люди поверили и пришли в восторг, - это большое искусство?
2. Знакомство с мнениями Маши и Миши и высказывание своих мнений.
3. Сравнительный анализ героев сказок “Барсук – любитель стихов” и “Луна на ветке”;
4. Вывод учащихся:: оба любят красоту, оба - поэты.
5. Знакомство с выводом- плакатом Летучей Мыши.
“Тех, кто умеет создавать и ценить красоту, называют ПОЭТАМИ”.
6. А кто может стать поэтом? (кому живется хорошо, весело, радостно).
Физкультминутка. “Если весело живется…” (исполнение песни, имитируя движения и выполняя танцевальные движения).
А вы можете быть поэтами? Представьте, что наш класс Чайный Домик есть кое-что, чем можно любоваться в нашем классе?
- ничего необычного;
- ваза с голыми ветками и один желтый листок.
7 . Попробуем сочинить хокку?
Творческая работа учащихся: высказывания о ветке, о листе, восхищение красотой желтого листа, коллективное сочинение стихотворения из трех строчек.
“Желтый листок
на голой ветке
как солнце освещает вокруг”.
8. Работа в тетрадях №1 стр. 26:
- чтение стихотворения учащимся про себя;
- хоровое чтение стихотворения учащимся вслух;
- знакомство с мнениями Гостеприимного Барсука, Незнайки и Миши;
- высказывание своего мнения: соглашение с мнением Миши.
Вывод учителя: Значит, мы можем стать поэтами?
- да, потому что мы умеем видеть красоту, любоваться красотой.
VI. Подведение итогов.
- Вам понравился урок?
- Что именно вам было интересно?
- сочинение стихотворения о красоте,
- познакомиться с барсуком,
- говорить о красоте.
- Хотите еще больше узнать о красоте, об украшениях Японии?
На следующем уроке мы познакомимся с красотой свитка, т.е. с полоской бумаги с живописным изображением.
Всем спасибо, ребята!