Урок по математике по теме: "Площадь поверхности пирамиды". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Тема урока: Площадь поверхности пирамиды.

Цель: Развитие у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, создание условий для развития творческих способностей, сопоставление пространственного представления, формы геометрических фигур.

Ход урока:

Откройте тетради, на координатной плоскости отметьте следующие координаты: А(-6;0), В(0:10),

С(24:10), Д(18:0).

– Какая фигура получилась? (параллелограмм)

– Что такое параллелограмм? (четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны)

– Перечислите свойства параллелограмма (противолежащие стороны равны, диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам)

– Перечислите признаки параллелограмма:

  1. Если в четырёхугольнике две стороны попарно равны и параллельны, то этот четырёхугольник – параллелограмм.
  2. Если в четырёхугольнике противоположные стороны попарно равны, то этот четырёхугольник – параллелограмм.
  3. Если в четырёхугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырёхугольник –параллелограмм.

– Найдите площадь параллелограмма S=ah.

S = 12*5 = 60 ед2

– А сейчас вырежьте данную фигуру ножницами. За две минуты сделайте путём перегибания пространственную (объёмную) фигуру.

– Приглашаю к доске ученика, у которого получилась фигура, и он демонстрирует нам последовательность выполнения пирамиды.

 

– Посмотрите внимательно на пирамиду и ответьте на вопросы:

  • Сколько вершин? (4)
  • Сколько рёбер? (6)
  • Сколько граней? (4)
  • Какая фигура лежит в основании? (треугольник)

  • Найдите площадь треугольника?

Sтр. = 1/2ah

S = 1/2*6*5 = 15 ед2.

– Разворачиваем пирамиду и из параллелограмма сгибаем ромб.

– Что такое ромб? (ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны)

– Как найти площадь ромба? (Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей)

S = 1/2 * 6 * 10 = 30 ед2.

– Разверните ещё раз. Какая получилась фигура?

(Трапеция – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны.)

 – Найдите площадь трапеции.

S = 1/2 (а + в)*h.

S = 1/2 (12 + 6)*5 = 9*5 = 45 ед2.

– Зная площадь прямоугольника, можно найти площадь параллелограмма?

S парал. = 4 *S тр. = 60 ед2.

– Сделайте ещё раз пирамиду.

– Скажите, чему равна площадь поверхности пирамиды?

Вывод:

Дети самостоятельно выводят формулу.

S поверхности пирамиды = 60 ед2

S поверхности пирамиды = S основания + S боковой поверхности.

С другой стороны: S поверхности пирамиды = 3*S тр.

 Творческая работа.

– А теперь проявите своё творчество, воспользуйтесь предложенным вам материалом (ткань, ножницы, цветная бумага, клей, нитки, иголка).

У детей получились новогодние игрушки, животные, человечки, маски.

Синквейн (прием РКМЧП).

По заданным словам:

площадь;
оригами в математике;
пирамида;
составить синквейн.