Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик по теме: "К тайнам нашего языка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема урока: Размышляем о словах. Что в слове главное?

Цель урока:

  • подвести детей к выводу, что в слове главное – это его лексическое значение;
  • продолжать работу по развитию орфографической зоркости, обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес к предмету, внимательное отношение к слову;
  • развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: игровые словарики, толковые словари, слайды, карточки для работы в группах; на доске тема урока.

Ход урока:

1. Введение в тему

- На перемене услышала спор. Хочу попросить вас разобраться и помочь нашим спорщикам понять, кто из них главнее для человека.

(Выходят дети, на голове у них шапочки со словами: текст, предложение, слово)

Текст: “Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль”.

Предложение: “Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее”

Учитель: “А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него.

– Так кто же главнее для человека?

(Главное для человека слово, т. к. без слов не будет ни текста, ни предложений.

Для человека нужны и слова, и предложения, и текст, чтобы выражать свои мысли.)

Слово: “Выяснять кто же из нас главнее и нужнее человеку – только время тратить. Есть  другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Я предлагаю вам подумать  и вспомнить, какую букву пропустили в словарных словах на карточках.

2. Словарная работа.

1) П… ртфель
П… льто
Р… бята
За…ц
Кр…сиво
Т…традь

На доске открывается ключ: о а е я а е.

Самопроверка. Самооценка.

2).Учитель читает рифмовку. Дети хором повторяют ее и записываю словарные слова из рифмовки, которые запомнили.

В словах запомни букву “а”
Багаж, вагон, газета,
Пальто, завод, ракета,
Капуста, да малина,
Квартира, да машина.

Взаимопроверка. Сравнить работы, дописать слова, которые пропустили. Самооценка.

3. Сообщение темы и цели урока

Слово: Ребята, очень хорошо, что вы умеете грамотно писать слова. А теперь я хочу у вас спросить: а что в слове главное?

(Ответы детей. Если дети не смогут сразу ответить на этот вопрос, не стоит за них отвечать. К правильному ответу они придут в конце урока.)

– Об этом поразмышляем сегодня на уроке.

4. Работа над новым материалом.

1) Упражнение № 284. Прочитать предложение из книги Г.Остера.

В четверг Мряка нашла 6 пусиков.

– Что в нем понятно? Что нет? Почему?

(В предложении не понятны слова Мряка и пусиков.)

– У нас на уроке гостит первоклассник Антон, который не может понять, почему вам не понятны эти слова. Послушайте, что он говорит.

Антон: Все как у настоящих слов! Почему люди такими словами не пользуются?

(У этих слов нет значения).

Самостоятельно переделать предложение так, чтобы оно стало понятным, записать.

(У доски 2 человека, записывают свои предложения, дают им характеристику.)

Возможные варианты:

Проверка.

– Почему эти предложения нам понятны?

2) Упражнение №.285. Прочитать предложения.

Первой ко мне (на) день рождения пришла роза.

(У) дверей лежит шарик и громко лает.

– Почему они вызывают смех?

– Почему ученики неправильно записали слова?

Вывод: Написание слова зависит часто от его значения.

3) Письмо под диктовку. Решить все орфографические задачи.

– Написание каких слов зависит от их значения?

4) Работа в группах.

Прочитать пары слов. В парах написаны разные слова. Догадайтесь, как это

показать? (Одна группа работает у доски)

Проверка:

– Значения каких слов не понятны?

Работа с толковым словарем учебника. Просмотр слайдов, поясняющих значение слов пироги, ирис, атлас.

– От чего зависит произношение слов?

5) Знакомство с толковым словарем Даля.

5.Закрепление изученного. Работа в группах.

Прочитать, решить орфографические задачи. Слова в скобках сравнить по значению.

Выбрать какое подходит больше. Объяснить почему.

Ж…л-был Фип. А был он цыпленком трех дней от роду – мален?ким, желтым,

пуш…стым (комком, комочком) на тонен?ких (ногах, ножках) и с тонен?ким

(голоском, голосом): Фип! Фип!

Проверка.

6. Итог урока.

Прочитать название темы. (Что в слове главное?)

– Как вы теперь ответите на этот вопрос?

Сравнить свой вывод с выводом учебника.

Рефлексия. Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока.

Понял, могу помочь другим.
Понял.
Понял, но нужна помощь.
Ничего не понял.

Нарисовать свое настроение.