Главная цель урока: познакомить с правилом нахождения неизвестного делителя при делении с остатком.
Образовательные цели:
- повторить способы записи частного;
- повторить названия компонентов действия деления;
- повторить правило нахождения неизвестного делителя при делении нацело;
- составить формулу нахождения неизвестного делителя при делении с остатком;
- формировать умение сравнивать, выделять главное;
- учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
- закреплять вычислительные навыки;
- закреплять решение текстовых задач на деление с остатком;
- формировать умение целенаправленно работать в парах.
Воспитательные цели:
- воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
- воспитывать интерес к математике.
Развивающие цели:
- развивать рефлексию.
Оздоровительные цели:
- профилактика утомления, нарушения осанки.
Оборудование:
- карточки с числами;
- схематическое изображение темы урока;
- формула нахождения неизвестного делителя при делении с остатком;
- распечатки для самостоятельной работы;
- карточки с условными знаками для проведения рефлексии;
- индивидуальные текстовые карточки для проведения рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок
- Сегодня у нас много гостей на уроке. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. В классе стало уютно от ваших улыбок.
2. Чистописание.
На доске написана цифра 9.
- Сегодня на уроке мы с вами будем повторять написание цифры 9.
- Напишите три цифры.
- Оцените свою работу. Если вы считаете, что все три цифры написали каллиграфически верно, поставьте на полях тетради знак плюс, если нет - знак минус.
3. Актуализация знаний.
“Разминка для головы и рук”
- Что движется быстрее скорости света?
- Мне интересно будет сегодня на уроке наблюдать, как движутся ваши мысли. Не прячьте их.
18 : 9 2 27 : 9 3
- Что записано на доске?
- Прочитайте выражения разными способами.
- Найдите закономерность записи чисел и выражений.
- Какое деление выполнили?
- Продолжите закономерность до конца строчки.
- Что общего во всех выражениях?
- Как найти неизвестный делитель?
- Найдите компоненты действия деления.
- Какой компонент неизвестен в первом примере?
На доске представлена таблица. У каждого учащегося на парте карточка с числом, которое является значением одного из выражений. Всем учащимся необходимо выполнить устные вычисления и прикрепить свою карточку в нужное место таблицы. Примеры решаются по порядку, карточки прикрепляются по мере решения примеров.
Разминка закончилась.
4. Сообщение темы и задач урока.
- Теперь нам надо узнать тему нашего урока.
На доске открывается схематическое изображение темы урока.
- Какое деление сегодня мы будем выполнять на уроке?
- Какие компоненты при делении с остатком умеем находить?
- Какой компонент будем сегодня учиться находить?
- Задача нашего урока составить формулу нахождения неизвестного делителя при делении с остатком.
5. Этап “открытия” нового знания.
На доске открывается запись.
- Подумайте, как мы будем находить неизвестный делитель?
- Можем ли мы использовать формулу нам уже известную?
- Почему?
- Давайте уберём остаток. Как это сделать?
86 – 5 = 81
- Теперь можем воспользоваться уже известной нам формулой?
- Воспользуйтесь.
81 : 9 = 9
- Проверьте себя.
9 · 9 + 5 = 86
- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока?
- Как найти неизвестный делитель при делении с остатком?
На доске открывается формула нахождения неизвестного делителя при делении с остатком.
в = (а – ч ) : с
- Откройте учебники на стр. 61, найдите №122.
- Используя данную формулу, вставьте числа в “окошки”.
- Считайте устно и комментируйте свой ответ.
6. Физкультурная минутка.
1) И.п.- сидя за партой, руки за голову. 1-2-руки вверх, потянуться; 3-4-И.п.
2) И.п.- сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2- наклон вправо; 3-4 – И.п. То же влево.
3) И.п. – сидя за партой. 1-2- встать, выпрямиться; 3-4 – И.п.
7. Закрепление пройденного материала.
- Что мы будем делать дальше на уроке, ведь на главный вопрос урока мы дали ответ?
- Зачем нам тренироваться в решении примеров на нахождение неизвестного делителя?
Учащиеся получают карточки для самостоятельной работы.
- Найдите неизвестный делитель. Закройте окошки.
- Выполненную работу передайте члену своей пары. Оцените работы.
- При выполнениеиработы без ошибок, передайте члену пары карточку со знаком плюс. При ошибках в вычислениях передайте карточку со знаком минус.
- Покажите карточки.
На доске открываются значения выражений, представленные на карточках.
6 7 8 15 19 14
- А теперь сравните свои результаты с результатами на доске.
- Если результаты совпали, оставьте карточку со знаком плюс, если нет, верните ее обратно члену пары, который проверял вашу работу.
- Покажите карточки.
8. Повторение.
- Откройте учебник на стр.64.
- Прочитайте задачу № 28.
- Как вы думаете, почему именно данная задача включена в урок?
- Что в задаче известно?
- Что значит “по 6 банок тушёнки”?
- Что надо узнать?
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Как узнать?
- Теперь можем ответить на поставленный вопрос?
- Что для этого нужно сделать?
- А как письменно оформить нашу мысль?
- Что мы записали?
- Прочитайте, как рассуждали при решении данной задачи Миша и Маша.
- С чьим рассуждением совпадает наше?
- Кто прав: Маша и мы или Миша?
9. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Инструктаж его выполнения.
- Оцените себя и покажите, кто может самостоятельно в домашнем задании найти делитель при делении с остатком?
Учащиеся показывают карточки с условными знаками: +,-, ?.
- Кому необходимо пользоваться формулой при решении примеров на нахождение неизвестного делителя при делении с остатком?
Учащиеся показывают карточки с условными знаками: +,-, ?.
- В домашнем задании я предлагаю вам составить примеры на деление с остатком с неизвестным делителем. Напечатайте примеры, используя компьютер. У вас получатся карточки для самостоятельной работы. Мы будем использовать их на следующих уроках.
-Урок окончен. Ваши мысли двигались действительно быстрее скорости света. Мне было интересно и комфортно на уроке.
- А как вы ощущали себя на уроке?
Каждый учащийся работает с индивидуальными текстовыми карточками
- Выберите утверждение. Отметьте галочкой.
Ощущал себя на уроке:
- хорошо;
- уверенно;
- смело;
- гордо;
- комфортно;
- глупо;
- неуверенно;
- испуганно;
- сердито;
- грустно.
Спасибо.