В наш век развития высоких компьютерных технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее удержать школьника на расстоянии от этих благ цивилизации, все труднее и труднее воспитывать “красивое, доброе, вечное”, то самое, что воспитывали в предыдущих поколениях россиян книги. Некогда самая читающая в мире страна, давно сдала свои позиции, поставив перед школой задачу – вернуть ребенка к книге, как к основному источнику культуры народа.
Воспитание интереса к чтению, формирование навыка чтения – является актуальной проблемой в изучении литературного наследия нации.
Современность вносит свои коррективы в процесс формирования базового уровня знаний по предмету. С каждым годом всё больше выявляется детей не готовых к обучению в школе, особую группу риска составляют обучающиеся с общим недоразвитием речи. У них страдают высшие психические функции, связанные с речью, наблюдается недоразвитие познавательной сферы, зрительно-моторной координации; снижен интерес к игровой и продуктивной деятельности… В течение нескольких лет мы проводили мониторинг техники чтения у обучающихся начальных классов по следующим параметрам: способ чтения, темп, правильность, осознанность, выразительность. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что 5 – 7% обучающихся с особыми образовательными потребностями не справляются с предложенными Министерством образования нормами. Работа по формированию навыка чтения у детей с проблемами в обучении в классе общего назначения осложнена тем, что требует от педагога умения работать с разноуровневыми группами детей. Основную нагрузку делит учитель начальных классов и логопед. Если учитель делает упор в своей работе на содержательную и выразительную сторону речи, то логопед, в основном, работает над процессом формирования у данной группы обучающихся, продуктивного способа чтения и правильности читаемого текста, на основе развития всех психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания.
Одним из основных направлений в работе логопеда – работа по увеличению скорости и эффективности чтения. Для успешной реализации данного направления деятельности необходимо выполнить ряд задач:
- увеличить ширину поля зрения;
- научить за одну фиксацию воспринимать как можно больше печатных знаков;
- избавиться от регрессий (возвратов):
- учить пользоваться антиципациями.
Все эти задачи можно решить при выполнении упражнений на совершенствование зрительного восприятия. Чтобы увеличить поле зрения проводится работа с использованием цифровых и буквенных таблиц, когда, зафиксировав взгляд в центре таблицы, ребенок пытается увидеть ее целиком и найти предлагаемые буквы, цифры и слоги. Неизменной популярностью у детей пользуется следующие виды работ на развитие зрительного восприятия:
- найди и подчеркни слог:
ми ки ли ми ги ги ни ми си ми тир и ли им ми
- найди и подчеркни в строке слово:
мол вол тол мол сон сом волк вол дол гол ….
- найди и подчеркни предложенное число:
123 132 321 123 652 123 324 125 421 123.
- собери слова, написанные одним шрифтом:
ка ли ша мон ку ку ри ри ца ца
- подчеркни только слова, выделенные курсивом.
Мама Кошка мыла поймала раму. мышку.
От регрессий просто и эффективно избавляет приём закрывания прочитанного текста кусочком картона, главное вовремя заметить эту особенность чтения у ребенка.
В процессе работы над зрительным восприятием особое место занимают упражнения на развитие антиципации. Этот вид работ особенно любим детьми и они сами предлагают почитать тексты с продержками, пропусками букв, даже слогов, слов. Эффективен и прием чтения с решеткой, загораживающей вертикальные столбцы шириной от 2 мм., до 0,5 см. Следует заметить, что наличие решетки в тексте только на 5-7 слов снижает темп чтения у хорошо читающих детей по сравнению с контрольной группой и становится непреодолимой преградой для детей с нарушением внимания и памяти. С таким контингентом начинаем работу с чтения стихотворений, где пропущены рифмы, а, переходя к решетке, делаем ее через пять сантиметров и шрифт выбираем крупнее обычного, постепенно переходя к заданиям, выполняемым основной группой детей.
Чтение - это такой вид работы, в котором особое значение имеет развитие уровня внимания, поэтому обучающимся предлагают задания, позволяющие повысить уровень внимания, распределение, переключение, увеличить объем внимания. Для расширения объема внимания используются корректурные пробы, (Приложение №2) для развития избирательного внимания детям предлагается найти в ряду букв слова, (параллельно развиваем мышление) подбирая к ним обобщающие слова.
Для повышения эффективности восприятия и наилучшего запоминания текста при чтении необходимо построить работу так, чтобы информация воспринималась ребенком не отдельными элементами, а целыми смысловыми блоками. Для этого всеми способами нарабатываем словарь, используя все известные методики. Особой роли, по мнению практикующих педагогов, название и содержание методики не играет, важно систематичность и учет индивидуальных особенностей ребенка, а также его желание и интерес.
Конечной целью любого чтения является понимание прочитанного. Осмысление прочитанного – это самый проблемный пункт в работе над процессом овладения чтением, как для логопеда, так и для ребенка с особыми образовательными потребностями. Недоразвитие всех высших психических функций делают работу полноценного восприятия текста сложной и долгой, поэтому именно для этих детей важно овладеть некоторыми приёмами работы, к которым относится осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.
Умение делить текст на части, выделение в нем основных идей, опорных слов, фраз, создание опорного мини-конспекта – это и есть задача выделения смысловых опорных пунктов.
Реципация – это мысленное возвращение к прочитанному и переосмысление его под воздействием собственных мыслей, возникших в процессе чтения.
Весь комплекс мероприятий по отработке навыка чтения на логозанятиях находит своё продолжение и развитие на уроках чтения и русского языка. Для учителя, основополагающим является то, как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы все обучающиеся класса, и каждый из них в отдельности захотел вступить в самостоятельное общение с книгой, продвигаться в своём общем и читательском развитии. Необходимым условием успешной реализации поставленных целей и задач является гармоничное сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать стандартные задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем, стоят следующие задачи:
- Замечать любые творческие проявления обучающихся;
- Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной деятельности.
В первые годы обучения в школе ребёнок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретает навыки правильного и осознанного чтения.
Знакомство с языком художественной литературы начинается уже после первых уроков обучения грамоте, на которых учителем используется разнообразный стихотворный материал, при подборе которого используется принцип сезонности. К.Д. Ушинский указывал на огромное воспитательное и развивающее значение данного принципа: “Все, что совершается в видимом мире, - говорил он, - совершается не иначе, как в известном месте и в известный период времени. Если учение не хочет быть сухим, отвлеченным и односторонним, а стремиться к тому, чтобы развивать дитя во всей его живой гармонической природной целостности, то не должно никогда терять места и времени”.
Таким образом, К.Д. Ушинский считал, что детям наиболее близка и понятна “логика природы” и там, где возможно, связал языковую работу с наблюдениями за природой, использовал впечатления и настроения, навеваемые картинами природы.
Следуя великим методическим идеям Ушинского, в моей методической копилке появились творческие разработки:
- “Листопад” - литературная композиция, посвященная сезонным изменениям в природе.
- “На страже Родины”, “Милая мама” - посвященные знаменательным календарным датам. (Приложение № 3)
Эффективность использования данных разработок при обучении чтению в том, что они дает возможность работать с материалом на разных уровнях сложности, учитывая степень подготовленности обучающихся, их индивидуальные психофизиологические особенности, наличие читательского опыта.
I уровень - стихи читает взрослый и выстраивает диалог с ребенком по содержанию прочитанного произведения. Здесь уместно предварительное домашнее чтение
II уровень - после озвучивания текста учителем (родителем), ребенок читает произведение самостоятельно, заучивая наизусть понравившиеся стихи.
III уровень - ребенок творчески перерабатывает произведение, иллюстрирует его, пробует силы в стихосложении.
Обращение к любому из уровней приветствуется учителем. При этом одни учащиеся совершенствуют свои творческие способности, накапливают читательский опыт, развивают воображение, другие, не читающие или слабочитающие, имеют одинаковую возможность быть услышанными, что повышает их интерес к читательской деятельности в целом, и к творческой деятельности, в частности.
Позже, при работе с литературным текстом на уроках чтения, школьники учатся понимать тему, содержание произведения, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой.
На данном этапе работы приоритетным направлением считаю формирование у учеников правильной читательской деятельности, которая представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг ( до чтения, в процессе чтения и после чтения)
Если I и II ступени направлены на подготовку и осмысление содержания текстов, то III ступень – это достижение понимания замысла автора, умение увидеть рациональное зерно каждого произведения. Здесь формируется умение, умение понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Чтобы оценить уровень сформированности данного умения детям предлагаются викторины, разработанные по каждому их разделов “Родной речи” ( 2-4 класс) (Приложение № 4)
Работа над викториной осуществляется в условиях самостоятельной организации учебного труда учащихся. Кроме этого обучающиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование.
Такой трехступенчатый процесс работы над произведениями позволяет построить свою деятельность так, чтобы выявление знаний и обучение сливались в единый процесс, а изучение нового строилось на уже на имеющихся знаниях, опиралось на жизненный опыт маленького читателя.
По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг с другом. На данном этапе формирования грамотного читателя очень эффективным является метод творческих проектов. Данный вид творческой деятельности позволяет на первое место поставить именно воспитание активной жизненной позиции и творческого начала личности каждого обучающегося. Здесь, как нельзя кстати, привести мнение немецкого драматурга и философа Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”.
Хотелось бы остановиться на двух творческих проектах, выполненных учащимися класса.
Первый проект назван учащимися “Из истории строительства Томской крепости”. Это занятие одно из цикла занятий - бесед об истории Томска проходило на уроке трудового обучения. Ребята разделились на группы и, прослушав рассказ учителя об истории создания Томской крепости, воплотили услышанное в своих творческих работах – поделках, аппликациях. Заключительным этапом работы явилась статья в областной детской газете “Добрята” - “Как мы строили крепость”.
Второй проект “Великая и легендарная” был посвящен 60-летию Великой победы. Работа над данным проектом строилась таким образом:
I – Организационно- подготовительный этап. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Дети должны уяснить, зачем и почему им нужно выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы.
II – Технологический этап.
Цель: качественное выполнение работ, коррекция деятельности, контроль и самооценка работы.
III – Заключительный этап. На этом этапе осуществляется защита проекта перед слушателями – одноклассниками.
Работа над проектом не ориентирует школьников на выполнение готовых заданий, а выявляет и развивает творческие способности учащихся, учит детей думать, анализировать, рассуждать, ориентироваться в информационном пространстве, в конечном итоге способствует формированию читательской культуры. Особую ценность приобретает данный вид деятельности потому, что в творческий процесс вовлечены дети с особыми образовательными потребностями. Они поднимаются на более высокий уровень творческого и эмоционального развития, даже не являясь движущей творческой силой проекта.
Процесс формирования навыка чтения и развития творческих способностей направлен на то, чтобы ребёнок не только успешно усваивал базисный уровень знаний, умений, навыков, но и был бы социально адаптирован