Экологическое аудирование школьниками – это новое направление практической работы.
Именно на конкретных примерах можно показать воздействие источников загрязнения на окружающую природную среду, социальные условия и здоровье населения. Вовлекать учащихся в общественную жизнь своего родного города, не быть равнодушным и пытаться благоустроить.
Экологическое аудирование позволит учащимся освоить простейшие методики по определению качества окружающей среды. Предлагается комплексное исследование воздействия изучаемого объекта на близ расположенные водоёмы, почву, атмосферу, социальные условия и здоровье населения.
Предполагается осуществить социологический опрос населения. Учащиеся самостоятельно разрабатывают вопросы, обрабатывают результаты.
Цель: Знакомство с экологическим аудитом и его проведением, целями и задачами.
Задачи:
- Научить давать экологическую оценку воздействия исследуемого объекта на окружающую среду, социальные условия и здоровье населения.
- Развивать логическое мышление, творческий подход к решению экологических проблем.
- Учить наблюдать и делать выводы.
- Проводить социологический опрос
- Находить оптимальные пути решения по улучшению окружающей среды и снижению отрицательного воздействия на население.
Справочный материал.
Аудит по охране окружающей среды – исследования окружающей среды (оценка), проводимые для определения воздействия объекта на окружающую среду и потенциальных обязательств, проверка безопасности производства, изучение рисков.
Экологический аудит традиционно понимается как независимая оценка соответствия деятельности аудируемого предприятия экологическим требованиям с целью недопущения негативного воздействия техногенной деятельности на окружающую среду (природные объекты) и населения.
В России первые попытки создать институт аудита предпринимались ещё в 1889, 1912 и 1918 гг. В условиях формирования современных экономических отношения аудиторские фирмы появились в России в 1987 г. Аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчётности, платёжно-расчётной документации и других финансовых обязательств.
Термин “экологическая…сфера” введён Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утверждённый указами Президента РФ от 01.04.98г. №440 и от 17.12.97г. №1300.
Загрязнение – это привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для неё физических, химических, информационных или биологических агентов, или превышение в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентрации перечисленных агентов в среде, нередко приводящее к негативным последствиям.
Загрязнитель – объект, осуществляющий загрязнение.
Этапы работы:
- Учитель даёт представление об экологическом аудите, объекте аудирования, ставит цели и задачи.
- Выбор объекта экологического аудирования.
- Знакомство учащихся с техникой безопасность при аудировании.
- Деление учащихся на группы, знакомство с деятельностью групп:
- Исследование объекта.
- Обработка результатов (расчёты).
- Круглый стол (представление и обсуждение результатов, разработка предложений по благоустройству данного объекта и сокращению вредного воздействия на окружающую среду).
А. Учитель даёт задания по группам,
Б. Знакомство с заданием,
В. Группа социологов разрабатывает вопросы
социологического опроса населения.
Рекомендации к выполнению.
- Учитель заранее выбирает объект аудирования. (Необходимо помнить, что объект должен быть безопасным для здоровья детей). Это может быть любой объект: жилой дом, автостоянка, пришкольный двор, магазин, промышленный объект, котельная, автодорога. Ученикам заранее можно дать задание – познакомиться с экологической обстановкой объекта аудирования по литературным источникам, периодической печати, данными комитета экологии, санитарно эпидемиологической станции.
- Учитель делает выбор методик проведения исследовательских работ.
- Учащихся можно поделить на следующие группы исследователей:
- Учителю необходимо сделать отборку вопросов для проведения социологического опроса, определить возраст опрашиваемых. Рекомендуется при выполнении работы особо контролировать деятельность данной группы.
- В ходе экологического аудита учащиеся ведут дневники наблюдения, делают записи, зарисовки.
- При обработке результатов можно предложить следующие задания:
Атмосферы
Гидросферы
Биоты
Животного мира
По бытовым отходам
Картографы
Социологи
Количество групп определяет учитель.
Задание 1.
Оцените риск объекта методом построения дерева событий.
Справочный материал.
Метод построения дерева событий – это графический способ слежения за набором обстоятельств, ведущих к неблагоприятному исходу. Все события, которые могут произойти после произошедшего инцендента, соединены причинно – следственными связями.
Задание 2.
Рассчитать степень опасности вещества данного объекта по формуле:
где ПДК – среднесуточная предельно допустимая концентрация;
К – концентрация вещества (в пробе).
Справочный материал.
ПДК – норматив, количество вредного вещества в окружающей среде, за определённый промежуток времени, не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства. Устанавливается в законодательном порядке.
Любое превышение ПДК опасно для живых организмов (вызывает заболевания, летальный исход).
Используемая литература:
- Осипова Н. А. Техногенные системы и экологический риск: Учебное пособие. Ч.1. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004.
- Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России./ Под ред. В. Ф. Протасова.- М.: Финансы и статистика, 1995.
- Экологический аудит. Учебно-практическое пособие.- М.: “Экзамен”, 1999.