"Деревенька моя, деревянная, дальняя…"

Разделы: МХК и ИЗО


В моей программе работы с детьми исключительное место занимают разделы, посвященный национальной культуре. В результате по этой теме разработала систему занятий.

Это такие тематические задания:

"Деревенька моя, деревянная, дальняя…"
"Птица-счастья".
"В гости к нам пришли матрешки".
"В поисках града Китежа" и другие.

На каждом этапе пытаюсь найти творческие формы освоения этих тем, интересные учащимся, адекватные психологическим особенностям возраста, уровню сформированности художественных знаний, умений и навыков.

Главным на моих занятиях считаю наличие интереса, когда ребенку личностно значимо тема и поставленная перед ним учебная проблема. Тогда он может достичь результатов, неожиданных для взрослых.

Моя ведущая педагогическая идея:

Совершенствование методики обучения, способствующей успешному развитию творческих способностей учащихся через приобщение к народной культуре.

В итоге решила поделиться опытом своей работы на примере одного из занятий. Данное занятие является обобщающим при изучении темы: " Корни народного искусства".

Цели и задачи. Расширить знания детей в области русской культуры, умение выразить ощущение праздника. Формировать умение работать с бумагой. Уточнить композиционный замысел костюма в линейном рисунке, проработать цветом основные части композиции костюма.

Закрепить знания детей о русском народном костюме, его типах, как образном строе одежды, как выражение представлений людей об устройстве мира.

Развить творческое воображение, фантазию, трудолюбие и аккуратность.

Воспитать уважение к древнерусским обычаям и праздникам, привить любовь и интерес к русскому народному искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных художественных традиций.

Тип занятий. Метод. Материалы. Зрительный ряд

Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Бумага, ножницы, клей, нитки, бумага рифленая, гуашь, кисти, баночка.
Панно “Среднерусский пейзаж”
Детские работы: “Макет деревни” (избы, часовни, колодцы, мельницы)
Таблицы с изображением русского народного костюма, (альбом и работы учителя). Кукла в технике “коллаж”.
Ксерокопии “Русский народный костюм”.
Игра "Элементы орнаментов" (трехъярусный строй украшений).
Корреспонденты. (2)
Фотографии о жизни древних славян.
Печь и настоящие тряпичные куклы (макет).

Литературный ряд.

Легенда “Как боги играли в куклы”.

Пословицы и поговорки.

Музыкальный ряд.

Русские народные мелодии. “Я на горку шла”. “Тонкая рябинка”, "Во поле береза стояла".

1 занятие

Задание. Изготовление костюма куклы-берегини по мотивам народной праздничной одежды.

1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Педагог

На прошлых занятиях вы познакомились с народной праздничной одеждой, предметами быта и укладом жизни русских людей.

Праздник

Но кроме этого на Руси были определенные традиции – это праздник (образ счастья и желания жизни), которые люди праздновали каждый год в одно и то же время. Эти праздники сопровождались веселыми гуляньями. Сегодня у нас необычное занятие и называется оно: "Деревенька моя деревянная дальняя..." мы повторим и узнаем более подробно о жизни наших далеких предков – древних славян и изобразим их во время праздника – в хороводе.

2. ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕЛЕНИЕ ДАЛЕКИХ ПРЕДКОВ – ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Я предлагаю вам немного пофантазировать...

Мы решили командировать двух учеников из вашего класса (Настю и Алешу) в далекое прошлое...

Недавно эролет вернулся и путешественники начнут свой рассказ...

Алеша

– Эролет остановился в селении наших далеких предков – древних славян. Передо мной предстала жутковатая картина. Толпа людей собралась у изображения богини земли. Они молили её о хорошем урожае и предлагали дары, среди которых была... связанная девушка. Бедняжку должны были принести в жертву. Но тут из толпы вышел юноша. "Стойте!" – вскричал он. В его руках было березовое полено. Юноша попросил у женщин сарафан и платочек и в одно мгновение нарядил полено - ну чем не девушка с беленьким личиком! Кукле из полена тут же дали имя - Коллодия и принесли в жертву вместо девушки.

Педагог. Так пришел конец ужасному обычаю. Славянские женщины были избавлены от нелепой гибели. И воспоминания об этом остались только в сказках, где красавицами откупаются от драконов, А славянские боги начали... играть в куклы. Да-да, ведь Коллодия и была первой славянской куклой.

Алеша. А еще я видел, как и другим языческим богам вместо человеческих жертв стали дарить кукол: Морену, Купалу, Кострому, Русалку, Кострубоньку... Мрачные обряды жертвоприношения превратились в веселые праздники. Кукол- чучел обычно сплетали из соломы, наряжали, с песнями носили по селу, водили вокруг них хороводы, затевали игры, а после "отдавали" богам, прося взамен хорошей погоды, богатых урожаев, удачной охоты.

Педагог. Праздники были так хороши, что некоторые из них сохранились до сих пор.

– Ребята, а не приходилось ли вам с песнями и играми сжигать чучело Зимы – Дуню-Масленницу, а после лакомиться блинами –изображениями солнца? Ребята, а какие вы знаете праздники? (Иван-Купала, Ярмарка, Коляда).

Но нам пора возвращаться в нашу эру. Настя случайно оказалась в русской деревне и ей удалось заглянуть в ближайшую избу... (рассматривают тряпичные куклы на макете печи).

– Я оказалась в русской деревне и заглянула в ближайшую избу... Молодая крестьянка склонилась над деревянной колыбелькой. Она укладывала рядом с новорожденным малышом самодельную тряпичную куколку и приговаривала:

Настя. “Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой”. А возле печки висели куклы “двенадцать лихорадок”: Огнея, Лидея, Гресея... Они должны были отгонять от хозяев болезни. Видно, кукла по-прежнему была игрушкой не для ребенка, а для бессонницы и прочих напастей.

– Ее делом было отвлекать от человека злые силы, оберегать его. Так ее называли БЕРЕГИНЯ

Если в доме случалась беда, надо было взять куколку, повернуть ее три раза против часовой стрелки и сказать: “ОТВЕРНИСЬ ЗЛОМ, ПОВЕРНИСЬ ДОБРОМ!”

Педагог. А выглядела она вот так... (рассматривают музейные экспонаты на таблице). Это простейшее изображение женской фигуры: туловище – кусок ткани, свернутый в скалку, обтянутый льняной тряпицей – лицо, кудельная, либо волосяная коса. Костюм с куклы не снимался, в нем отражены основные детали женской одежды. Добротно и ладно сшитые тряпичные куклы считались хорошим подарком. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. На “посиделки” вместе с прялкой девочки часто брали и коробейку с куклами. Играя, девочки учились кроить, шить, вышивать, прясть. Еще я видела, как куклами играла... красавица-невеста. Нарядную куклу-оберег ей подарила мать, благословляя на брак. На самой свадьбе маленькие куклы в красных платьях украшали свадебное печенье. А потом невесте дали подержать несколько кукол с пожеланием, чтобы в новой семье было много детей. Кукол-берегинь одевали в яркие платочки и расшитые узорами сарафаны, но – оставляли без лица. Славяне считали, что если куклу сделать уж очень похожей на человека, в нее может вселиться злой дух и навлечь на хозяина беду.

Настя. Ребята, а как вы думаете, можно ли выбросить куколку? (Нет.) Обереги никогда не выбрасывали, а передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой... и наконец и наконец они превратились в игрушки. Это тряпичная кукла. Попробуем и мы сегодня создать свою куклу-берегиню, которая, возможно, и вас защитит от болезней и зла.

Задача на первом и втором занятии.

Педагог. На первом занятии мы выполним костюм для куклы по мотивам народной праздничной одежды, а на втором уроке украсим костюм орнаментом и куклы будут веселиться в хороводе.

3. ПОВТОРЕНИЕ.

КАК ОДЕВАЛАСЬ РУССКАЯ ДЕВУШКА?

Педагог. Вы знаете, что костюм с мудростью создавали – добротно, качественно, красиво.

Я знаю, что на гулянье девушку в небрежно сшитом наряде осудят женщины, сидящие в сторонке: "Худа швея кака, шила криво ведь".

– А какие вы знаете пословицы, поговорки о народном костюме?

"У ленивой пряхи и для себя нет рубахи"

Дети. "Сшили Дуне сарафан.
Носи, Дуня, береги,
По праздничкам одевай,
По будничкам скидывай,
Крепче в ящик запирай".

"Не то дорого,
Что красного золота,
А то дорого,
Что доброго мастера".

Педагог. А теперь вспомним, как одевалась русская девушка?

Дети.

1. Русская девушка до 14 лет надевала сорочку, иногда юбку "подол", на ноги сапожки, на голову ленту (венец), подпоясывалась поясом.

2. Рубаха "воротушка" с красными кумачовыми рукавами и синий набойчатый сарафан, душегрея.

3. Рубаха с паневой (передник).

4. Обувь – кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги, башмаки.

5. В косу вплетали золотые, серебряные нитки, цветные шнурки, накосники.

6. Мужской: рубаха-косоворотка, порты.

Педагог. Какую функцию выполнял пояс?

Дети. Оберег.

Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Педагог. Мы знакомились с видами головных уборов.

А кто помнит какие головные уборы, были на Руси?

Дети.

7. Головной убор: рогатая кичка, кика, сорока с кичкой.

Педагог. Я вам хочу рассказать о головных уборах...

У жительницы русского севера – пинежанки, головной убор был главным в наряде. На ней блистало высокая повязка – хаза – завязанная на затылке парчовыми или красными лентами. И называлась она "Девья красота".

Нижняя часть повязки расшивалась звездами, речным жемчугом. На лбу жемчужная узорная сетка – поднизь.

Владельцы драгоценного убора – повязочницы – украшали праздник.

Появление их на гулянье встречалось с восторгом и тайной завистью. Им полагалось или “столбом стоять”, красоваться на зеленом лугу, или тихо прогуливаться по деревне. В плясках и веселье участвовали девушки и победнее – в платочках “кокушницы”. Платок заправляли под лямки сарафана, на плечах.

Посмотрите какие ласковые слова давали женщине на Руси!

Читаем новые слова:

КОЛЛОДИЯ

БЕРЕГИНЯ

ПИНЕЖАНКА

4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМА ДЛЯ КУКОЛКИ ПО МОТИВАМ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ОДЕЖДЫ.

На партах лежат изделия – куклы из конических объемов, бумага для одежды, клей, ножницы.

1. А теперь посмотрите, как можно одеть куколку?

А) Выкраиваем сарафан по шаблону, оставляя место для сшивания.

Б) Делаем оборки и пышность.

В) По желанию выкраиваем душегрею. Какой цвет будет близким по тону к сарафану:

Зеленый – Желтый Красный – Розовый Фиолетовый – Малиновый.

Г) Изготавливаем головной убор.

Д) Волосы.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

6. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.

А теперь поменяйтесь куколками, посмотрите ошибки друг друга. Может быть что-то нужно исправить. Аккуратность. Оригинальность.

2 занятие

Задание

Орнаментированная разработка куколки-берегини в цвете.

1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА ЗАНЯТИЕ.

Педагог. Устроим нашим куколкам праздник? Но для этого мы украсим рубаху и рукав вышивкой и наденем украшения.

2 ПОВТОРЕНИЕ.

Я знаю, что образ вышивающей девушки в славянской народной поэзии встречается часто. В одной русской лирической песни поется:

· ... Она первый узор вышивала –
не утреннюю зарю с белым светом;
Она другой-то узор вшивала –
Несходимое красное солнце со лучами.

· В руках они держали тонко-бело полотно о четрых углах,
Первый угол вышивала светел
Месяц со звездами
Второй угол вышивала: красное
Солнце со маревами
Третий угол вышивала, крутые
Горы со лесами.

· У меня младой альной подол,
Шит бумагою, синей ниткою,
Ковылюшками, недробнушками.

Постановка цели и задачи на второе занятие.

На этом уроке и мы попробуем с вами украсить одежду уже знакомыми вам древними символами и знаками: солнца, поля, земли, воды, а еще – мировое дерево, Берегиня, птица-счастья, петушок.

Послушайте, как одна мастерица-крестьянка комментировала свою работу: Как начать?..

Это низ – земля будет, здесь
Будто лес, трава наросла...
А вверху небо... А тут и солнышко
Всходит, надо еще и звезды ...а
Тут птицы прилетели.

Повторение

УКРАСЬ УЗОРОМ СИЛУЭТ КУКОЛКИ

Вы знаете, что в украшении костюма существовал трехъярусный строй украшений.

Игра

·  Какими символами украшался подол рубахи? (Орнамент символизирует засеянную пашню, дождь, воду.)

·  Какими символами украшалась рубаха выше пояса? (Изображения цветов, растений, веток).

Прикрепляем элементы

·  Какими символами украшался головной убор и верхняя часть костюма? (Узоры основаны на обращении к звездам, птицам, связанные с образом неба.) Здесь вы видите силуэт рубахи, кто сможет украсить его узором?

Пока ребята украшают узором рубаху мы повторим...

·  Какой цвет является волшебным оберегом и главным в вышивке?

(Красный – красивый, добрый, солнечный, красна девица.

Черный – символ земли, плодородия.

Желтый – цвет солнца, символ тепла и богатства.

Голубой – вода.)

· Какие еще основные цвета применялись в украшении?

· Посмотрим, как украсили силуэт куклы ребята?

·  А как еще можно украсить? (Верхнюю часть рукава, по горловине, весь рукав.)

ПОКАЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА.

А теперь посмотрите, как можно украсить одежду куклы кистью и красками.

A) Проводим горизонтальные параллельные, прямые линии, – это земля.

Волнистые – это вода.

Б) Итак, я провела линии, а между ними составляем узор в полосе из каких геометрических фигур? (Квадраты, ромбы, треугольники.)

А между ними добавляем струи дождя, семена (точки), чередующихся между собой.

B) Затем украшаем рукава и горловину рубахи. Мы повторим с вами теорию, украсим узором силуэт, я показала вам, как это выглядит на деле при помощи куклы-берегини.

А теперь вы приступите, к самому ответственному моменту нашей работы: вы самостоятельно будете украшать рубаху куклы орнаментом.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

4. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.

А теперь, ребята, Настя и Алеша, которые видели и знают, как выглядели крестьяне, мне помогут оценить вашу работу.

Подарок

Силуэтное "Берегиня" – тем, кто красиво украсил узором рубаху.

Изображение "Птица-счастья" – тем, кто добротно, качественно и красиво выполнил костюм.

5. КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

А теперь, ребята, посмотрите, что у нас получилось.

Вы удовлетворены своей работой?

Какие красивые наши русские берегини.

· Они стоят в хороводе, а когда они становились в хоровод? (В праздники.)

· А что еще доказывает, что это праздник? (Они нарядные.)

·  А почему они нарядные? (Потому что вы постарались и нарядили их).

Представим себе, что мы присутствуем на деревенском празднике. Ярко светит и греет солнышко. Травка и цветы, которые смотрят на нас удивленно и приветливо. Вышли в круг девушки. Наш праздник украшают владелицы драгоценного головного убора – повязочницы, удачные и красивые. Есть девушки и в платочках...

6. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. ЛЮБОВАНИЕ. МУЗЫКА.

Детские работы – куклы-берегини встали в хоровод. На заднем плане макеты деревенских изб, церкви, колодцы, выполненные из рифленой бумаги и бумаги под "шпон". Деревенька находится на фоне пейзажа.

Литература

· Иллюстрированный журнал "Миша". "Как боги играли в куклы" (Легенда).

· "Маленькие чудеса". Сборник очерков о русском народном искусстве. Н.В. Тарановская.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Шаблоны для куклы