Урок чтения по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. ВВЕСТИ В КРУГ ЧТЕНИЯ НОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ М.М. ПРИШВИНА, ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЕМ “ОЧЕРК”;
  2. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ОСОЗНАННОГО, ПРАВИЛЬНОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ;
  3. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М.М.Пришвина, биография автора, записанная на магнитофонную ленту, аудио кассета с записью мелодии песни “С чего начинается Родина”, таблички со словами для речевой разминки (РАНО, ВСТАВАЛА, ГЛИНЯНОМ, ГОРШОЧКЕ, РУМЯНОЙ, УГОЩЕНИЕ, ВЕЛИКИМИ, СОКРОВИЩАМИ, ПРИШВИН), таблички с лексическими значениями слов ОЧЕРК и РОДИНА, таблички с пословицами, машина времени.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, посмотрите друг на друга. Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Путешествие по времени. Человек, который путешествует должен быть внимательным, аккуратным и четко выполнять каждое задание. Для того чтобы отправиться в путь нам нужно пройти три ступени проверки.

1ступень. “Ассоциативная”. Мы узнаем, по какой стране будем путешествовать.

2 ступень. “Речевая разминка”. Мы узнаем, в какое время отправляемся.

3 ступень. “Игра на внимание”. Узнаем к кому отправимся.

“АССОЦИАТИВНАЯ”

Прочитайте слово РОДИНА (табличка вывешивается на доску)

Запишите в тетради возникшие ассоциации.

(Работа в парах) Расскажите друг другу, что вы записали.

Выберите самые красивые на ваш взгляд слова и зачитайте.

Как вы понимаете слово Родина?

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. (Прикрепляю на доску лексическое значение слова) Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

Назовите страну, по которой будем путешествовать?

- Мы будем путешествовать по нашей Родине.

“РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА”

Прочитайте стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

Каким показан народ в стихотворении?

(Работа в парах) Прочитайте друг другу выразительно.

Чтение вслух 2 -3 учеников. Чье чтение понравилось больше и почему?

Откуда мы узнаем о нашей старине, прошлом нашей Родины, ее людях?

В какое время мы отправляемся?

- Мы отправляемся в прошлое нашей Родины.

“ИГРА НА ВНИМАНИЕ”

Чтение слов по табличкам. (время показа 1 секунда)

РАНО, ВСТАВАЛА,ГЛИНЯНОМ, ГОРШОЧКЕ, РУМЯНОЙ, УГОЩЕНИЕ, ВЕЛИКИМИ, СОКРОВИЩАМИ, ПРИШВИН.

Чтение всех слов про себя.

Чтение хором. Были ли непонятные слова?

Какое слово можно назвать “лишним”?

- “Лишним” можно назвать слово Пришвин, так как это имя собственное.

Куда или к кому отправляемся?

- Мы отправляемся к М.М.Пришвину.

ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ М.М. ПРИШВИНА.

Отправляемся в прошлое. Закрыли глаза, крепко зажмурились, резко окрыли, нарисовали два круга, снова закрыли и прислушались.

Включается запись о творчестве М.М.Пришвина.

“ М.М. Пришвин родился 4 февраля в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных – языковедов, изучая фольклор народов Севера.

К писательскому творчеству пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году. Однако лишь в 1925 г. Вышла его первая детская книжка “Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет и другие произведения: “Ярик”, “Ёж”, “Лисичкин хлеб”, “Кладовая солнца”

Где мы с вами побывали?

- Мы побывали в прошлом, из которого узнали о жизни М.М.Пришвина.

Что больше всего запомнилось вам из рассказа о писателе?

О чем писал М.М.Пришвин?

- М.М.Пришвин писал о природе.

РАБОТА НАД ОЧЕРКОМ “МОЯ РОДИНА”.

Назовите, какой сейчас год? Это какое время?

Сегодня на уроке мы познакомимся с очерком М.М. Пришвина “Моя Родина”

На доску учитель вывешивает лексическое значение слова ОЧЕРК.

Прочитайте про себя лексическое значение слова.

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.

Очерк читает учитель под музыку песни “С чего начинается Родина”

Чем понравился вам очерк?

От чьего имени ведется рассказ.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

1 абз. – Чтение про себя с “копилкой” вопросов. Ребята задают вопросы по прочитанному абзацу.

- Как вы понимаете выражение “рано до солнца”?

- Чем угостила мать автора?

- В чем кипятилось молоко?

- Чем покрывалось сверху?

2 абз. Чтение вслух.

Как вы понимаете выражение “это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону”?

3 абз. Чтение “буксир”. Ученики читают за учителем или хорошо читающим учеником.

О чем говорят эти строки?

4 абз. – Чтение “цепочкой”. Оцените, кто из ребят прочитал своё предложение лучше.

5-6 абз. – Чтение про себя. Найти и подчеркнуть слова, которые поясняют, в чём заключается “охота писателя”

7-8 абз. – Чтение про себя. Приготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы, покажите логическое ударение.

(Совет коллегам. Конкурсы всегда вызывают большой интерес у детей, но иногда и обиды. Поэтому проведение конкурса нужно сделать более открытым и демократичным. Для этого приготовьте жетоны. Конкурс проводится в два тура. Первый тур – работа по группам и определение победителя в группе. Второй тур – соревнование победителей групп. Каждый ученик читает отрывок, затем, прослушав всех участников, учащиеся отдают свои жетоны тому чтецу, чтение которого особенно понравилось.)

(Работа в группах). Чтение каждого ученика в группе. Выберите самого достойного.

Лучшим чтецам можно предложить прочитать отрывок с сопровождением музыки.

Конкурс “Лучший чтец”. Лучшего чтеца ребята выбирают сами путем голосования.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.

Очерк М.М.Пришвина заканчивается пословицей.

Охранять природу – значит охранять Родину.

Как вы понимаете смысл этой пословицы.

Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.

Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

ОБОБЩЕНИЕ.

Мы побывали в прошлом, в настоящем, а теперь заглянем на чуть-чуть в будущее.

Но прежде давайте посмотрим на ваши рисунки, которые вы рисовали по теме “Моя Родина”. (Ученикам было дано задание дома нарисовать рисунки на тему “Моя Родина”

Звучит мелодия песни. “С чего начинается Родина”.

Что общего можно сказать, глядя на ваши рисунки?

Отличается ли ваше представление о Родине с произведением Пришвина?

А теперь закройте глаза и попробуйте представить. Какой будет наша Родина в 2020 году?

А каким будет человек?

ИТОГ.

Закончилось наше путешествие.

Что вам запомнилось?

О чем задумались?