Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления – модернизации.
Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению “прорыва” России к новому уровню экономики и новому качеству жизни её граждан.
Среди главных задач модернизации российского образования – достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и общественной привлекательности. Это означает, что выпускники должны выходить из стен своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных ситуациях, активными гражданами, а сами школы должны научиться более эффективно использовать, имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы и привлекать дополнительные.
Именно поэтому в рамках документов по модернизации школы большое внимание уделено повышению качества управления, и именно поэтому среди приоритетных задач – задача развития институтов общественного участия в управлении. А в Национальном проекте в области образования, в рамках которого тысячи школ страны смогут получить солидную финансовую поддержку государства, наличие в школе действующего органа государственно-общественного управления.
Когда школой управляют только представители официальной “властной вертикали” - учредители школы (ГУО, РУО, главы местных администраций), члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно “государственный”, ведомственный.
Но если к реальному управлению школой начинают привлекаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению зафиксирована в ст. 35 Закона РФ “Об образовании”
Формы самоуправления ОУ
Современная школа находится в условиях стабильного, но недостаточного бюджетного финансирования, поэтому естественно всех нас волнует проблема привлечения дополнительного финансового источника, как для поддержания функционирования учреждения, а прежде всего развития образования. И ПС – дает такую возможность
Цель создания попечительского совета - развитие государственно-общественных форм управления в сфере образования, дополнительное привлечение финансовых, материальных и иных ресурсов для обеспечения развития образования
Задачи:
- содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ;
- участие в разработке и реализация программы развития ОУ;
- содействие совершенствованию материально-технической базы ОУ, благоустройству его помещений и территории;
- содействие в создании оптимальных условий для обучения и воспитания, улучшение условий труда сотрудников;
- содействие внедрению инновационных технологий;
- содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий ОУ.
- и другие (полномочия ПС определяются Положением и Уставом школы)
Деятельность попечительского совета основывается на принципах:
- Демократичности
- Добровольности
- Свободы выбора направлений
Состав Попечительского совета
- Педагоги
- Родители
- Учащиеся (с целью повышения социальной активности детей)
- Представители бизнеса
- Представители органов власти и управления
Варианты создания Попечительского совета:
- ПС как структурная часть образовательного учреждения.
- ПС как самостоятельная организация.
- ПС как самостоятельное юридическое лицо в виде общественной организации.
Попечительский совет как структурная часть образовательного учреждения
Нормативные документы: Закон РФ “Об образовании”, Указ Президента РФ (№ 1134 от 31.08.1999 г.) “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”; Постановление Правительства РФ (1379 от 10.12.1999 г.) “Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения”
ПС не имеет юридического лица, функционирует как форма соуправления школой, его деятельность регламентируется Положением (локальным актом).
“+”
- Родители совместно с администрацией решают проблемы школы
- Прозрачность привлеченных родительских средств
“-”
Нет официальных бухгалтерских документов
Попечительский совет как самостоятельная организация
Нормативные документы: Гражданский Кодекс РФ, ст. 48–53, ст. 117–121; Закон РФ “Об общественных объединениях”, принятый Государственной думой 14 апреля 1995 г.; Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (от 11.08.1995 г.).
ПС имеет право не регистрироваться в органах юстиции и не приобретать прав юридического лица. ПС действует на основании Устава и договора о сотрудничестве между организациями и ОУ
Возможность прописать в договоре о сотрудничестве основные направления финансовых потоков и источников их получения.
- Возможность прописать в договоре о сотрудничестве основные направления финансовых потоков и источников их получения.
- Возможность официального сбора денег в соответствии со сметой на нужды ОУ
Совет как самостоятельное юридическое лицо в виде общественной организации
Нормативные документы: Гражданский Кодекс РФ, ст. 48-53, ст. 117-121; Закон РФ “О некоммерческих организациях” (в ред. от 08.08.1999 г.), ст. 2, 3, 6, 7, 8, 10, 15, 24, 25, 26, 29, 30, 31; Закон РФ “Об общественных объединениях” (от 14.04.1995 г.); Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (от 11.08.1995 г.).
Попечительские советы в этом статусе имеют: Устав, юридический адрес, учет во всех фондах и инспекциях, собственные счета и печати. Ведут самостоятельно делопроизводство, имеют свой штат, фонд оплаты труда, смету расходов на реализацию уставной деятельности.
Правовые формы: объединение; организация; фонд.
Уставную деятельность в ОУ реализует в соответствии с договором о сотрудничестве между общественным объединением (организацией, фондом) и образовательным учреждением.
Алгоритм создания органа государственно-общественного управления ОУ (ПС, УС)
Попечительский совет не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы.
И если раньше стратегия школы определялась её руководителями без участия общественности, то сегодня ПС начинает выступать как постоянный конструктивный помощник и советчик, иногда – контролер и дружественный критик в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.
В перспективе в школе возникнет единая “стратегическая команда” из профессионалов и представителей общественности, которые вместе решают важные вопросы улучшения и обновления школьной жизни.