Тема урока: “Простые и сложные условия. Ветвление”
Цели урока:
- Формировать навыки выполнения и составления алгоритмов с ветвлением.
- Формировать навыки проверки простых и сложных высказываний (условий), связанных логическими союзами И, ИЛИ.
- Развивать алгоритмическое и логическое мышлении, память, вычислительные навыки, навыки работы с табличными данными, пользование учебником-тетрадью.
Оборудование:
Портрет Считайки.
Карточки с числами.
Плакаты с алгоритмами.
Высказывания.
Плакат с картинками.
Литература:
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика (Текст): 3
класс: Учеб.-тетрадь:
В 2 ч. (Второй год обучения) / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005. – Ч.2: 96 с.: ил. - Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика (Текст): 3 класс: Методическое пособие (Второй год обучения) / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005. – 231 с.
Ход урока.
1. Проверка теоретических знаний учащихся.
Здравствуйте дорогие дети. Давайте поприветствуем друг друга (ученики делают шаг в сторону окна и поклон головы).
Учитель: Наша жизнь во многом зависит от каких-то условностей (условий), которые определяют наш выбор или наши действия.
А где в информатике используется условие? (Ответ: в алгоритмах с ветвлением)
Что такое ветвление? (Ответ: алгоритм в котором есть условие)
В какой форме записывается алгоритм с ветвлением для Считайки? (Ответ: В виде блок-схемы)
Какая геометрическая фигура используется для проверки условия в блок-схеме? (Ответ: Ромб)
Какие ещё фигуры используются? Назовите их назначение. (Ответ: Овал – начало, овал – конец, прямоугольник – действия, параллелограмм – вывод информации (печать).
Учитель:
Рассмотрите блок-схему алгоритма. В ней есть линейные и разветвляющиеся участки.
Назовите номера блоков, которые входят в ветвление (Ответ: 3,4,5 и 8,9)
Чем отличаются эти два участка? (Ответ: В первом участке – два действия, во втором участке – одно действие)
Как называются такие виды ветвлений? (Ответ: первый участок – полное ветвление, второй участок – неполное ветвление)
Назовите номера блоков, которые обязательно будут выполнены (Ответ: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10)
Какие блоки могут быть пропущены?(Ответ: 4, 5, 9)
2. Определение истинности высказываний.
Учитель: определите истинность сложного высказывания для каждого объекта на рисунке 1. (Ученики выписывают в рабочую тетрадь ответы И или Л для каждого объекта под соответствующим номером, после выполнения работы – фронтальная проверка с подробным объяснением ответов на которые больше всего было допущено ошибок)
Этот предмет хранит информацию. И Этот объект – устройство внешней памяти компьютера. |
Этот предмет хранит информацию. ИЛИ Этот объект – устройство внешней памяти компьютера. |
Ответы:
№ п/п |
Объекты |
И |
ИЛИ |
1 | Глобус | Л | И |
2 | Клавиатура | Л | Л |
3 | Диск | И | И |
4 | Монитор | Л | Л |
5 | Материнская плата | Л | Л |
6 | Флэш-память | И | И |
7 | Принтер | Л | Л |
8 | Дискета | И | И |
III. Выполнение алгоритмов с ветвлением.
Учитель: Для Считайки (Рисунок 2) составили алгоритм.
Выполни алгоритм для значений Y = 1; 5; 10
(Один из учеников выступает в роли Считайки. Выполняет алгоритм с подробным объяснением, использует карточки с числами для значений переменных Х, Y, вкладывает их в карманы Считайки, а результат на экран Считайки).
Ответы:
- Начало, Y=1
- Х:=Y, Х:=1
- Проверка условия Х<5, 1<5 истина
- Х:=Х+5, Х:=6
- Проверка условия Х>0, 6>0 истина
- Х:=Х*3, Х:=18
- Х:=Х+5, Х:=23
- Покажи Х, на экране 23
- Конец.
- Начало, Y=5
- Х:=Y, Х:=5
- Проверка условия Х<5, 5<5 ложь
- Х:=Х-5, Х:=0
- Проверка условия Х>0, 0>0 ложь
- Х:=Х+5, Х:=5
- Покажи Х, на экране 5
- Конец.
- Начало, Y=10
- Х:=Y, Х:=10
- Проверка условия Х<5, 10<5 ложь
- Х:=Х+5, Х:=5
- Проверка условия Х>0, 5>0 истина
- Х:=Х*3, Х:=15
- Х:=Х+5, Х:=20
- Покажи Х, на экране 20
- Конец.
IV. Комментарий к выполнению домашнего задания.
Учитель: Откройте учебник на странице 38
упражнение № 32. Прочтите задание.
Чтобы определить цвет замкнутой области для
числа, записанного в ней, надо выполнить
алгоритм.
Найдите число в левом нижнем углу рисунка.
Чему оно равно? (Ответ: 1)
Выполним для него алгоритм. Переменная N =1. Проверяем условие N>90. Истинно оно или ложно? (Ответ: ложь)
Что делаем дальше? (Ответ: Оцениваем истинность высказывания “N делится на 5”)
Это условие истинно или ложно? (Ответ: ложь)
Что делаем дальше? (Ответ: Оцениваем истинность высказывания “N делится на 3”)
Это условие истинно или ложно? (Ответ: ложь)
Что делаем дальше?(Ответ: Выполняем действие “Раскрась зелёным”)
Конец алгоритма.
Дети раскрашивают замкнутую область в зеленый цвет, а учитель проверяет, правильно ли они находят область, ограниченную замкнутой линией.
V. Самостоятельная работа.
Страница 72 упражнение № 9 учебника. Учитель зачитывает задание. Выясняется понятность. Дети приступают к выполнению.
После выполнения каждого этапа учащиеся поднимают руку для проверки работы учителем. Учитель при наличии ошибок явно не указывает на них, а только сообщает, что сделана ошибка. Учащиеся самостоятельно их исправляют.
Фронтально осуществляется проверка заданий.
VI. Итоги урока.
Учитель: Дорогие ребята, мы с вами изучили интересную тему.
Кто может её правильно сформулировать? (Ответ: “Ветвление. Простые и сложные высказывания”)
Эта тема очень важна в нашей жизни. Например, она помогает следователю правильно построить цепочку преступления, адвокату – доказательства невиновности, программисту – составить программу, инженеру – выполнить сложные расчёты, военнослужащим – стратегию и тактику военных действий, и многое другое. Учитель выставляет оценки за самостоятельную работу и работу на уроке.
Учитель: Спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы!