Тип занятия: повторение и обобщение знаний.
Вид занятия: урок-викторина.
Цели занятия:
- Продолжать работу над усвоением понятий: гражданская война, революция, двоевластие, военный коммунизм, НЭП; продолжить формирование знаний о революциях в России, о гражданской войне, об образовании СССР.
- Развивать умения: выделять главное, делать вывод на основе анализа документа, вести аргументированный разговор, отстаивать свою точку зрения. Активизировать деятельность каждого студента, развивать умение работать в группах.
- Воспитывать чувство ответственности, научить понимать важность, необходимость внимания к чужому мнению, толерантности в общении; повысить уровень культуры поведения.
Предварительная работа:
1) Деление группы на мини-группы с учетом психолого-педагогических особенностей каждого студента. Это деление предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание уважения друг к другу, к чужому мнению.
2) Подготовка раздаточного материала.
Оборудование:
- Карточки-задания.
- Выставка книг.
- Таблицы.
- Стенды: “Сегодня на занятии”, “Что? Где? Когда?”
Ход занятия
1. Вступительное слово преподавателя:
Мы с вами изучили один из интересных, трудных периодов в истории нашего государства, который связан с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, гражданской войны, с образованием СССР.
На основе повторения и обобщения мы сегодня должны с вами еще раз “перелистать” страницы прошлого, попытаться создать исторический образ России в этот период.
Занятие будет проходить в виде викторины, участвуют три команды. Ответы оцениваются по пятибалльной системе.
2. Викторина.
Конкурс №1: “Знаешь ли ты?”
Учитель раздает командам карточки-задания, в которых понятия и даты.
Понятия: монархия, гражданская война, интервенция, террор, революция, декрет, двоевластие, диктатура, демократия.
Даты: февраль 1917 г., Октябрь 1917 г., 1918-1922 гг., 1919-1921 гг.,
1921-1929 гг., 1922 г.
Конкурс №2: “Рассказать о…”
1 задание: Рассказать о причинах Февральской буржуазно-демократической революции.
2 задание: Рассказать об образовании СССР.
3 задание: Рассказать о первых Декретах Советской власти.
Конкурс №3: “Умеете ли вы доказывать?”
1 задание: Доказать, что II и III революции в России имели разный характер.
2 задание: Доказать, что события 1918-1922 гг. в России можно назвать гражданской войной.
3 задание: Доказать, что в России после февральской революции 1917 года установилось двоевластие.
Конкурс №4: “Личность. Что бы это значило?”
Студенты, получив задание, должны определить, чьи это слова и к какому событию относятся.
1 задание: “Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки”
2 задание: “Мы стоим в преддверии всемирной пролетарской революции и инициатива должна быть за нами”.
3 задание: Верховный Правитель России, определяя сущность своей власти, говорил: “Единоличное верховное командование может действовать диктаторскими приемами только на театре военных действий и в течение определенного, очень короткого периода времени…”
Конкурс №5: “Ваша точка зрения”
1 задание: Почему из “двух зол” - белых и красных - большая часть населения бывшей Российской империи выбрала последних?
2 задание: Почему первыми Декретами Советской власти были Декрет “О мире” и Декрет “О земле”?
3 задание: Почему вопрос о начале гражданской войны остается дискуссионным?
Конкурс №6: “Подумай, сравни, проанализируй”
Команды получают задание по экономической политике: “Заполнить текстовую таблицу”.
Военный … | … экономическая политика | ||
1. Введение продовольственной разверстки | Замена продразверстки … | ||
для кого? | для кого? | ||
+ | _ | + | _ |
2. Запрещение частной торговли | 2. … частной торговли | ||
для кого? | для кого? | ||
+ | _ | + | _ |
3. Уравнительность в оплате труда рабочих (прод. паек) | 3. Зарплата в зависимости от … и … | ||
для кого? | для кого? | ||
+ | _ | + | _ |
Конкурс №7: “Ассоциация”.
С какими ассоциациями связан период в истории нашего государства с 1917 по 1927 год ?
Команды получают листы бумаги (ватман) с надписью в центре листа “Россия с 1917 по 1927 годы”. От этой надписи расходится большое количество стрелок, к которым студенты должны написать свои ассоциации, связанные с этим периодом в нашей истории. Команды выполняют и демонстрируют задание.
3. Подведение итогов.
3.1. Учитель, акцентируя внимание на результатах последнего конкурса, делает выводы о сути и значимости событий изученного периода, которые повлияли не только на дальнейшую историю России, но и на мир в целом.
3.2. Учитель делает выводы о достижении целей викторины, оценивает работу команд и каждого студента.