Авторская песня - самобытное явление культуры нашей страны. Истоки ее лежат в устном народном творчестве. Авторская песня является современным фольклором, зеркалом жизни России на разных исторических этапах.
Курс “И сама по себе не играет гитара” предназначен для учащихся 9 классов основной школы (предпрофильная подготовка). Курс является межпредметным - он расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения истории, литературы, музыки.
Актуальность программы определяется тем, что в школьной программе учащиеся лишь минимально знакомятся с авторской песней: ее темами, авторами и т. п. Курс имеет и возможное профориентационное значение: дети, стремящиеся получить в дальнейшем литературное либо музыкальное образование, могут попробовать свои силы в этой сфере и сделать выводы о правильности своего выбора.
Цель данного курса – познакомить учащихся с авторской песней с исторической точки зрения.
Задачи:
- повышение интереса к изучению учащимися истории, литературы, музыки;
- воспитание патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны;
- эстетическое воспитание школьников;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
- развитие коммуникативных способностей через коллективную работу; умение выступать на людях;
- создание условий для самостоятельной исследовательской работы.
Формы организации учебной деятельности: беседы, клубная технология, поисковая деятельность, уроки-концерты.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации – газетами, журналами, книгами, аудио- и видеозаписями, специализированными сайтами Интернета и др. Содержание каждой темы предусматривает самостоятельную, индивидуальную или коллективную деятельность учащихся.
Каждое занятие строится в начале на актуализацию знаний по той или иной теме, а после этого переходим к характеристике определенного исторического периода посредством авторской песни.
Требования к квалификации учителя: учитель, ведущий данный курс, должен владеть информационными технологиями, желательно уметь играть на гитаре (чтобы научить азам игры учащихся).
Техническое обеспечение: аудиозаписи (грампластинки, кассеты, диски), видеозаписи, гитара, использование информационных технологий, привлечение социокультурных ресурсов своей территории.
Система оценивания:
В соответствии с темой курса считается возможным применение безоценочной технологии. Зачетной работой по пройденному курсу является отчетный мини-концерт. Учащиеся, имеющие поэтические и музыкальные способности, могут в качестве зачетной работы предложить собственное произведение.
Предполагаемые результаты изучения курса: В результате изучения курса учащиеся должны:
- уметь соотнести произведения авторской песни с разными историческими периодами;
- ориентироваться в авторах, тематике, назвать несколько фамилий бардов и названий понравившихся песен, исполнить наиболее понравившуюся песню;
- более уверенно участвовать в творческих мероприятиях – концертах, спектаклях и др.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Истоки авторской песни – устное народное творчество. | 1 |
2 | Исторические темы, раскрываемые в авторской песне. | 1 |
3 | “Ах, война, что ты сделала, подлая…”(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне). | 1 |
4 | Хрущевская “оттепель” и авторская песня. | 1 |
5 | “Афганские” и “чеченские” песни. | 1 |
6 | История-музыка-юмор. | 1 |
7 | Тематика современной авторской песни. | 1 |
8 | Авторская песня в Хакасии (история, темы, авторы). РК | 1 |
9 | Подготовка к итоговому занятию. | 1 |
10 | Итоговое занятие – мини-концерт (зачет). | 1 |
Итого | 10 |
Содержание курса.
Тема 1. Введение.
Истоки авторской песни – устное народное творчество. (1 час)
Современный фольклор, его истоки и традиции. Признаки современного фольклора. Что такое авторская песня? История и эволюция авторской песни.
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 2. Исторические темы, раскрываемые в авторской песне. (1 час).
Дореволюционное время. Гражданская война. Сталинские репрессии. Великая Отечественная война. Хрущевская “оттепель”. Брежневский застой. Война в Афганистане. Перестройка. Чернобыль. Распад СССР. Война в Чечне. Современные песни.
Форма занятия: урок-концерт с элементами практической работы.
Тема 3. “Ах, война, что ты сделала, подлая…”
(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне) (1 час).
Творчество Александра Галича. Творчество Булата Окуджавы (“Песенка о пехоте”, “Песня о Леньке Королеве”, “Мы за ценой не постоим”, “Песня о московских ополченцах” и др. ). Песни о войне разных авторов (В. Высоцкий “ “Як-истребитель”, “Сыновья уходят в бой”, “На братских могилах”, “Он не вернулся из боя”; Ю. Визбор “Военные фотографии”, “Помни войну”; О. Митяев “В осеннем парке”, “Кино”; Л. Сергеев “Колоколенка”, Н. Шипилов “Пехота”, М. Анчаров “Баллада о парашютах” и др. )
Тема 4. Хрущевская “оттепель” и авторская песня. (1 час).
Творчество М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Якушевой, Ю. Шангина-Березовского, Ю. Кима, А. Городницкого и др.
Тема 5. “Афганские” и “чеченские” песни. (1 час).
Предварительное задание: подготовить краткие исторические справки по войне в Афганистане и войне в Чечне. (Вариант: пригласить реальных участников событий).
Песня “Кукушка”.
Форма занятия: семинар, которому предшествует самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Тема 6. История-музыка-юмор. (1 час).
“Жил-был игуанодон” (неизв. автор). А. Городницкий. “Шуточная песня строителей петровского флота”. Творчество Ю. Кима. Творчество Л. Сергеева и других авторов.
Форма занятия: урок-концерт.
Тема 7. Тематика современной авторской песни. (1 час).
Форма занятия: практическая работа с использованием ресурсов сети Интернет.
Тема 8. Авторская песня о Хакасии и в Хакасии (история, темы, авторы). (1 час).
А. Галич “Облака”, О. Митяев “Абакан”; “Хорошо в вагоне ехать, напевая…” (неизв. автор). Фестивали авторской песни в Хакасии: “Саяны”, в г. Саяногорске, “Солнцеворот” в г. Абакане. КСП Хакасии.
Форма занятия: творческая встреча с представителями КСП г. Абакана.
Тема 9. Подготовка к итоговому занятию. (1 час).
Выбор произведений для концерта, составление сценария и др.
Форма занятия: творческая лаборатория.
Тема 10. Итоговое занятие. Мини-концерт (зачет). (1 час).
Литература для учащихся:
1. Рябцев История русской культуры. XX век: учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 320 с.
Литература для учителя:
1. Литературный энциклопедический словарь. – М. , Советская энциклопедия, 1987.
2. Ю. Визбор. Когда все были вместе… - М. : Киноцентр, 1989.
3. Ю. Визбор. Я сердце оставил в синих горах. – М. : Физкультура и спорт, 1986.
4. Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. – М. : Молодая гвардия, 1990.
5. В. Высоцкий. Баллада о любви. Стихи. – Красноярск: МП Эффект, 1991.
6. А. Галич. Возвращение. – Л. :Музыка, 1990.
7. Гитара и слово. Михаил Анчаров. Звук шагов. – М. : Останкино, 1992.
8. Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М. :Текмахом, 1992.
9. Из пламени Афганистана. – М. : Советская Россия, 1990.
10. Люди идут по свету. Книга-концерт. – М. :Физкультура и спорт, 1990.
11. Б. Окуджава. Капли Датского короля. Киносценарии. Песни для кино. – М. : ВТПО “Киноцентр”, 1991.
12. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. – М. , 1994.
13. Антология авторской песни. // Русская речь. - №№1-12. – 1990.
14. Антология авторской песни. // Русская речь. - №№1-14. . - 1991
15. Н. Брилль. “Кто как живет – кто тлеет, кто горит…”// Библиография. -. №3. – 1994.
16. Б. Вахнюк. Не все об Аде…// Библиография. - №6. – 1993.
Ресурсы сети Интернет:
1. grushin. samara. ru - все о Грушинском фестивале авторской песни
2. www. bards. ru - все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи.
3. lib. ru/KSP/ - тексты песен с аккордами, аудиозаписи
4. BARDS. net. ru - авторская песня в сети Интернет
5. www. snikitin. ru - клуб друзей авторской песни "Никитинские Встречи"
6. bardz. by. ru – все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи.
7. http://www. bardic. ru/ - история, биографии, КСП и многое другое
8. www. mityaev. ru – сайт Олега Митяева.
Материалы к занятию №1 по теме “Введение.
Истоки авторской песни – устное народное творчество”.
Цель занятия: рассмотреть историю и эволюцию авторской песни, ее истоки и традиции, кроющиеся в устном народном творчестве.
Форма занятия: лекция с элементами практической работы.
Оборудование занятия:
1. Литературный энциклопедический словарь.
2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка.
3. Аудиозаписи песен.
4. Раздаточный материал – тексты песен.
Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все ее члены, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего… Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка.
(Н. В. Гоголь)
Современная авторская песня. Еще не так далеко ушло то время, когда тема эта была практически под запретом – но авторская песня жила полноценной жизнью.
Откуда же взялся такой вид песенного творчества? Почва, на которой выросла авторская песня, прежде всего наш русский фольклор: частушка, лаконичная, метафоричная, остроумная; городской романс, солдатские песни.
Что же такое фольклор? (Задание: найти определение по словарю С. И. Ожегова).
Фольклор – это не только искусство слова, но и составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с его элементами. В ней органично связаны между собой формы его проявления: мимика, жест, интонация, музыка. Все это объединяет слово.
Что такое народное поэтическое творчество? (Задание: найти определение в Литературном энциклопедическом словаре).
Народное поэтическое творчество (народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор) – это совокупность различных видов и форм массового словесного художественно творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. (Литературный энциклопедический словарь. – М. ,1987. С. 234).
На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип творчество. Его характерные черты: устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с другими элементами искусства, непосредственность контакта творца (исполнителя) со слушателем и коллективность создания и распространения.
Возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, музыкальных и других произведений: древнегреческие рапсоды и аэды, римские мимы и гистрионы, русские скоморохи, французские шансонье, украинские кобзари и мн. др. В раннефеодальное время возникает особый переходный тип певца-поэта, тесно связанного с рыцарством (французские трубадуры, немецкие миннезингеры), позже – с бюргерством (например, немецкие мейстерзингеры) или клерикально-студенческой средой (например, европейские ваганты, украинские и белорусские вертепники).
Каждое фольклорное произведение являлось фактом словесного искусства и одновременно народного быта, выполняло определенные социально-бытовые функции. Исторические изменения народной жизни вели к изменению, исчезновению или появлению определенных эстетических и бытовых потребностей, обычаев, обрядов, а вслед за ними – и соответствующих жанров.
Вопрос учащимся: В чем же специфика современного фольклора? (Появляются новые темы и образы, раскрывается современная действительность и образ нового человека).
Все социальные потрясения, перемены в обществе сразу же отражаются в произведениях фольклора – пословицах, поговорках, частушках. Пример – частушка времен “перестройки”:
Соль и сахар по талонам,
Очереди длинные.
А у наших депутатов
Речи соловьиные.
Конечно, происходящее вокруг находило свое отражение в фольклоре во все времена. Это песни об Иване Грозном и о Степане Разине, о Петре Великом и мн. др. Песни социального протеста – ямщицкие, бурлацкие. Становление российской промышленности, период гражданской войны, время первых пятилеток, Великая Отечественная война – все это давало неисчерпаемый материал для фольклора.
Вопрос учащимся. Таким образом, что же является истоками современного фольклора? (Прежде всего, сама действительность).
Появляются песни-“переделки” - когда известные песни неоднократно “переписываются”. Не обязательно у песни должен быть автор слов и музыки в одном лице. Много примеров песен, когда на стихи известных поэтов бардами создаются песни. (стихи Э. Багрицкого, Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Н. Рубцова и др.)
Особенностью современного фольклора является и отмирание грани между городским и деревенским фольклором и осуществление тесной связи между современным фольклором и современной литературой (поэзией).
Вопрос учащимся. Как вы думаете, каковы основные признаки современного фольклора? (бытование в народе в устной форме и в устной передаче и наличие вариантов того или иного произведения).
Еще одна особенность современного фольклора – его публицистичность, бессистемность. Некоторые говорят о затухании русского фольклора, но об этом не может быть и речи. Творчество студентов, военнослужащих, туристов неиссякаемо. И жизнь буде преподносить все новые и новые материалы.
Авторская песня как часть современного фольклора в нашей стране бурно развилась во времена хрущевской “оттепели”. В начале своего становления она носила, скорее, нелегальный характер. В 50-е и в первой половине 60-х годов песни пели в своих компаниях, в походах, передавали записи на магнитофонных лентах. Их чаще называли туристскими или студенческими. Но на фоне общей сумятицы молодежь заметила и подхватила первые песни Юрия Визбора, Ады Якушевой, Михаила Анчарова, Александра Городницкого, Юлия Кима…
(Здесь можно прослушать песню “Царевна Несмеяна” Г. Шангина-Березовского (1960 г). Конечно, могут быть выбраны любые другие песни того периода, доступные преподавателю, ведущему данный курс. )
В течение нескольких десятилетий шло расслоение песни на официальную – для митингов, радио, собраний – и на живую – для людей, для жизни.
В начале авторские песни не назывались таким образом. Она называлась самодеятельная, пока не включились в процесс осмысления своей роли в культуре такие знаменитые художники слова, как Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева – истинные профессионалы.
В авторской песне очень сильны народно-поэтические традиции.
(Звучит песня Юлия Кима “Губы окаянные” (1959 г). Задание учащимся: проанализировать традиции русского фольклора, отраженные в авторской песне. Текст песни – см. Приложение, №1)
Помимо характерных черт фольклора (о них мы говорили выше), в авторской песне широко используются народно-поэтические художественные средства. Подтвердим это высказывание, проанализировав несколько песен Александра Розенбаума. Одна из его грампластинок называется “Казачьи песни”. Уже сами названия песен говорят сами за себя: “Кубанская казачья”, “Кандальная”, “Ой, дудари, дудари” (“Сцена на ярмарке”), “На Дону, на Доне” и другие.
(Слушаем аудиозаписи песен и анализируем их. Примерный анализ – см. Приложение, №2).
Таким образом, мы видим, насколько широко употребление традиционных для фольклора народно-поэтических художественно-изобразительных средств в современной авторской песне. Конечно, не только А. Розенбаум использует в своих песнях эти средства. Перечислим некоторые песни и других авторов: прежде всего это В. Высоцкий со своими “сказками”, Ю. Ким с его частушками-страданиями. Кроме этого, песни “Спелым колосом лето клонится” В. Вихорева, “Шуточная песня строителей петровского флота” А. Городницкого, “Крапива-лебеда” И. Столяра, “Рожон” С. Воханцева, “Туман” Ю. Зозули и многие другие.
Авторская песня – многогранное, живое, постоянно развивающееся явление. На следующих занятиях мы будем анализировать это явление с точки зрения отражения в ней истории нашей Родины.