Урок музыки по теме: "В гостях у Феи Марша"

Разделы: Музыка


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: путешествие.

Цель: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку).
  2. Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.
  3. Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Музыкальный материал:

  1. С.Чернецкий “Встречный марш” – слушание.
  2. О.Газманов “Москва” – слушание, движения марша, ритмические упражнения под музыку.
  3. М.Блантер “Футбольный марш” – слушание.
  4. П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – слушание, использование детских ударных и шумовых инструментов.
  5. П.Чайковский, В. Лунин “Марш деревянных солдатиков” – пение.
  6. Ф. Мендельсон “Свадебный марш” – слушание.

Оборудование: Портреты композиторов, наглядные пособия, фонотека, детские ударные и шумовые инструменты, игрушки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит маршевая музыка. Дети входят в класс, маршируют на месте, с окончанием музыки садятся на свои места.

Учитель: Сегодня мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.

2. Основная часть.

Учитель: Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льется торжественная, величавая музыка. (Звучит “Встречный марш”.) Ребята, что можно делать под эту музыку?

Дети: Под эту музыку можно маршировать.

Учитель: Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное королевство Маршей. Посмотрите, Фея уже вышла нас встречать. Во время церемонии и приема гостей исполняется марш, который называется “Встречный”. Он открыл наше путешествие.

Перед дворцом – большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать в круг и помаршировать под звуки этого марша. (Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель. Звучит “Москва”.)

Учитель: Ребята, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества?

Дети: Мужество, героизм, любовь к Родине. (Учитель дополняет ответы детей.)

Учитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

В спортивной жизни все в движенье –
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

Дети: Это марш спортивный.

Учитель: Верно.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу! (Звучит “Футбольный марш”.) Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?

Дети: Конечно, спортивный.

Учитель: Ну а теперь пройдем с вами и с нашей феей во дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Каким же должен быть детский марш?

Дети: Легким, звонким, веселым.

Учитель: Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. (Звучит “Марш деревянных солдатиков”, дети аккомпанируют на детских ударных и шумовых инструментах.) Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь споем “Марш деревянных солдатиков” со словами (дети исполняют песню, одна группа аккомпанирует себе на детских музыкальных и шумовых инструментах сидя, а другая марширует на месте).

А утром у Феи один из чудесных дней ее жизни. У нее состоится торжественной бракосочетание с прекрасным принцем. И марш, под который они войдут во дворец, будет называться “Свадебным”.

И вот настал счастливый день,
Здесь марш торжественно играет.
Сегодня ни печаль, ни тень
Счастливых лиц не омрачает.
В душе сей марш рождает радость,
Одобрил он любовь и младость,
И чувства нежные сердец –
Соединенье двух колец.

(Звучит “Свадебный марш)

Ребята, какое настроение создает здесь музыка?

Дети: радостное, праздничное, веселое. (Учитель дополняет ответы детей.)

3. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное королевство Феи Марша. Что же нового вы узнали за время нашего путешествия? (Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность. Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю. Дети встают и под звуки марша, который звучал в начале урока выходят из класса.)