Тема урока: Размышляем о словах. Что в слове главное?
Цель урока:
- подвести детей к выводу, что в слове главное – это его лексическое значение;
- продолжать работу по развитию орфографической зоркости, обогащать словарный запас;
- воспитывать интерес к предмету, внимательное отношение к слову;
- развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: игровые словарики, толковые словари, слайды, карточки для работы в группах; на доске тема урока.
Ход урока:
1. Введение в тему- На перемене услышала спор. Хочу попросить вас разобраться и помочь нашим спорщикам понять, кто из них главнее для человека.
(Выходят дети, на голове у них шапочки со словами: текст, предложение, слово)
Текст: “Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль”.
Предложение: “Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее”
Учитель: “А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него.
– Так кто же главнее для человека?
(Главное для человека слово, т. к. без слов не будет ни текста, ни предложений.
Для человека нужны и слова, и предложения, и текст, чтобы выражать свои мысли.)
Слово: “Выяснять кто же из нас главнее и нужнее человеку – только время тратить. Есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Я предлагаю вам подумать и вспомнить, какую букву пропустили в словарных словах на карточках.
2. Словарная работа.1) П… ртфель
П… льто
Р… бята
За…ц
Кр…сиво
Т…традь
На доске открывается ключ: о а е я а е.
Самопроверка. Самооценка.
2).Учитель читает рифмовку. Дети хором повторяют ее и записываю словарные слова из рифмовки, которые запомнили.
В словах запомни букву “а”
Багаж, вагон, газета,
Пальто, завод, ракета,
Капуста, да малина,
Квартира, да машина.
Взаимопроверка. Сравнить работы, дописать слова, которые пропустили. Самооценка.
3. Сообщение темы и цели урокаСлово: Ребята, очень хорошо, что вы умеете грамотно писать слова. А теперь я хочу у вас спросить: а что в слове главное?
(Ответы детей. Если дети не смогут сразу ответить на этот вопрос, не стоит за них отвечать. К правильному ответу они придут в конце урока.)
– Об этом поразмышляем сегодня на уроке.
4. Работа над новым материалом.1) Упражнение № 284. Прочитать предложение из книги Г.Остера.
В четверг Мряка нашла 6 пусиков.
– Что в нем понятно? Что нет? Почему?
(В предложении не понятны слова Мряка и пусиков.)
– У нас на уроке гостит первоклассник Антон, который не может понять, почему вам не понятны эти слова. Послушайте, что он говорит.
Антон: Все как у настоящих слов! Почему люди такими словами не пользуются?
(У этих слов нет значения).
Самостоятельно переделать предложение так, чтобы оно стало понятным, записать.
(У доски 2 человека, записывают свои предложения, дают им характеристику.)
Возможные варианты:
Проверка.
– Почему эти предложения нам понятны?
2) Упражнение №.285. Прочитать предложения.
Первой ко мне (на) день рождения пришла роза.
(У) дверей лежит шарик и громко лает.
– Почему они вызывают смех?
– Почему ученики неправильно записали слова?
Вывод: Написание слова зависит часто от его значения.
3) Письмо под диктовку. Решить все орфографические задачи.
– Написание каких слов зависит от их значения?
4) Работа в группах.
Прочитать пары слов. В парах написаны разные слова. Догадайтесь, как это
показать? (Одна группа работает у доски)
Проверка:
– Значения каких слов не понятны?
Работа с толковым словарем учебника. Просмотр слайдов, поясняющих значение слов пироги, ирис, атлас.
– От чего зависит произношение слов?
5) Знакомство с толковым словарем Даля.
5.Закрепление изученного. Работа в группах.Прочитать, решить орфографические задачи. Слова в скобках сравнить по значению.
Выбрать какое подходит больше. Объяснить почему.
Ж…л-был Фип. А был он цыпленком трех дней от роду – мален?ким, желтым,
пуш…стым (комком, комочком) на тонен?ких (ногах, ножках) и с тонен?ким
(голоском, голосом): Фип! Фип!
Проверка.
6. Итог урока.
Прочитать название темы. (Что в слове главное?)
– Как вы теперь ответите на этот вопрос?
Сравнить свой вывод с выводом учебника.
Рефлексия. Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока.
Понял, могу помочь другим.
Понял.
Понял, но нужна помощь.
Ничего не понял.
Нарисовать свое настроение.