Использование художественных произведений на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Разделы: МХК и ИЗО


Сейчас наша страна переживает кризисный период. Проблемы нравственно-эстетического воспитания выходят на первый план. Общество понимает необходимость гуманизации обучения, и в группе развивающих предметов оказывается и изобразительное искусство, но оно перестало быть действенным орудием в воспитании личности.

Причины сложившегося положения в большом количестве существующих проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Эти недостатки в программах предметов художественно-гуманитарного цикла, разобщённость этих предметов, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащённость учебного процесс.

Творческая деятельность детей напрямую зависит от внимания, а внимание избирательно: человек замечает одно и не замечает другое. Поэтому так важно на какие ценности будет оно направлено. Нас часто поражает наблюдательность совсем маленьких детей. Потом у многих это уходит, а ведь наблюдательность это не только созерцание, это основа науки и искусства, поэтому наблюдению нужно учить, его нужно развивать. Если это будет делаться постоянно, позже ребёнок сам научится быть наблюдательным. Это крайне важно не только в творческой деятельности, но и в жизни. Научить человека замечать нелегко. Накопленные впечатления развивают образное мышление, воображение, обогащают внутренний мир ребёнка. Умение видеть жизнь широко, во многих её аспектах даёт человеку ощущение полноты жизни.

На своих уроках я рассматриваю возможности художественных произведений в развитии наблюдательности детей младшего школьного возраста. Наблюдая способности к рисованию, можно отметить взаимосвязь между наблюдательностью и способностями, большим влечением к рисованию. Развивая в детях наблюдательность, нужно стараться использовать все возможности, а художественные произведения, передающие настроение автора и несущие информацию о способах и средствах изображения окружающего мира, - сильный фактор повышения выразительности детского рисунка.

Сегодня при обучении и воспитании в школах существует ложная тенденция что важным средством для развития ребёнка являются те знания и умения, которые он получает. Это возможно лишь в том случае, если ребёнок становиться субъектом деятельности, то есть он должен не получать информацию, а её добывать. И это должно быть интересным, ведь в процессе добывания ребёнок делает открытия, присваивает знания и ими в дальнейшем пользуется.

Школа должна учить не только логическому, но и творческому мышлению развить чувства. И здесь уже не обойтись без обучения искусством (а не искусству - это уже дело художественных школ).

В своей работе я хочу показать важность использования художественных произведений для воспитания и развития личности.

Работая в школе я разработала содержание и методику проведения уроков по изобразительному искусству, направленных на развитие наблюдательности у детей. Выразительность детской продукции будет развиваться при условии:

  • если детям будет интересно включаться в процесс исследования образов, запечатлённых в художественных произведениях;
  • если у них будет развита наблюдательность, эмоциональная чуткость к восприятию художественных произведений;
  • если дети смогут при восприятии художественных произведений “расшифровывать” их, вычленять идеи, средства выразительности, которыми пользовался автор при их создании.

Правильным направлением в преподавании изобразительного искусства, отвечающим возрастным особенностям учащихся начальных классов, следует считать такое, которое сочетает возможность творческого воображения детей с серьёзным обучением.

Ребёнку присущи в рисунке непосредственность и искренность, смелость выражения своих представлений. Эти черты, как залог творческого развития личности, необходимо бережно сохранять, поощрять и развивать. Поэтому обучение не должно непосредственно и грубо вторгаться в творческий процесс младшего школьника.

Я считаю, что, давая выход творческим возможностям ребёнка, надо одновременно готовить его к тому, чтобы сделать очередной шаг, подняться на более высокую ступень. Иначе в творчестве ребёнка неизбежно возникает повторение стереотипных форм, сюжетов, вскоре надоедающих и ему самому.

При всём многообразии проблем в преподавании изобразительного искусства младшим школьникам, следует сосредоточить основное внимание на таких, которые необходимо решить именно в начальной школе. Главная среди них - приохотить детей к занятиям рисованием и другим видам изобразительного искусства. Только на этой основе могут развиваться постепенно осознанное эстетическое чувство, художественный вкус и другие черты, нужные для творчества. Одна из линий такого развития – применение интересных и разнообразных форм работы, разных художественных материалов, новых приёмов технического исполнения.

Другая линия развития, практически мало восполнимая в среднем школьном возрасте - это формирование у детей с самого начала взаимосвязи между наблюдением и изобразительным движением, умелостью рук, послушности их зрительному представлению рисующего. Это одно из самых слабых звеньев в современной практике работы с младшими школьниками.

Также очень важную роль на уроках изобразительного искусства играет использование литературных произведений. Сопоставление картины со стихами помогает детям понять образ произведения изобразительного искусства и выявляет эстетические возможности их восприятия. Задания, посвящённые “графической речи” школьников, имеет целью перевести их в ситуацию, более свойственную этому возрасту, а именно - от словесных оттенков к рисованию, к деятельности. Эти задания должны активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования, во время которого дети видят то, о чём они рассказывают и стараются подражать не словам учителя, а воспринимать произведение искусства. Рисование по памяти даётся для развития образного мышления, образной памяти и др. Поэтому развитие этих чувств – важная забота и детских учебных заведений, и семьи. Очень важно, чтобы взрослые, показывая детям репродукции, сумели довести до сознания детей, что художник хотел сказать своей картиной и как он это сделал, как бы ввести ребёнка в лабораторию художника.

Только при этом условии детям раскрывается замысел художника и художественное произведение найдёт у них эмоциональный отклик.

Следует не забывать и об учёте индивидуальных и возрастных возможностях школьников. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории.

При ознакомлении же детей с художественными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определённые педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надёжнее решены, чем незаметнее они для детей. Учитель должен задействовать в восприятии все сферы деятельности ребёнка: и эмоциональную, и интеллектуальную, и нравственно-волевую. А значит, должен реализовать три группы задач: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с художественным произведением не даст должных результатов, и ребёнок может вовсе потерять интерес к искусству. Также важным моментом является развитие наблюдательности в процессе наблюдения произведений искусства, потому что именно высокий уровень развития наблюдательности является одним из основных условий получения выразительного искусства.

Развитие наблюдательности требует значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития наблюдательности обязательно нужно развить внимание, зрительную память, образное мышление. Для этого надо вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей.

Любая работа с художественными произведениями не должна быть стихийной. Для этого нужна особая методика знакомства с произведениями искусства, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний. Подобной методики мы нигде не встречали. Лишь её начальные элементы мы видим в программе Неменского Б.М. “Изобразительное искусство и художественный труд”. Здесь мы видим работу по выявлению возможностей и активизации отклика на произведение искусства при помощи музыки и литературы.

Прежде чем ввести свою методику в работу я выявила уровень развития наблюдательности детей при восприятии художественных произведений, определила уровень умения детей “расшифровывать” произведения искусства. (См. Приложение)

Анализ результатов диагностики показал, что дети не знают основных терминов изобразительного искусства, не могут выразить своё отношение к произведению.

После проведённой работы я поняла, что необходима особая методика знакомства с художественным произведением, в частности с изобразительным искусством и поэзией.

ЗАДАЧИ этой методики следующие:

  • развитие наблюдательности детей при восприятии художественных произведений;
  • развитие умения “расшифровывать” произведения искусства;
  • развитие умения использовать свои наблюдения в художественной деятельности;
  • развитие у детей умения рассказывать о произведениях искусства, откликаясь на выразительные средства;
  • развитие навыков общения по поводу искусства, способности мыслить в области искусства.

За основу этой методики я взяла программу Б.М.Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” и постаралась как можно эффективнее использовать все возможности предложенной программы.

Чтобы уроки были эффективными, следует, прежде всего, продумать количество произведений, отбираемых для показа, и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребёнка, всей совокупностью содержания и выразительных средств.

Ознакомление учащихся начальных классов с произведениями изобразительного искусства и литературы (в частности поэзии) можно осуществлять на практике двумя путями:

а) в процессе учебных занятий по темам программы

б) путём специальных бесед об изобразительном искусстве

Демонстрация отдельных произведений изобразительного искусства должна идти по различным темам (например, рисование с натуры, декоративная работа, рисование на темы). Это позволяет ознакомить учащихся с применением изучаемых ими средств художественной выразительности в творчестве выдающихся художников. А полученные таким образом сведения систематизируются в специальных беседах и перекладываются в практику во время творческой работы.

И уже в начальных классах у детей накапливаются впечатления, связанные с художественными образами, способствующие развитию умения “читать” художественные произведения.

Вместе с тем уроки восприятия искусства должны быть в известной мере самостоятельными; в целом ряде случаев они являются ведущим звеном в определении содержания обучения и развития ребёнка по другим предметам. Практика свидетельствует, что многие сведения из различных областей знания дети получают на таких уроках в начальной школе: сведения из истории нашей и других стран, о природе и окружающем мире, о труде и производстве.

Вопросы, их характер и последовательность следует составлять в зависимости от возраста детей, от уровня их подготовленности и от задач урока. В начальных классах задаются вопросы, относящиеся к содержанию произведения, его настроению, характеру связи с явлениями действительности, к выразительным средствам, а также к оценке произведений детьми. Следует направлять ход занятия путём активных вопросов “почему?”, “зачем?”, чтобы учащиеся смогли сами прийти к нужным выводам. Очень важно, чтобы ребёнок задумался, какие чувства испытывал сам художник, когда создавал ту или иную картину, как он относился к героям своей картины, как их понимал, кого любил, жалел, кем он восхищался, кого осуждал, какие чувства он хотел вызвать у зрителя. Надо дать ребёнку понять, что в картине нет ничего случайного, что её общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – всё служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств. Ребёнок должен понять все эти средства выразительности и научиться применять их в своей самостоятельной творческой работе.

Анализ произведений живописи основывается на колорите полотна. Это позволяет сделать вывод о переданном художником настроении и самостоятельно подойти к трактовке сюжета произведения. Но этого не достаточно, особенно для произведений бытового, исторического и сказочного жанров. Следует продолжить работу и включить в анализ такие компоненты, как обращение к традициям и обрядам народа и выявление религиозных событий.

В своей работе я использовала различные формы и методы работы по развитию наблюдательности и развитию умения “читать” художественные произведения. Одной из форм являются занятия, основная цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе.

Важно учить детей воспроизводить увиденное и услышанное, то есть известное содержание в новой трактовке.

Без помощи взрослого дети зачастую затрудняются определить художественные средства, которые использует автор или не уделяют им должного внимания, что ведёт к невыразительности образов на рисунке. Но иногда дети чувствуют и понимают, что хотел показать или сказать автор, но у них нет достаточного опыта передачи всего этого в своём рисунке. Это происходит потому, что они плохо владеют способами изображения.

Методика использования литературных произведений на уроках изобразительного искусства с каждым классом усложняется, но всегда большое внимание уделяется наблюдениям.

Для развития наблюдательности используются следующие методы (они указаны в той последовательности, в которой рекомендуется их использовать):

  • наблюдение явлений, передающих общее содержание стихотворения (по возможности);
  • беседа о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка;
  • предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы;
  • рисование только на основе восприятия литературного или музыкального произведения;
  • рисование с натуры картин, описанных в произведении, воспроизведение увиденных образов при восприятии музыки.

При анализе рисунков (в конце урока мы всегда делаем небольшую выставку готовых работ) следует учить детей самих рассказывать о своём рисунке, высказывать своё мнение обо всех работах в целом и о понравившихся. По окончании анализа дети должны обращать внимание в работах товарищей на передачу цветом оттенков окраски, общего колорита, настроения, на разнообразие композиции, на изображение формы, её характерных признаков, деталей, на передачу пропорций предмета, его размеров, на наличие выразительных образов произведения.

Таким образом, следует сделать вывод, что работа с произведением искусства сложна, но очень интересна. Задачей педагога является сделать встречу детей с искусством занимательной и, главное, эффективной в плане развития умения “расшифровывать” художественные произведения. Поэтому я определила план, по которому следует строить беседу о произведении искусства.

Выяснение общего впечатления, производимого картиной, литературным или музыкальным произведением. Здесь учитель просит внимательно всмотреться, вслушаться, а затем рассказать о том, что, прежде всего, поразило их в произведении автора. Постепенно обобщаются ответы детей, подводятся самостоятельные выводы. Определение названия.

Внимательное изучение фрагментов и частей, деталей произведения, их сопоставление. В итоге формируется идейное содержание. Рассматривается мотивировка действий. Здесь применяется интеграция искусств: подбираются соответствующие литературные или музыкальные произведения или их фрагменты, сопоставление содержания картин с уже известными прозаическими, поэтическими или музыкальными произведениями.

3) Анализ художественных средств, используемых автором произведения. При рассматривании произведений изобразительного искусства обращается внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности. Здесь важно выявить те методы и средства, которые могут применить дети в своей практической деятельности.

Используя данную методику в своей практике, я поняла, что очень важным моментом является систематическое рассматривание художественных произведений на уроках рисования. Программа Неменского рекомендует это делать на каждом уроке. Я согласна с этим, потому что постоянное обращение к произведениям искусства, рассматривание средств и методов его выполнения развивают наблюдательность и умение “читать” художественное произведение, а это ведёт к получению выразительного детского рисунка.