Пояснительная записка
Учебная деятельность в дополнительном образовании традиционно рассматривается как средство создания условий для непрерывного учебного диалога между педагогами и детьми, формирующего активное отношение к учению, но и позволяющего реализовать творческие способности каждого ребенка.
Активная деятельность за пределами основных учебных занятий всегда рассматривалась не только как важный фактор условия учебных программ, но и как средство воспитания и развития неординарной личности.
Очевидно, что для максимального учета личностных особенностей ребенка в обучении идеальным может сочетаться индивидуальное обучение. Для этого необходимо разработать индивидуальные учебные планы и образовательные программы для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей. Педагог, работая в этом направлении должен:
- определить уровень развития ребенка, (в том числе его качества и способности);
- наметить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
- определить время, которое должен закрепить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
- предусмотреть участие родителей;
- определить способы оценки успехов ребенка.
В связи с этим для развития творческой личности был составлен мини-курс на развитие творческого потенциала учащегося.
Мини-курс включает обычно от четырех до десяти занятий по 30-50 минут ( в зависимости от возраста и уровня подготовки детей) каждое.
Как показывает опыт, наиболее удачной оказалось потенциальное усложнение занятий, от простого к сложному и, и наконец, самостоятельная творческая деятельность. В соответствии с этим, организационная методическая сторона деятельности в рамках мини-курса может быть представлена в виде следующих этапов:
Автор мини-курса дает детям первичную информацию, а их основная задача – ее воспринять, осмыслить, запомнить.
I. Информационно-рецептивный.
II. Репродуктивный. По вопросам или заданиям педагога ученики воспроизводят элементы изученного материала.
III. Проблемное изложение. Учитель ставит проблему, и сам ее решает, но при этом он должен показать путь решения в его предметных, но доступных учащимся противоречиях. Необходимо показать основной ход мыслей при движении к решению, показать детям нечто вроде образца, решения проблем. Ученик на этом этапе мышления контролирует убедительность этого движения, следит за его логикой.
IV. Все это постепенно сменяется частично поисковым или эвристическим методом.
Его задача – обеспечить поэлементное усвоение опыта творческой деятельности.
У. В итоге все это должно привести к исследовательской практике, что, как известно, является основным методом обучения творческой деятельности. Все занятия проводятся только на добровольной основе во внеурочное время, по одному занятию в неделю. Поэтому посещаемость первых занятий, как правило, может быть высокой, а на последующие будут приходить те, кто проявляет повышенный интерес.
Таким образом, методики мини-курса предполагает, что ученик постепенно превращается из слушателя в собеседника и исполнителя.
Изделия из бересты
Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народных ремеслах народов севера России. Бересту использовали при строительстве жилья для защиты от холода, гнили и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из нее поплавки и другие рыбацкие принадлежности. На бересте писали, из нее делали легкую обувь – лапти, посуду, игрушки, украшения.
Береста – верхний слой коры березы – прекрасный материал для изготовления различных изделий. Он экологически чистый, влагостойкий, красивый и прочный, хорошо поддающийся обработке. Береста прекрасно сочетается в художественных поделках с другими природными материалами.
И в наше время на рынках можно познакомиться с богатым и самобытным искусством мастеров, купить домотканые дорожки, вышитые цветным узором полотенца, изделия из дерева, плетеные короба, корзины, лапти, солонки, игрушки, гирлянды бус, вазы и т.п.
Курс рассчитан на 36 часов.
Тематический план.
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория | Практика | Программное содержание |
1. | Вводная часть | 4 |
4 |
- |
Заготовка бересты. Обработка. Инструменты и приспособления. |
2. | Художественная обработка бересты: а) плетение б) аппликация |
10 10 |
4 2 |
6 8 |
Трехгранная фигура. Четырехгранная
фигура. Плоское плетение, объемное плетение,
плетение по шаблону. Приемы работы. Изготовление панно по образцу и творческая работа. |
3. | Цветы из бересты и сувениры. | 10 |
3 |
7 |
“Тюльпан” “Лилия” “Роза” “Нарцисс” |
4. | Итоговое занятие | 2 |
2 |
- |
“Лоскутная мозаика”
В настоящее время к шитью из лоскута относятся к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества многих стран мира.
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни ( салфетки, прихватки для горячего, скатерти), спальни (наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
Курс рассчитан на 62 часа.
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Программное содержание. |
1. | Убранство гостиной. Диваны, подушки. |
8 |
2 |
6 |
Квадратная наволочка в технике шитья из
полос по схеме “Колодец”, “Елочка”. Круглая наволочка с драпировкой и аппликацией. Круглая наволочка с драпировкой и выстегиванием. |
2. | Декоративное панно | 12 |
2 |
10 |
“Пейзаж” “Храм” “Сюжет сказки” |
3. | Аксессуары | 12 |
2 |
10 |
“Сумки” “Кошелек” “Косметичка” Мешочки для подарков” |
4. | Кухня | 14 |
4 |
10 |
“Натабуретница” комплект, грелка на чайник, прихватка, салфетки, скатерть. |
5. | Одежда | 16 |
4 |
12 |
Фартуки, жилетка, юбка |
“Бисероплетение”
Ведь те изделия, которые можно найти в продаже, далеко не всегда хорошо сочетаются с твоей одеждой или отвечают твоей индивидуальности. Поэтому, если ты хочешь придать своему облику привлекательность, не поленись немного потрудиться. А как приятно носить самой или кому-то подарить плетеную из бисера ленточку-фенечку, ее можно использовать как книжную закладку. И ты сможешь гордиться результатами своего творчества – ведь в него ты вложил частицу своей души, свой вкус и свою фантазию.
Курс рассчитан на 68 часов.
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Программное содержание |
1. | Вводное занятие | 2 |
2 |
- |
Краткая история бусин. Инструменты для изготовления украшений. Виды клея. Материалы для бусин. |
2. | Изготовление сережек, брошей, ожерелий. | 20 |
4 |
16 |
Бусы и серьги из деревянных бус. Бусы из стеклянных бусин. Бусы из бисера. Гарнитур “Африка” Гарнитур “Азия” Гарнитур “Восток” |
3. | Объемные украшения | 22 |
4 |
18 |
Обвитое колье. Обвитой браслет. |
4. | Вышивание бисером | 22 |
2 |
20 |
Варианты создания узоров. Сумочки и портмоне, колье и браслеты. |
5. | Итоговое занятие | 2 |
- |
2 |
Итоговая выставка. |