Организация работы с детьми и подростками по месту жительства

Разделы: Внеклассная работа


Организация работы с детьми и подростками по месту жительства – одна из острых проблем современности. Небольшой, но достаточно успешный опыт решения данной проблемы, накоплен в нашем учреждении.

Проект “У нас во дворе” направлен на разработку системы организации работы по месту жительства в современных условиях. /Приложение №1/

Сама идея проекта возникла на основе тщательного изучения актуальных проблем современного дополнительного образования и воспитания подрастающего поколения.

Актуальность данного проекта заключается в социальном заказе личности подростка, родителей, общественности в организации полноценного здорового досуга; в реализации краевой межведомственной программы “Дети улиц”.

Правовой основой для организации воспитательной деятельности по месту жительства являются:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Закон РФ “Об образовании”;

  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка”;

  • Закон Российской Федерации “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”;

  • Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”;

  • Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;

  • Закон Российской Федерации “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;

  • Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;

  • инструктивное письмо Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России “О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан” № КШ 21/294-04/53 от 12.03.96;

В структуре населения каждого микрорайона значительную часть составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне школы. /Приложение №2/

Результаты проведенных нами социологических исследований отношения родителей и общественности к проблеме организации работы по месту жительства таковы: 90 % опрошенных считают, что утрачена традиция в созидательной работе на общественных началах в микрорайоне по созданию дворовых площадок; 87 % респондентов отмечают недостаточной социально – психологическую помощь, оказываемую образовательными учреждениями; 82% опрошенных отмечают низкий уровень правовых знаний детей, подростков и родителей в области защиты прав детей; 79 % респондентов считает недостаточным количество совместных мероприятий для детей и родителей.

Результаты опроса детей и подростков по теме “Что такое дворовой досуг?” таковы: “Дворовой досуг – это, прежде всего…” - свобода считают 98% респондентов, компания друзей – 82%, общение - 94%, были высказаны также другие мнения (общие интересы, яркость впечатлений и т.д.) - 11%,

Таким образом, мы пришли к следующему выводу. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что возникла необходимость в педагогическом руководстве организации позитивного взаимодействия социума.

Определили основные задачи по решению проблемы организации работы по месту жительства. А именно:

1) Пподготовить общественников – организаторов (взрослых и подростков – инструкторов) к работе с детским коллективом по месту жительства;

Как мы уже отметили, дворовой досуг в представлении ребят – это всегда компания товарищей, это яркость и разнообразие впечатлений. В этом плане считаем целесообразным привлечение к организации досуга по месту жительства подростков, для которых ребячья игра перерастает потом в работу, общественную деятельность и которых, несомненно, следует целенаправленно к этому готовить. В этих целях в Центре разработана специальная программа подготовки организаторов досуга.

2) Обеспечить условия комфортности в жизнедеятельности детей и подростков разных социальных групп; различной национальной принадлежности.

Выполнение этой задачи особенно важно, учитывая современное социальное расслоение в обществе, миграционные процессы, характерные для нашего региона в целом и района в частности.

3) Способствовать разнообразию и расширению сфер деятельности дворовых площадок и клубов по месту жительства в соответствии с запросами и интересами детей и подростков;

Двор и клуб во дворе привлекают ребят возможностью удовлетворить способности, энергию и интересы. И здесь очень важно профессионально грамотно направить энергию и разностороннюю активность детей на интенсивную положительную деятельность, развитие самостоятельности ребят. Микрорайон, двор – места непрерывного педагогического влияния на детей и подростков, особенно в летний период. В связи с этим планируется организация социоклубной работы по месту жительства в период с мая по сентябрь.

Новизна проекта заключается в становлении и развитии новых организационных структур - сети клубов и дворовых площадок по месту жительства на основе развития и поддержки социального творчества и инициатив детей, родителей и общественности;

За последние три летних оздоровительных сезона педагогами Центра была организована работа на 8 дворовых площадок разных по оборудованию и направлениям деятельности. Все площадки были паспортизированы. Мы классифицировали площадки по следующим типам: спортивные, игровые, досуговые и смешанного типа. Руководители площадок совместно с детьми и родителями организовали и провели конкурс на лучший проект обустройства своей площадки. Следует отметить, что все проекты отличаются экономичностью и доступностью реализации. Особенно важно то, что предполагается практическое участие детей и родителей в созидательной деятельности в микросоциуме

4) новая практика концентрации деятельности, направленной на улучшение отношений детей, родителей и общественности;

Следует отметить, что определяющей особенностью воспитательной работы по месту жительства является постоянное изучение состава населения микрорайона для организации позитивного взаимодействия социума. Результатом работы наших педагогов в этом направлении стали социальные паспорта дворовых площадок, организация взаимодействия с председателями квартальных комитетов, участковыми инспекторами милиции, специалистами комитета по делам молодежи, проведение социально – значимых акций “Наш двор”, “Острова одиночества”, организация дней коллективного отдыха детей и родителей и др.

5) в решении проблем отдаленности и малодоступности учреждений культуры и дополнительного образования.

Особенно важно это направление в сельской местности.

Механизмы реализации проекта:

  • организационно – практическая деятельность по созданию, восстановлению и благоустройству дворовых площадок и клубов по месту жительства;
  • методическая деятельность по поиску педагогических приемов и методов работы, организация и проведение практических семинаров для руководителей клубов и дворовых площадок;
  • исследовательская деятельность по изучению влияния социоклубной среды на формирование положительного имиджа подростка и определение оперативности реакции педагогов на изменяющиеся условия среды и поведение подростков;

- воспитательная деятельность, направленная на предупреждение антиобщественного поведения подростка и организацию здорового досуга и занятости; вовлечение детей и подростков в игровую, соревновательную деятельность;

Условия реализации проекта:

  • наличие подготовленного педагогического персонала для работы с детьми по месту жительства;

Ведь истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах с ребенком на хорошо оборудованной площадке, не в прямом на него воздействии, а в организации его жизни. На практике мы уже убедились в том, что наличие хорошо оборудованной площадки - это еще не показатель качества работы. Ключевая фигура в этом процессе – педагог, его профессиональные и личностные качества.

  • научно – методическое обеспечение программы;

Выполнение этого условия строится на основе организации тесного взаимодействия с информационно-методическим центром, через осуществление интеграции образовательных курсов и изменение направления деятельности детских объединений с учетом интересов детей.

- наличие жилых помещений и земельных участков, отвечающих санитарно

- гигиеническим и техническим нормам для организации социоклубной работы;

- организационно-финансовая поддержка;

Реализация проекта в рамках эксперимента рассчитана на 3 года. На 1-м подготовительном этапе проведены такие мероприятия, как: изучение и анализ методической литературы, опыта деятельности учреждений дополнительного образования по проблеме организации социоклубной работы по месту жительства; разработка программ деятельности площадок, а также документов, регламентирующих работу дворовых площадок и клубов, уточнение механизмов управления и внесение необходимых корректив в программу деятельности социоклубных образований. Педагогами Центра проделана следующая работа: составлен реестр площадок и подготовлена проектно – сметная документация; разработаны программы; рассмотрены и приняты на заседании педагогического Совета такие документы, регламентирующие работу площадок и клубов, как: должностная инструкция руководителя площадки, положение о площадке, формы планов и отчетов, инструкции по технике безопасности. На заседаниях методических объединений и на семинарах изучен опыт по организации работы по месту жительства.

2-й практический этап направлен непосредственно на работу по программе “У нас во дворе”, по ходу реализации, которой произошло внесение необходимых корректив в программу деятельности социоклубных образований; постоянное проведение мониторинга в целях определения эффективности работы. Организация учебы подростков – организаторов досуга проводится на базе Центра опытными педагогами и методистами. Проведены обучающие семинары по проблемам: “Формы и методы организации работы по месту жительства”, “Личность организатора” и др.

На 3-м аналитическом этапе предстоит проанализировать данные экспериментальной работы; проверить эффективность новых образовательных программ, методов и способов организации социоклубной работы, приемов саморазвития участников проекта. Выпустить сборники методических пособий и рекомендаций по организации работы по месту жительства, обобщить опыт работы. Предстоит провести исследования эффективности деятельности, сделать заключительную экспертизу.

Ожидаемые результаты:

  • Обеспечение доступности педагогической помощи семье и подростку по месту жительства; дополнительный охват социоклубной деятельностью в микрорайоне около 500 детей и подростков.
  • Повышение социальной активности детей, подростков и их родителей в жизни местного сообщества.
  • Развитие социально – педагогических условий для формирования личности подростка и развития его индивидуальности в социоклубном пространстве.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по организации работы по месту жительства.
  • Приобретение подростками опыта созидательной, творческой деятельности, взаимодействия в работе.

Оценка результатов проекта и отчетность.

В ходе реализации проекта педагогами осуществляется непрерывный мониторинг. По результатам мониторинга составляется отчет о проделанной работе. Оценка эффективности проекта осуществляется на основе установления следующих количественных показателей:

  • количество детей и подростков, посещающих клубы и площадки;
  • количество детей, подростков и их родителей, привлеченных к различным формам деятельности;
  • численность детских объединений по месту жительства;
  • удовлетворенность детей, подростков и их родителей, общественности результатами социоклубной работы;
  • уровень культуры общения детей и подростков, действующих в социоклубном пространстве;
  • степень педагогического мастерства педагогов, инструкторов – подростков.

Говорят, что игры уходят из наших дворов, а вместе с ними общение, взаимопонимание и дружба. Наверное, сейчас самое время педагогу (чья профессия дословно переводится с греческого как “ведущий за руку ребенка”) помочь детям подняться по ступенькам взросления. Организовать работу так, чтобы при встрече дети наперебой рассказывали друг другу самые интереснейшие истории о том, как “у нас во дворе”…