Особенности УМК "Перспективная начальная школа в формировании и развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в условиях малокомплектной начальной школы"

Разделы: Начальная школа


Сегодня в обновленной традиционной системе существует десятки вариативных, как “Гармония” (руководитель Н.Б.Истомина), “Начальная школа XXI века” (руководитель Н.Ф.Виноградова), “Школа России” (руководитель А.А.Плешаков), “Перспективная начальная школа” 9 руководитель Р.Г.Чуракова), “Школа 2010” и другие, которые направлены на реализацию принципов развивающего обучения и представляют возможность работать в системе альтернативных образцов.

Широкое внедрение в школьную практику педагогических систем, новых технологий авторских концепций, программ и учебников оказало, с одной стороны, огромное влияние на принятие и осознание учителями новой парадигмы образования. С другой стороны, привело к самостоятельному решению, к выбору вариативных моделей и альтернативных учебников, к применению новых педагогических технологий.

С 2005-2006 учебного года я работаю по вариативной модели “УМК “Перспективная начальная школа”.

Основными методическими особенностями комплекта являются:

  • максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника;
  • использование единой системы условных обозначений во всем УМК;
  • система перекрестных взаимных ссылок между учебниками;
  • использование единых сквозных героев (брата и сестры Маши и Миши) во всем УМК для решения разных задач: герои демонстрируют возможную разницу решений поставленной задачи, разницу точек зрения и оценок, способность продвижения:
  • использование интриги в учебниках:
  • интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает учащихся постоянно удерживать в сознании два плана- плана интриги и план решения учебной задачи;
  • интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории;
  • инструментальность;
  • интерактивность учебников;
  • максимальная адаптированность предметного языка, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование;
  • четкое разведение адресатов комплекта: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ

УМК “Перспективная начальная школа” ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, самостоятельно ставит перед собой цели. осознает их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения нестандартных задач, любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль самооценку, т.е. ребенок выступает в процессе обучения как субъект деятельности, что является главной идеей теории развивающего обучения.

При работе по УМК роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает. Но для учащихся он в данном случае равноправный партнер по учебному общению. Косвенное руководство учителя предполагает свободу ученика в выборе способа средства и даже вида деятельности; предоставляет учащимся возможности строить предположения, гипотезы, обсуждать различные точки зрения: охраняет его право на ошибку, особое мнение на инициативу и самостоятельность; побуждает к самоконтролю по оценке не только результата, но главное деятельности.

При работе по УМК также формируется умение и навыки работы с учебниками, с его содержанием с его справочником; умение перерабатывать информацию; умение делового общения, умение обсуждать, умение выслушивать мнение других, т.е. у школьников развивается самостоятельность и творческая активность.

Работа по УМК приводит к оптимальному развитию каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей в условиях специально организованной учебной деятельности), где ученик выступает то в роли обучаемого, обучающего, организатора учебной ситуации, что и является основной идеей УМК “Перспективная начальная школа”.

Предлагаю конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК “Перспективная начальная школа” на тему: “Эстетические и нравственные ситуации в японских сказках”

Цели урока:

  • Учить детей ориентироваться в тексте, находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее;
  • Организовать сравнительный анализ героев двух сказок о барсуках;
  • Помочь детям прийти к пониманию обобщенного значения слова поэт;
  • Обогащение словарного запаса учащихся и формирование навыка осознанного чтения, навыка работы с толковым словарем;
  • Развитие интереса к изучению секретов Чайного Домика.

Материал к уроку:

  • Японская сказка “Луна на ветке”, учебник 1 часть, стр.103-107;
  • Рабочая тетрадь №1 стр. 26;
  • Толковый словарь, учебник 2 часть;
  • Букет голых веток на вазе с одним желтым листом.

Ход урока

I. Актуализация

1. Чтение учителем хокку:

“Вот выплыла луна
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен” (Исса)

Знакомы ли вы с таким стихотворением? (стихотворением из трех строчек)

Как называется такое стихотворение?

О чем это стихотворение?

О какой красоте?

Итак, мы начали урок с разговора о красоте. Мы очутились где, в каком Домике?

- Кто хозяин этого домика? (Гостеприимный барсук)

- Еще что знаем об этом домике? (есть секрет – секрет любования, т.е. уметь надо видеть красоту)

Если знаем секреты, правила поведения в Чайном Домике, мы можем провести урок в этом Домике?

Пригласим наших гостей в Чайный Домик? (на урок приглашены учителя начальных классов)

Физкультминутка. “Если с другом вышел в путь” (хоровое исполнение песни, выполняя танцевальные движения)

2. А теперь откройте учебники, стр. 103. Сегодня мы знакомимся с еще одной японской сказкой “Луна на ветке”

(просмотр условных знаков и составление плана работы урока)

Условные знаки: работа с толковым словарем, выскажи свое мнение, подумай, маркировка читает следующий, маркировка розовым цветом.

II. Формирование новых понятий.

1. Знакомство с текстом сказки (чтение учителя, объясняя содержание, значений слов).

2. Чтение теста учащимися про себя (обращение к толковому словарю).

III. Формирование умений и навыков.

1. Работа над текстом.

  • чтение текста учащимися по цепочке;
  • ответы на вопросы по содержанию сказки;
  • обсуждение поступки Барсука: Как ты назовешь барсука: обманщиком или проказником? Барсук стремился напугать или порадовать людей. Изобразить луну так, чтобы люди поверили и пришли в восторг, - это большое искусство?

2. Знакомство с мнениями Маши и Миши и высказывание своих мнений.

3. Сравнительный анализ героев сказок “Барсук – любитель стихов” и “Луна на ветке”;

4. Вывод учащихся:: оба любят красоту, оба - поэты.

5. Знакомство с выводом- плакатом Летучей Мыши.

“Тех, кто умеет создавать и ценить красоту, называют ПОЭТАМИ”.

6. А кто может стать поэтом? (кому живется хорошо, весело, радостно).

Физкультминутка. “Если весело живется…” (исполнение песни, имитируя движения и выполняя танцевальные движения).

А вы можете быть поэтами? Представьте, что наш класс Чайный Домик есть кое-что, чем можно любоваться в нашем классе?

  • ничего необычного;
  • ваза с голыми ветками и один желтый листок.

7 . Попробуем сочинить хокку?

Творческая работа учащихся: высказывания о ветке, о листе, восхищение красотой желтого листа, коллективное сочинение стихотворения из трех строчек.

“Желтый листок
на голой ветке
как солнце освещает вокруг”.

8. Работа в тетрадях №1 стр. 26:

  • чтение стихотворения учащимся про себя;
  • хоровое чтение стихотворения учащимся вслух;
  • знакомство с мнениями Гостеприимного Барсука, Незнайки и Миши;
  • высказывание своего мнения: соглашение с мнением Миши.

Вывод учителя: Значит, мы можем стать поэтами?

- да, потому что мы умеем видеть красоту, любоваться красотой.

VI. Подведение итогов.

  • Вам понравился урок?
  • Что именно вам было интересно?
    • сочинение стихотворения о красоте,
    • познакомиться с барсуком,
    • говорить о красоте.
  • Хотите еще больше узнать о красоте, об украшениях Японии?

На следующем уроке мы познакомимся с красотой свитка, т.е. с полоской бумаги с живописным изображением.

Всем спасибо, ребята!