Летом 2006 года в городе Ростове-на-Дону работал международный лагерь изучения английского языка “Надежда”.
Грант на организацию летнего лагеря изучения английского языка для одаренных детей выиграла на международном российско-американском конкурсе выпускников американских программ (апрель 2006 г.) учитель английского языка МОУ СОШ № 12 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону Макаренко Ирина Анатольевна.
Летний лагерь изучения английского языка для одаренных детей “Надежда” был создан для 62 учащихся школ г. Ростова-на-Дону.
Среди участников лагеря – большинство детей из социально-незащищенных, малообеспеченных семей.
Разработчики проекта - преподаватели и студенты вузов, учителя школ г. Ростова-на-Дону и Ростовской области – победители профессиональных российско-американских конкурсов, выпускники американских образовательных программ, специалисты американских советов по международному образованию.
Главной целью Проекта является формирование у школьников умений и навыков межкультурной коммуникации, изучение поликультуры для развития навыков эффективного межкультурного взаимодействия между народами России, США и других англо-говорящих стран в условиях диалоговой среды на основе компетентностного и личностно-смыслового подходов.
Основные задачи Проекта
1. Организация обучения английскому языку на основе формирования ключевых компетентностей:
- коммуникативных умений и навыков в процессе учебных занятий, включающих развитие всех видов речевой деятельности;
- межкультурных компетентностей через моделирование ситуаций диалога культур на основе изучения поликультурного мира (традиций, обычаев народов англо-говорящих стран и России), принципов демократии для приобщения детей к общегражданским ценностям с целью формирования толерантностного сознания и поведения учащихся, а также на основе развития навыков эффективного межкультурного взаимодействия между народами России и США;
- социальных компетентностей, включающих в себя развитие умений общаться, работать в команде, решать учебные проблемы на основе диалога, делать осознанный выбор, быть лидером, брать на себя ответственность за принимаемые решения.
2. Организация творческого саморазвития детей через проектную деятельность, работу в команде по подготовке конкурсов, праздников, сюжетно-ролевых игр по проблемам страноведения России и США.
3. Развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием английского языка; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия.
Финансирование Проекта осуществлялось за счет средств
- офиса английского языка Посольства США в Москве,
- МОУ СОШ № 12 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону,
- МОУ СОШ № 43 Октябрьского района г. Ростова-на-Дону,
- Управления образования г. Ростова-на-Дону,
- Донской государственной публичной библиотеки,
- родителей.
Проект по созданию в Ростов-на-Дону летнего лагеря изучения английского языка “Надежда” был реализован летом 2006 года.
Сроки проведения:
1 этап
30 апреля –5 мая 2006 года (5 дней) - экскурсионный этап на теплоходе по маршруту: Ростов-на-Дону – Волгоград-Ростов-на-Дону. На данном этапе решались задачи по созданию команды вожатых летнего лагеря; апробированию выпускниками американской программы FLEX двух модулей программы языкового лагеря:
“Английский язык в коммуникативных играх”,
“Подвижные игры с элементами соревнований”.
2 этап
19 июня – 30 июня 2006 года (10 дней) – двухнедельный курс изучения английского языка в рамках программы лагеря на базе школы №12 г. Ростова-на-Дону.
3 этап
10 июля – 15 июля 2006 года (6 дней) – однонедельный курс изучения английского языка в рамках программы лагеря на базе школы №43 г. Ростова-на-Дону, в Центре электронных ресурсов и в Центре международных информационных ресурсов Донской государственной публичной библиотеки.
17 июля - 21 июля 2006 года (5 дней) - однонедельный курс изучения английского языка на оздоровительной базе лагеря “Ласточка” на Черном море в Краснодарском крае.
Общая продолжительность работы международного лагеря изучения английского языка “Надежда”: 5 дней + 10 дней + 6 дней + 5 дней = 26 дней.
Преподаватели и вожатые провели занятия по следующим модулям:
- Я в поликультурном мире: география и культура США, других англо-говорящих стран и России (на основе учебной, документальной и художественной литературы американских авторов, мультимедийных, видео материалов и DVD фильмов)
- Американская культура: единство в многообразии. Гражданские и культурные ценности американского народа
- История и культура США в песнях
- Музыкально-танцевальное шоу “Американские джазовые песни”
- Английский язык с компьютером и Интернетом
- Английский язык в коммуникативных играх
- Подвижные игры с элементами соревнований
Примером успешного решения задач Проекта является проведения учебного курса
“Я в поликультурном мире: география и культура США и других англо-говорящих стран (на основе учебной, документальной и художественной литературы американских авторов, мультимедийных ресурсов, видео и DVD фильмов)” для учащихся 10-16 лет.
Занятия данного модуля проводились на основе учебной, документальной и художественной литературы американских и британских авторов, аутентичных мультимедийных, видео материалов и DVD фильмов, с использованием учебных игр американских авторов “Game Name It”, “ Game Candy Land, “Pictionary. Junior. The Game of Quick Draw for Kids,” “Taboo. The Game of Unspeakable Fun,” “Operation. Skill Game. Where You’re the Doctor”, “Just-A-Minute! The Game That Has Everyone Talking!” При проведении занятий для подростковой группы учащихся также использовались электронные ресурсы “Интерактивные уроки английского языка из специальных радио программ Голоса Америки “Listen+Read+Learn”, разработанные учеными Курского государственного университета.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
“Я в поликультурном мире: география и культура США и других англо-говорящих стран” для учащихся подростковой группы (13-16 лет)
Разработчик: И.А. Макаренко, учитель английского языка МОУ СОШ № 12 г. Ростова-на-Дону
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности | Оборудование урока |
1 - 2. | География и культура Великобритании. Британское поликультурное общество |
Особенности географического положения.
Британское поликультурное общество. Традиции и обычаи британцев |
Просмотр видеофильма. Беседа | Видеофильм “Путешествие по Великобритании” |
3 - 4 | Лондон – столица Великобритании | История города. Лондон – поликультурный город |
Просмотр DVD фильма. Письменный тест | DVD фильм “Лондон сегодня” |
5 - 6 | География и культура Австралии. Поликультурное австралийское общество | Континент и страна. Общечеловеческие ценности австралийцев |
Просмотр видеофильма. Беседа | Видеофильм “Австралия” |
7 | География и культура США | Особенности географического положения | Просмотр видеофильма. Беседа | Видеофильм “Каникулы в США” |
8 | Вашингтон – столица США | История США в истории города | Просмотр видеофильма. Беседа | Видеофильм “Каникулы в США”, Интернет |
9. | Северо-запад США | Красота дикой природы и культурные достижения американцев | Просмотр видеофильма. Беседа | Видеофильм “Каникулы в США” |
10. | Атлантическое побережье Америки | Трудовая Америка | Просмотр видеофильма. Мини-изложение |
Видеофильм “Каникулы в США” |
11. | Американский “дикий” Запад | История освоения “дикого” Запада |
Просмотр видеофильма. Беседа | Видеофильм “Каникулы в США” |
12. | Современная американская пустыня | Красота дикой природы и освоение американской пустыни | Просмотр DVD фильма. Письменный тест | Видеофильм “Каникулы в США”, Интернет |
13. | Американское общество – плавильный котел | Сохранение обычаев и традиций. Историческая память. |
Просмотр видеофильма. Беседа | Видеофильм “Каникулы в США”, Интернет |
14. | Российское поликультурное общество | Ценности россиян | Просмотр CD. Беседа | CD “Click on Russia”, Интернет |
15. | Я в поликультурном мире | Общечеловеческие ценности. Защита мини-проектов. |
Конференция: выступления с материалами мини-проектов |
Компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет |
В ходе разработки и реализации модуля “Я в поликультурном мире: география и культура США, других англо-говорящих стран и России” для учащихся 8-10 лет использовалась американская учебная литература, предоставленная нашему лагерю Посольством США в Москве.
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, с. 5-10 |
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 11-18 |
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 19-20 |
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 21-40 |
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 41-46 |
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 47-51 |
Учебное пособие “BLAST OFF.” Level 1A Student Book. Authors: Victoria Gross, Michael Fields, A. Lynne Kellert, С. 52-72 |
Книга для внеклассного чтения “A Trip to Toy Town.”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press |
Книга для внеклассного чтения “What’s for Breakfast ?”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press |
Книга для внеклассного чтения “Diego’s Big Day.”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press |
Книга для внеклассного чтения “A Sweet Surprise.”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press |
Книга для внеклассного чтения “Out the Window!”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press |
Книга для внеклассного чтения “Hop, Hop, Jump!”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press |
Книга для внеклассного чтения “Hide and Seek.” Автор: Judith Bauer. Oxford University Press |
Книги для внеклассного чтения “Monster Parade”, “Snow Tracks.”Автор: Judith Bauer. Oxford University Press |
Занятия модулей “История и культура США в песнях”, “Музыкально-танцевальное шоу “Американские джазовые песни”” для учащихся группы младших школьников проводились с целью изучения истории американских праздников, традиций и обычаев американского народа в занимательной форме посредством постановки мини-мюзиклов по песням американских авторов, представленных в учебном пособии “Holidays. Jazz Chants”, Carolyn Graham, Oxford University Press.
Работа в каждом из двух потоков лагеря завершалась конференцией “Международный российско-американский летний лагерь как средство изучения английского языка и поликультуры народов англо-говорящих стран и России”, в которой приняли участие российские и американские учащиеся – участники Проекта, их родители, педагогические работники лагеря, гости из США. Российские школьники показали достаточно высокий уровень сформированности умения общаться с носителями английского языка – американскими школьниками и их учителями. На конференции был обобщен опыт организации первого в Ростовской области международного российско-американского летнего лагеря по изучению английского языка “Надежда” как совместный образовательный российско-американский проект.
В нашем лагере занятия на английском языке помогли детям узнать больше об американской, британской и австралийской культурах, образовании США, Великобритании, Австралии и сформировать лидерские навыки. Взаимопонимание всех разработчиков и участников международного Проекта было построено через общественные связи и социально-ориентированные программы.