"О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг"
А. С. Пушкин
Задачи урока
- Закрепление, контроль и углубление знаний учащихся по теме “Свойства жидкостей, газов и твёрдых тел”.
- Воспитание умения работать в группе, правильно формулировать свои мысли, проводить самооценку своих знаний.
- Развитие творческих способностей через создание проблемных ситуаций, решение экспериментальных задач.
Демонстрации
- Фрагмент кинофильма “Рост кристаллов”.
- Фрагмент видеофильма “По залам минералогического музея”.
- Оборудование для экспериментальных работ.
- Коллекция минералов.
- Оборудование для опытов и микроскопических наблюдений.
Ход урока
I. Вступление учителя
Название нашего урока “Его величество – эксперимент” не случайно. Ведь физика – наука экспериментальная. А законы физики выведены на основе опытов, наблюдений, экспериментов. Учёные всех эпох придавали опыту огромное значение:
Леонардо да Винчи: "Мудрость – дочь опыта".
Левенгук: "Следует воздержаться от рассуждений, когда говорит опыт".
Ломоносов: "Один опыт я ценю выше тысячи мнений, рождённых воображением".
В. И. Ленин. "От простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике - таков путь познания действительности".
Хотя сознательно поставленный эксперимент берёт своё начало ещё с Галилея и Гильберта, лишь с конца 18 века лабораторный эксперимент стал основным орудием науки и определил её бурное развитие в основном в последние 150 лет.
Теперь мы попытаемся использовать свои теоретические знания для объяснения физических явлений, наблюдений и опытов.
Представьте себя сотрудниками научно-исследовательского института (НИИ), которые получили задание по изучению и исследованию отдельных физических явлений. В НИИ создано три отдела, и всю работу сотрудники отдела выполняют совместно. Работу отделов контролируют эксперты, которые поощряют сотрудников за их вклад в общее дело денежным вознаграждением в форме "мифлонов" разного достоинства. Кроме этого, каждый сотрудник осуществляет самооценку своей деятельности посредством оценочных листов.
II. Этапы работы
1. Теоретический этап.
а) аукцион знаний о свойствах твёрдых, жидких и газообразных тел;
б) краткие сообщения сотрудников по темам: “Сжижение газов и получение низких температур”, “Сквозь магический кристалл” с демонстрацией фрагмента к/ф "Рост кристаллов", “Жидкие кристаллы”;
в) дать научное объяснение опытов (каждому отделу предлагается по два вопроса):
.- почему поднимается жидкость по трубке при обливании колбы эфиром (Рис. 1)?
- почему с помощью снега заставить кипеть жидкость при любой температуре (Рис. 2)?
- почему замерзает вода под чашкой (Рис. 3)?
- возгорание платка, смоченного эфиром?
- почему распространяется пламя по жёлобу (Рис. 4)?
- почему из блюдца с горячей водой засасывается вода в пустой стакан (Рис. 5)?
2. Практический этап.
а) фронтальное наблюдение
1 отдел |
2 отдел |
3 отдел |
Наблюдение с помощью микроскопов роста
кристаллов NaCl из водного раствора путём
выпаривания (отделы представляют зарисовки полученных кристаллов) Наблюдение анизотропии роста кристаллов алмаза с помощью коллекции минералов |
Наблюдение с помощью микроскопов роста
кристаллов CuSO4 из водного раствора путём
выпаривания (отделы представляют зарисовки полученных кристаллов) Наблюдение анизотропии роста кристаллов слюды с помощью коллекции минералов |
Наблюдение с помощью микроскопов роста
кристаллов Cd(NO3)2 из водного раствора
путём выпаривания (отделы представляют зарисовки полученных кристаллов) Наблюдение анизотропии роста кристаллов горного хрусталя с помощью коллекции минералов |
б) решение экспериментальных задач:
|
2 отдел |
3 отдел |
Определить радиус капилляров
фильтровальной бумаги Оборудование: стакан с водой, полоска фильтровальной бумаги 10х80, линейка (5 экз.) Справочные таблицы Предполагаемое решение: Так как h=2/gr, то r =2 /gh |
Определить работу сил поверхностного
натяжения мыльного раствора и воды Оборудование: низкая чашка с водой, спичка, кусок мыла (5 экз.) Справочные таблицы Предполагаемое решение: Fпн=.l A=(в.l – мр.l).S |
Определить коэффициент поверхностного
натяжения воды Оборудование: весы, разновес, стакан, пипетка (5 экз.) Предполагаемое решение: Fпн= .l Fт=m0g m0=m/n l=2r m0g=2 r = m0g/2r |
Руководители отделов определяют коэффициент трудового участия каждого сотрудника, эксперты оценивают работу каждого представителя отдела, из чего складывается оценка работы ученика.
Просмотр видеофильма “По залам музея минералогии” ИрГТУ (10 минут).
Подведение итогов
По результатам работы отделов просим экспертов оценить знания, полученные во время изучения темы. А всех участников – дать оценку самого урока (что понравилось, а что – нет).
Мы совершили сегодня своеобразное путешествие в мир опытов и наблюдений, приобрели навыки экспериментирования.
Желаем успехов в изучении предмета “Физика”.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5