Сегодня в России существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя научно обоснованные подходы и методики обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии ребенка приводят к его “выпадению” [1] из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры может не знать, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специфичных средств, методов обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются не достаточно эффективными способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с “социальным вывихом” [2], преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего “обходные пути” [3], специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с особыми образовательными потребностями всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. страны Западной Европы и США переходят к строительству открытого гражданского информационного общества. Под влиянием новых социо - культурных изменений, происходящих в этих странах, осуществляется эволюционный переход систем специального образования на качественно новый (третий, по периодизации Н.Н. Малофеева) этап своего развития, ведущей тенденцией которого становится интеграция [5, 7], а атрибутом и важнейшим инструментом - компьютер. С конца 1970-х гг. западные специалисты ведут интенсивный поиск способов применения в специальном образовании тех уникальных возможностей информационных технологий, которых не существовало на предшествующем этапе развития общества и соответствующем ему этапе развития образовательной системы. Их поиски подчинены, прежде всего, задачам социальной и образовательной интеграции детей, изучению путей расширения “компенсаторного фонда” и созданию функциональных “протезов” новейшего времени [8]. Основная идея этих технологий состоит в том, чтобы “компенсировать” и “сверхкомпенсировать” [8] за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к массовому образованию и, в конечном итоге, достигнуть социальной полноценности.
Целенаправленная и организованная компьютеризация отечественной системы специального образования также начинается в момент ее перехода на третий этап своего развития, но происходит это двумя десятилетиями позже, чем в странах Запада, и данный переход не был эволюционным. Внедрение информационных технологий начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях [4, 6]. На сегодняшний день в России заложена научно-практическая база в области применения информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями. (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л., Корзун З.М. и др.). В стране активно разрабатывается концепция национального программного обеспечения для сферы специального образования и создан ряд программ, которые активно внедряются в специальных школах [10 - 12].
В сложных условиях переходного периода [4] в развитии системы специального образования важно обозреть области приложения информационных технологий в системе специального образования, осмыслить уникальные инструментальные возможности компьютера, продолжать разрабатывать методики использования информационных технологий в системе специального и профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями.
Актуальным на сегодняшний день остается вопрос терминологии – происходит путаница понятий, а ведь близкие по смыслу и пересекаюшиеся понятия не являются идентичными. Самым объемлющим термином является информационные технологии (ИТ). В широком смысле он подразумевает под собой способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В словосочетании ИТ выражена определяющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ею. Вообще значение разнообразных социальных технологий, в том числе информационных, по мере развития общества все возрастает. Связано это с технологизацией человеческой деятельности, а технология, будучи включенной в систему общественных отношений, становится фактором различных социальных модификаций и трансформаций, влияя на разнообразные структуры и подсистемы общества.
К ИТ относится создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т.д. Все ИТ можно разделить на две большие группы - традиционные и современные ИТ. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Собственно интеллектуальная деятельность до последнего времени осуществлялась "вручную". Так, изобретение печатного станка (традиционной ИТ), хотя и расценивается как революционный переворот в системе существовавших способов социального наследования, так как дало возможность безграничного роста производства "бумажной" информации и механизма ее размножения, но не затронуло способов переработки и использования информации, которые по-прежнему зависели от физиологических данных человека. Именно это свойство книгопечатания и породило противоречие между возможностями накопления информации и возможностями ее переработки и использования. Специфика же современных ИТ заключается в том, что они проникают прежде всего в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием. Средствами осуществления современных ИТ является компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии. В отличие от всех других технологий, реализуемых исключительно в сфере материального производства и предметной деятельности, и, соответственно, лишь опосредованно влияющих на духовную деятельность, современные ИТ являются культурогенными и гносеогенными. Реализуя свою культурогенную функцию, современные ИТ, проникая во все механизмы массовой коммуникации, образование, воспитание, оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения и т.д. Гносеогенная функция современных ИТ заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний.
Возникновение современных ИТ имеет своим последствием создание интеллектуальной технологии, то есть программных продуктов и комплекса научных дисциплин, обеспечивающих рождение принципиально нового феномена в истории мировых цивилизаций и культур. Этот феномен состоит в возможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи и реализации информации не только с помощью человеческого мозга и традиционных средств связи, но и с помощью совершенно новых технических устройств, заложивших материальную базу информационного общества. Следовательно, роль современных ИТ не сводится к чисто количественным показателям, как, например, освобождение от рутинных и громоздких операций. Основное значение от внедрения современных ИТ - радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности и культурного творчества. (Цит. по И.В. Сидорская. Энциклопедия социологии. Под редакцией Грицанова А. А. 2003. Издательство “Книжный Дом” http://slovari.yandex.ru. Проект Глоссарий.ru)
В связи с выше данным определением следует определить когнитивные информационные технологии – как технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека, таких как воображение и ассоциативное мышление.
В узком смысле информационная технология (теория обработки информации) [information technology] – это система методов производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, накопление, хранение, поиск, обработку отображение и выдачу информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Можно выделить, что информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
- предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные (информация);
- целью процесса является получение информации;
- средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
- процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
- выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;
- критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
(Цит. по Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. - М.; Финансы и статистика, 1991. - 543 с.)
Более узким понятием, входящим в состав понятия информационные технологии являются компьютерные технологии. Это область высоких технологий, отвечающая за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации. Основными принципами компьютерных технологий являются:
- наличие дружественного интерфейса в работе пользователя и компьютера;
- интерактивный режим работы с компьютером (интерактивность – это обеспечение возможности взаимодействия компьютерной программы и человека, возможности диалога “партнеров” в решении определенной задачи [9]);
- качественная индивидуализация [10];
- интегрированность программных продуктов;
- гибкость процесса изменения постановок задач и данных.
Нельзя не дать определение такому важному понятию как инструментарий информационной технологии – это один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного компьютера, технология работы с которыми позволяет достичь создателем или пользователем данного продукта поставленную цель.
Проанализировав ряд работ, попытаемся дать типизацию инструментария информационных технологий и выделим следующие виды программного обеспечения находящие своё применение в специальном образовании (Таблица I).
Исходя из имеющихся, разрабатываемых и теоретически обоснованных программных продуктов [11-17], можно обозначить основные области, где информационные технологии становятся важным инструментом и находят своё применение (Таблица II).
Инструмент диагностики [12] |
Инструмент обучения детей [11-12] |
Инструмент социальной и трудовой адаптация [12] |
Инструмент педагога и психолога [12] |
Комплексное обследование для установления вида и степени дисфункции (экспертные системы и системы диагностики) |
Развивающие программы как средство познавательно – исследовательской деятельности. Коррекционные технологии. |
Извлечение информации для своих нужд (Интернет и телекоммуникационные технологии), досуговая среда развития и обучения и достижения социальной полноценности |
Инструмент получения (тесты) и накопления психолого – медико – педагогического опыта (базы данных, информационные порталы, объединяющие научные центры и школы), объект обучения, |
Ранняя диагностика и обследования детей различными специалистами |
Освоение пользовательских азов и специальных программ (screen reader, jaws,) ЭВМ – посредник - вспомогательное средство установки коммуникативного контакта, средство обеспечения канала связи с внешним миром |
Профессиональная реабилитация |
Использование специализированных компьютерных программ в преподавании различных учебных предметов. |
Выявление влияния обучения на развитие ребенка |
Индивидуализация в рамках группового обучения |
Инструмент связи педагогики и психологии Интеграция информатики и специальной педагогики |
Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения, воспитания. Информатизация обучения требует от учителей профессиональной компетенции, которая выражается, прежде всего, в умение использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на ИТ. [10]
Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают [10, 16]:
- большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);
- интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается их работоспособность, активизируется познавательная деятельность;
- создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
- создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку.
- учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами.
- качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений.
- возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей.
- Изменение ситуации взаимодействия: учитель – ученик, ситуация меняется на: учитель + ученик – компьютер – происходит смена акцента взаимодействия.
- Насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.
Таким образом, в данной статье была сделана попытка уточнить терминологию, связанную с использованием информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями; сделать обзор программного обеспечения и областей их применения в системе современного специального образования. Данные вопросы было важно уточнить, так как непонимание терминологии влечет за собой проблемы в конструктивном сотрудничестве между учеными, педагогами и психологами ведущими свои разработки в области применения ИТ в специальном образовании.
Литература
- Принципы воспитания физически дефективных детей // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. С. 41–53
- Принципы социального воспитания глухонемых детей // Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. С. 58–70
- Выготский Л. С. Дефект и компенсация // Основы дефектологии. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5. – С. 34-49.
- Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4. – С. 3-15.
- Малофеев Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества государства к лицам с отклонениями в развитии. М., 2003
- Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 3-10
- Гончарова Е.Л.. Опорные таблицы по теме “Социо - культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития”. Методическое пособие к курсу “Специальная психология” М., 2002.
- Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // Основы дефектологии. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5. – С. 6-33.
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиска // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47-55.
- Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.
- Кукушкина О. И. Текстовый редактор MSWord и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях. М., 2004
- Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3-10.
- Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков // Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
- Кукушкина О.И. Внутренний мир человека и … компьютер?! // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 47-57.
- Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/
- Зайцева Г. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Бюллетень "Коммуникация" № 1 '2000 (13) "Актуальность"
- Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. - М., 1998.