Конспект урока по математике в 4-м классе "Правило нахождения неизвестного делителя при делении с остатком"

Разделы: Начальная школа


Главная цель урока: познакомить с правилом нахождения неизвестного делителя при делении с остатком.

Образовательные цели:

  • повторить способы записи частного;
  • повторить названия компонентов действия деления;
  • повторить правило нахождения неизвестного делителя при делении нацело;
  • составить формулу нахождения неизвестного делителя при делении с остатком;
  • формировать умение сравнивать, выделять главное;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
  • закреплять вычислительные навыки;
  • закреплять решение текстовых задач на деление с остатком;
  • формировать умение целенаправленно работать в парах.

Воспитательные цели:

  • воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
  • воспитывать интерес к математике.

Развивающие цели:

  • развивать рефлексию.

Оздоровительные цели:

  • профилактика утомления, нарушения осанки.

Оборудование:

  • карточки с числами;
  • схематическое изображение темы урока;
  • формула нахождения неизвестного делителя при делении с остатком;
  • распечатки для самостоятельной работы;
  • карточки с условными знаками для проведения рефлексии;
  • индивидуальные текстовые карточки для проведения рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок

- Сегодня у нас много гостей на уроке. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. В классе стало уютно от ваших улыбок.

2. Чистописание.

На доске написана цифра 9.

- Сегодня на уроке мы с вами будем повторять написание цифры 9.

- Напишите три цифры.

- Оцените свою работу. Если вы считаете, что все три цифры написали каллиграфически верно, поставьте на полях тетради знак плюс, если нет - знак минус.

3. Актуализация знаний.

“Разминка для головы и рук”

- Что движется быстрее скорости света?

- Мне интересно будет сегодня на уроке наблюдать, как движутся ваши мысли. Не прячьте их.

18 : 9 2 27 : 9 3

- Что записано на доске?

- Прочитайте выражения разными способами.

- Найдите закономерность записи чисел и выражений.

- Какое деление выполнили?

- Продолжите закономерность до конца строчки.

- Что общего во всех выражениях?

- Как найти неизвестный делитель?

- Найдите компоненты действия деления.

- Какой компонент неизвестен в первом примере?

На доске представлена таблица. У каждого учащегося на парте карточка с числом, которое является значением одного из выражений. Всем учащимся необходимо выполнить устные вычисления и прикрепить свою карточку в нужное место таблицы. Примеры решаются по порядку, карточки прикрепляются по мере решения примеров.

Разминка закончилась.

4. Сообщение темы и задач урока.

- Теперь нам надо узнать тему нашего урока.

На доске открывается схематическое изображение темы урока.

- Какое деление сегодня мы будем выполнять на уроке?

- Какие компоненты при делении с остатком умеем находить?

- Какой компонент будем сегодня учиться находить?

- Задача нашего урока составить формулу нахождения неизвестного делителя при делении с остатком.

5. Этап “открытия” нового знания.

На доске открывается запись.

- Подумайте, как мы будем находить неизвестный делитель?

- Можем ли мы использовать формулу нам уже известную?

- Почему?

- Давайте уберём остаток. Как это сделать?

86 – 5 = 81

- Теперь можем воспользоваться уже известной нам формулой?

- Воспользуйтесь.

81 : 9 = 9

- Проверьте себя.

9 · 9 + 5 = 86

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока?

- Как найти неизвестный делитель при делении с остатком?

На доске открывается формула нахождения неизвестного делителя при делении с остатком.

в = (а – ч ) : с

- Откройте учебники на стр. 61, найдите №122.

- Используя данную формулу, вставьте числа в “окошки”.

- Считайте устно и комментируйте свой ответ.

6. Физкультурная минутка.

1) И.п.- сидя за партой, руки за голову. 1-2-руки вверх, потянуться; 3-4-И.п.

2) И.п.- сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2- наклон вправо; 3-4 – И.п. То же влево.

3) И.п. – сидя за партой. 1-2- встать, выпрямиться; 3-4 – И.п.

7. Закрепление пройденного материала.

- Что мы будем делать дальше на уроке, ведь на главный вопрос урока мы дали ответ?

- Зачем нам тренироваться в решении примеров на нахождение неизвестного делителя?

Учащиеся получают карточки для самостоятельной работы.

- Найдите неизвестный делитель. Закройте окошки.

- Выполненную работу передайте члену своей пары. Оцените работы.

- При выполнениеиработы без ошибок, передайте члену пары карточку со знаком плюс. При ошибках в вычислениях передайте карточку со знаком минус.

- Покажите карточки.

На доске открываются значения выражений, представленные на карточках.

6   7   8   15   19   14

- А теперь сравните свои результаты с результатами на доске.

- Если результаты совпали, оставьте карточку со знаком плюс, если нет, верните ее обратно члену пары, который проверял вашу работу.

- Покажите карточки.

8. Повторение.

- Откройте учебник на стр.64.

- Прочитайте задачу № 28.

- Как вы думаете, почему именно данная задача включена в урок?

- Что в задаче известно?

- Что значит “по 6 банок тушёнки”?

- Что надо узнать?

- Можем сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?

- Как узнать?

- Теперь можем ответить на поставленный вопрос?

- Что для этого нужно сделать?

- А как письменно оформить нашу мысль?

- Что мы записали?

- Прочитайте, как рассуждали при решении данной задачи Миша и Маша.

- С чьим рассуждением совпадает наше?

- Кто прав: Маша и мы или Миша?

9. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Инструктаж его выполнения.

- Оцените себя и покажите, кто может самостоятельно в домашнем задании найти делитель при делении с остатком?

Учащиеся показывают карточки с условными знаками: +,-, ?.

- Кому необходимо пользоваться формулой при решении примеров на нахождение неизвестного делителя при делении с остатком?

Учащиеся показывают карточки с условными знаками: +,-, ?.

- В домашнем задании я предлагаю вам составить примеры на деление с остатком с неизвестным делителем. Напечатайте примеры, используя компьютер. У вас получатся карточки для самостоятельной работы. Мы будем использовать их на следующих уроках.

-Урок окончен. Ваши мысли двигались действительно быстрее скорости света. Мне было интересно и комфортно на уроке.

- А как вы ощущали себя на уроке?

Каждый учащийся работает с индивидуальными текстовыми карточками

- Выберите утверждение. Отметьте галочкой.

Ощущал себя на уроке:

  • хорошо;
  • уверенно;
  • смело;
  • гордо;
  • комфортно;
  • глупо;
  • неуверенно;
  • испуганно;
  • сердито;
  • грустно.

Спасибо.