По теме: “Каждый из нас – рыцарь в латах”
Цель урока: ознакомить учащимися со строением человека. Разобрать функциональную значимость скелета. Воспитывать правильное отношение к своему телу. Подвести учащихся к осознанию необходимости следить за осанкой.
Преподаватель дает задание и задает наводящие вопросы. Учащиеся выполняя задание и отвечая на вопросы сами приходят к правильным выводам.
Оснащение: плакаты, муляж скелета, проволока, пластилин.
Ход урока
:1. Организационный момент.
2. Физкультминутка.
Цель: снять мышечное напряжение, формирование правильной осанки. Упражнения выбираются преподавателем. Упражнения также сопровождаются комментариями учителя по определенному образцу поведения.
Упражнение №1
– Преподаватель спрашивает у учащихся :
– Вы любите получать двойки?
Учащиеся должны ответить, медленно поворачивая головой (справа – налево от плеча до плеча) – “Нет”.
– а пятерки?
Медленно кивая головой вверх и вниз – “Да”.
Таким образом, одновременно с разминкой шейных мышц, сразу идет положительный настрой учащихся на хорошую учебу.
Упражнение №2
– К вам подходит чужой человек и спрашивает – где вы живете? (варианты вопросов – как тебя зовут, где работают родители и пр.)
Медленно, поднимая плечи вверх и опуская вниз ребята отвечают – не знаю.
Упражнение №3
Руки “в замке”, прижаты ладонями к груди. Преподаватель предлагает ребятам представить что-нибудь негативное (двойки, грубость, сигареты, алкоголь) и оттолкнуть это от себя.
Отталкивание – плавный медленный наклон в поясничном отделе, ладони в “замке” выворачиваются наружу и руки выпрямляются вперед до упора.
Далее преподаватель предлагает представить что-нибудь положительное (пятерки, похвала, занятия спортом, здоровье и пр.) – ребята медленно возвращаются в исходное положение. Тем самым “принимая” это для себя.
Цель упражнения: выработка рефлексии здорового образа жизни, положительный настрой на учебу и разминка мышц поясничного отдела.
Упражнение №4
“Размять крылышки”.
Цель: выправление грудного отдела позвоночника после сидячей работы.
Руки согнуты, кисти находятся на плечах. Совершаются круговые движения руками вперед – вверх – назад – вниз. В положении “назад” учащиеся задерживают руки и машут ими как крылышками. В положении “вперед” – учащиеся как бы закрываются крылышками спереди, пряча голову между рук.
Упражнение №5
“Уточка”.
Цель: расслабить ягодичные мышцы и обеспечить приток крови к мышцам (после длительного сиденья).
Учащиеся совершают движения тазом и руками, имитируя походку утки.
Упражнение №6
“Люблю”.
Цель: Растягивание мышц всего тела. Положительный настрой на окружающий мир, снятие страха перед окружающими и повышение уверенности в себе, что впоследствии поможет принимать правильные решения в трудных ситуациях.
Учащиеся стоят широко разведя руки в стороны по диагонали (со сменой направлений). “Потягиваясь” ученики приговаривают: “всех люблю”. (Меняя руки) “Очень сильно люблю” (Резко обнимая себя) “а себя больше всех”.
3. Объяснение материала.
Беседа по вопросам:
Учитель просит учащихся попробовать поставить тетрадный лист, он будет все время сворачиваться. Попросить всех стать и обратить внимание, что мы не “сворачиваемся”.
– Скажите, ребята, как вы думаете, почему мы можем с вами ходить прямо?
Почему мы не падаем? Почему тетрадный лист свернулся, а мы стоим прямо?
Ребята дают свои варианты ответа.
– Правильно вы все заметили – у нас есть скелет и именно он помогает нам стаять прямо. А как бы мы выглядели, если бы у нас не было скелета?
Задание №1: Слепите из пластилина человека без скелета.
Пока учащиеся работают с пластилином преподаватель вывешивает плакат №1. <Рисунок 1>.
Проверяет сделанную работу и просит учащихся сделать вывод:
Без скелета мы не сможем стоять, ходить, поднимать руки, а будем похожи на медуз (на мешок, на платье без вешалки).
Задание №2: Преподаватель просит учащихся сделать из проволоки каркас и на его основе слепить человечка. Проверяет задание и просит учащихся сделать вывод:
Скелет – наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму.
Работа с классом
Преподаватель еще раз озвучивает сделанные выводы показывая примеры на плакате и просит учащихся повторить выводы.
– А как вы думаете, у кого костей больше в скелете у ребенка или взрослого? Баскетболиста или ребенка?
Выслушивает варианты ответа.
-Одинаково. Более двухсот костей и у взрослых, и у детей, и у баскетболистов. Мы сразу рождаемся с полным набором костей. А как вы думаете, почему мы растем?
Выслушивает варианты ответа.
– Правильно, растут наши кости и мы растем. А чтобы наши кости росли крепкими, мы обязательно должны кушать пищу содержащую минералы и особенно кальций: творожок, сыр, молоко, овощи и фрукты.
– Как вы думаете у кого в шее больше позвонков: у жирафа, у слона, у человека или у мышки?
Выслушивает варианты ответа.
– У всех животных одинаковое количество шейных позвонков – 7.
Преподаватель вывешивает плакат №2 <Рисунок 2>, на котором изображен скелет и схема сустава.
Беседа по вопросам:
– Если внутри нас находится прочный скелет, то как мы можем двигаться? Почему мы двигаемся? Как мы двигаемся? Почему мы можем сгибать руки и ноги?
Выслушивает варианты ответа.
– Какие вы молодцы, вы правильно ответили. Мы можем двигаться, потому, что у нас есть суставы. Вот посмотрите, как все устроено у человека. Одна кость входит в другую и двигается в ней, а чтобы она не выпала кости связаны между собой связками.
Физкультминутка.
Преподаватель предлагает учащимся положить на голову книгу так, чтобы она не падала. Когда ребята свободно смогут стоять с книгой на голове, преподаватель простит выполнить их некоторые упражнения:
– Шаг вперед, шаг назад;
– Поворот вокруг своей оси на 360 градусов;
– Присесть и встать;
– Пройти по классу.
Цель упражнения: выработать правильную осанку.
Беседа с классом:
– Посмотрите внимательно на скелет, как вы думаете, почему его часто сравнивают с рыцарскими латами?
Преподаватель выслушивает варианты ответа.
– Действительно, наш скелет выполняет еще и защитную функцию:
череп защищает мозг, позвоночник оберегает спинной мозг, грудная клетка защищает легкие и сердце. А в середине костей находится костный мозг, который “делает” кровь.
4. Закрепление изученного на уроке.
Беседа по вопросам:
. Учитель еще раз закрепляет материал опрашивая учащихся сопровождая рассказ показам на плакате.
– Почему мы можем стоять, ходить прямо, а не расплываемся как медуза?
– Что обеспечивает нам движение? Почему мы можем сгибать руки, ноги и т.д.?
Почему скелет сравнивают с рыцарскими доспехами?
Игра: “Добрая минутка”.
Преподаватель вызывает учащихся, они образуют круг и поворачиваясь друг к другу говорят добрые слова или комплимент.
Цель: сплочение коллектива, тренировка психологического здоровья, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
5. Подведение итогов
.Похвалить ребят за работу, отметить самых активных.
Домашнее задание.
Придумать одно или два упражнения для разминки суставов. Каждый день делать упражнения с книгой.
Список используемой литературы
- Георгий Юдин “Главное чудо света”, Москва “Педагогика-Пресс” “Монолог” 1992 г.;
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья, Москва – “ВАКО”, 2005 г.
- Диреклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья, Москва – “ВАКО”, 2004 г.
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., 1993 г.
- Алферов А. Д. Проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов-на-Дону; 1978 г.
- Лаптев А. К. Тайны пирамиды здоровья. – СПб., 1998 г.