Задачи урока:
1. Образовательные:
Актуализировать и систематизировать знания учащихся по данной теме.
1. 2. Выявить проявление физических законов в приспособлении живых организмов к различным средам обитания.
1. 3. Подготовиться к контрольной работе по теме: “Архимедова сила. Условия плавания тел”.
2. Воспитательные:
2. 1 Способствовать воспитанию таких качеств, как самостоятельность, умение анализировать и делать выводы.
2. 2 Способствовать формированию умений использовать знания, полученные на других предметах (биологии).
3. Развивающие:
3. 1 Способствовать развитию интереса учащихся к предмету и творческих способностей учащихся.
3. 2 Способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: Компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с подсказками, карточки с тестом, кусок пластилина, два детских ведёрочка, весы, вода, деревянный брусок, бочонок, карточки для рефлексии.
План урока:
1. Введение - 2-3 мин.
2. Решение теста -5-6 мин.
3. Групповое решение задач - 10-11 мин.
4. Решение задачи классом вместе с учителем. (При решении этой задачи повторяются все формулы, изученные в данной теме) - 10-11 мин.
5. Решение практических заданий - 10-11 мин.
6. Рефлексия и домашнее задание 2-3 мин.
Вид доски.
Тема урока.
Маршрут следования: поезд – корабль - пеший путь – гора - замок.
Девиз в пути: “Один за всех, и все за одного”.
Матрица для решения теста.
Решение задач. (предполагается по действиям и в общем виде).
Ход урока
Вводное слово учителя.
(Работает компьютер. Слово учителя звучит на фоне легкой музыки).
Жили-были в одном царстве царь с царицею, и была у них дочь-красавица, умница. Жили они счастливо, не тужили. Но однажды ночью налетел страшный вихрь, открыл ставни спальни юной царевны и унес её. А куда? Никто не знал. Только издали слышал отец незнакомца: “Не ищи свою дочь, она далеко: в тридевятом царстве, за синим морем, жить будет в тереме на вершине высокой горы…”. Но как царю не искать?! Все сердце изболелось, истосковалось по любимой дочери. …И бросил царь тогда клич: “Помогите, люди добрые, нашему несчастью! Отыщите дочь. Отблагодарю, ничего не пожалею”. Пришел на помощь Иван - крестьянский сын. Роста высокого, красавец, с виду силач, только в глазах печаль непонятная. Молвил Иван царю: “Темной силы я не боюсь, справлюсь с ней, только вот недостаток есть у меня один - физику плохо знаю, а без нее в дальнюю дорогу отправляться не годится. Ведь кроме физической силы очень часто нужны и …”
Что же нужно еще взять с собой в дорогу?
Узнаем мы, дети, разгадав зашифрованный тест.
(Тест раздается детям на карточках каждому, его решение записывается на доске в матрице после того, как ответ на вопрос будет получен на местах).
Тест.
№ п/п | Вопрос | Варианты ответа |
1 | Обозначение силы Архимеда | Н. F А. Fт З. Fа |
2 | Единицы измерения силы Архимеда. | А. Па И. Кг/м3 Н. кН |
3 | Сила Архимеда зависит от… | А. Плотности жидкости С. Силы тяжести Н. Объема тела. |
4 | Сила Архимеда направлена… | А. Туда же, куда и сила тяжести. Е. По - разному может быть направлена. И. Всегда вверх. |
5 | Формула для вычисления силы тяжести. | А. F=тg Е. F= Vтg И. F= рS |
6 | Тело тонет, если… | С. Fт>Fа А. На тело действует Fт З. Fт=FА |
7 | В один сосуд сливают керосин и воду. Как жидкости разместятся в сосуде? | А. Смешаются. С. Вода поднимется вверх. И. Керосин будет сверху, т. к. его плотность меньше плотности воды |
8 | Какова грузоподъемность одного и того же судна в речной и морской воде? | А. В речной воде больше. Д. Одинакова в любой воде. Л. В морской воде больше. |
9 | В сосуд с водой опускают металлический шарик. Какая из физических величин при погружении шарика в воду увеличивается? | Б. Объем воды. А. Уровень воды. В. Масса воды. |
(Ответ теста: знание-сила).
Слово учителя.
Вы, дети, показали, что знания по физике у вас есть. Думаю, что Иван крестьянский сын возьмет вас с собой в дорогу, и вы поможете спасти юную царевну. Но дорога дальняя, а время не ждет. Быстрее на скорый поезд и в путь! (На экране монитора - изображение поезда и слышится звук стука вагонных колёс). А чтобы дорога показалась короче - займемся решением задач.
А поезд, к тому же, вовсе не простой, а волшебный: вместе с нами едет добрая Фея. (В роли Феи на уроке присутствует завуч, она же и учитель биологии). Она всегда помогает тем, кто занят нужным и полезным делом. А для вас на этот раз она приготовила подсказки для решения задач, если кто-то из вас затруднится. Поднимите только руку, и подсказка от Феи вас тут же найдет.
(Ученики получают карточки с разноуровневыми задачами и решают их группами. Как только задача будет группой решена, ее решение рассматривается на доске. Подсказкой пользуются в случае затруднения решения).
Карточка №1.
Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде камень массой 500кг и объемом 0,2 м3?
Подсказка к карточке №1.
F=Fт-Fа
Карточка № 2.
Будет ли кусок льда плавать в керосине? Почему? Ответ обоснуйте.
Подсказка к карточке №2.
Сравни плотности льда и керосина по таблице, помещенной в учебнике на странице 45 и 46.
Карточка № 3.
На тело, находящееся в воде, действуют силы: Fт=10Н и Fа=20Н. Определите равнодействующую этих сил. Как будет вести себя это тело: а) тонуть? Б) плавать внутри жидкости? В) всплывать? Дайте обоснованный ответ.
Подсказка к карточке №3.
Открой учебник на странице 102 и внимательно прочитай текст, написанный курсивым шрифтом сверху.
Карточка № 4.
Какую роль играет плавательный пузырь у рыб? Для чего в тканях водорослей имеются клетки, заполненные воздухом?
Подсказка к карточке №4.
Открой учебник на странице 104 и прочитай внимательно последний абзац текста или вежливо попроси помощи у Феи.
Карточка № 5.
Почему основная часть костей скелета птиц являются полыми? Какой физический закон лежит в основе действия подъёмной силы крыла птиц?
Подсказка к карточке №5.
При затруднении тебе поможет Фея.
Слово учителя.
Как только задачи оказались решенными, поезд исчез, а мы с вами оказались на песчаном берегу моря. (На мониторе компьютера – песчаный берег моря, яркое солнце и слышится плеск морской волны о берег). Жарко, пить хочется. И у воды, да без воды. Почему? (Выслушиваются ответы учеников). И как же тогда быть: назад возвращаться стыдно, через море плыть дальше, но на чём? На корабле. (На мониторе - корабль). Но чтоб попасть на этот корабль - надо раскрыть тайну этой бочки.
(Из бочонка ученик вынимает карточку с задачей. Решает ее весь класс сначала по действиям, а затем решение записывается в общем виде на доске).
Задача.
Медный шар в воздухе весит 1,96 Н, а в воде-1,47 Н. Сплошной этот шар или нет?
Подсказка от Феи.
Плотность = масса/объем
Fа=Vтg
Fа=Рвоздуха-Рвода
Слово учителя.
Море позади. Устали? Но расслабляться еще рано. Ведь царевна еще в замке, а замок на вершине горы. (На мониторе - горы). Двигаться на вершину горы опасно. Почему, дети? (Выслушиваются их предположения. Это могут быть: снегопады, разница атмосферного давления, снежные лавины и т. д. ). Но добрая Фея не покидает нас и здесь! Она поможет нам преодолеть гору, если мы правильно справимся со следующими заданиями.
Задание №1.
На одну чашу весов поставлено ведро, до краев наполненное водой, а на другую - точно такое же ведро, также полное воды, но в нем плавает кусок дерева. Какое ведро перетянет? Дайте обоснованный ответ и проделайте опыт.
Задание №2.
Перед вами лежит кусок пластилина. Если его опустить в воду, он утонет. Как нужно поступить, чтобы кусочек пластилина плавал на поверхности воды?
Дайте обоснованный ответ и подтвердите на опыте.
(Как только задания будут выполнены, нужно сменить картинку на мониторе компьютера. Дети удивлены появлением замка).
Слово учителя.
Видите, дети, не покидает нас Фея. Она верит, что мы обязательно достигнем поставленной цели, поэтому и помогает нам. С ее помощью мы у цели. Но ворота замка заперты. Как быть?…
Совет Феи: злой дух, укравший царевну, очень любит слушать сказки и легенды. Расскажите ему легенду об Архимеде, он заслушается, потеряет силу, рухнут его колдовские горы и замки.
(Дети рассказывают легенду. На мониторе появляется счастливая царевна. Звучит приятная музыка).
Учитель.
Вот и молодцы! Царевну спасли, все задачи разгадали, а как же теперь домой - то возвращаться будем? Придумайте, пожалуйста, продолжение сказки дома. А сейчас ещё минуточку внимания: заполните таблицу.
Рефлексия
Я и моя работа на уроке | Я довольна (доволен) собой | Я старалась (старался), но не всё получилось | Я волновалась (волновался), поэтому не смогла (не смог) активно работать | Другое мнение |
Урок | Было интересно | Было скучно | Надо чаще проводить такие уроки | Другое мнение |
Учитель и Фея благодарят ребят за работу.