Урок истории в 5-м классе с элементами драматизации и ретроспективности на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление о Древнем Вавилоне, как государстве, основанном на силе закона. Показать значимость законов Хаммурапи.
  2. Развивать визуальную, аудиальную, моторную память, воображение, логическое мышление, навыки работы с контурной картой и учебником, умение оценивать друг друга.
  3. Воспитывать интерес к истории, как предмету, взаимоуважение, самостоятельность, взаимопонимание, терпимость.

Оборудование: Карты “Государства Древнего Востока”, “Образование государств в Двуречье”, учебники, тетради, словари, ручки, карандаши, контурные карты, лента времени, таблички с терминами и словами, задания к конкурсу, номера цифр, скотч, мел цветной, цветочки разных цветов, ножницы, таблички с законами Хаммурапи, надписи героев пьесы.

Основное понятие: закон.

Личность в истории: Хаммурапи (1792-1750 г. г. )

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: составление блока-конспекта с элементами драмматизации и ретроспективности;

Примечание: в ходе урока используется большое количество оздоровительных приемов в связи с тем, что в данном образовательном учреждении обучаются дети, больные туберкулезом с различными сопутствующими заболеваниями.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня необычный и интересный урок. Сегодня вы вновь узнаете много нового из жизни древних людей. Ну что ж, начнем!

(запись темы урока)

II. Подготовка к восприятию нового.

Работать мы будем сегодня по плану:

  1. Образование Вавилонского царства Хаммурапи.
  2. Законы Хаммурапи.
  3. Нравственное значение законов Хаммурапи.

В конце урока вы должны знать:

  1. Где образовалось Вавилонское царство.
  2. Кто такой Хаммурапи, годы его правления и законы, которые он создал.

Вы должны уметь:

  1. Находить на карте территорию Вавилонского царства.
  2. Называть преступления и наказания древних вавилонян.
  3. Давать оценку законам Хаммурапи.

В ходе урока вы покажете чему научились, что усвоили. Итак, первый пункт плана.

III. Изучение новой темы

- Где образовалось Вавилонское царство?

- Там нет ни гор, там нет лесов.

Кругом почти один песок.

Есть две реки и города

Скажи, как называется страна?

(Двуречье или Междуречье)

- Давайте изобразим рисунок-схему месторасположения Вавилонского царства.

(Данная работа проводится на основе использования методики А. Литвинова, рекомендованной журналом “Народное образование” № 2-3, 1994 г. , с. 33)

- Изобразим две реки. Какие?

- Мы уже знаем названия двух крупных городов Двуречья. Каких? Укажем их.

На территории Двуречья были и другие города, давайте укажем некоторые (Умма, Вавилон, Ашшур и др. )

Эти города постоянно воевали между собою – кому из них быть главным и всем управлять. Победил в этой борьбе Вавилон.

Начиная со второго тысячелетия и до 539 года до нашей эры на юге Мессопотамии (сейчас современного Ирака) существовало Вавилонское царство. Располагалось оно очень удобно. В центре страны, в месте где Евфрат и и Тигр протекали особенно близко к друг другу. Здесь проходили торговые и морские пути, по рекам плыли корабли, по пустыни шли караваны верблюдов. На них привозили металлы и лес, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным правителем Вавилонского царства был царь по имени Хаммурапи. Он правил с 1796 по 1750 год до нашей эры. Он был:

  • хитрым государственным деятелем.
  • умелым руководителем.
  • мудрым законодателем.
  • талантливым полководцем.

Как и в Египте, в Двуречье любой царь обладал неограниченной властью, но в отличие от них, вавилонский царь богом не назывался, он получил власть от бога солнца Шамаша и являлся земным владыкой.

Давайте обратимся к карте “Образование государства в Двуречье” (карта на доске).

Границы Вавилонского царства показаны жирной линией. Поставьте кончик ручки на северной границе и обведите всю территорию по часовой стрелке (слева направо). Теперь уберите ручку, начиная с юго-запада, глазами обведите территорию Вавилонского царства. Как вы думаете, что он вам напоминает?

А теперь закрепим полученные знания по первому пункту плана.

ДИАГНОСТИКА восприятия изученного:

1 вариант – контурная карта “Образование Вавилонского царства в Двуречьи”

Задания:

1) Надпишите названия 2 главных рек Двуречья.

2) Найдите самый главный город Двуречья и подпишите его название.

3) Обведите границы Вавилонского царства при Хаммурапи.

2 вариант – лента времени.


До нашей эры.

Наша эра.

Задания:

1) Отметьте на “линии времени” годы правления Хаммурапи в Вавилоне.

2) Посчитайте, сколько лет правил этот царь. Запишите.

Взаимопроверка.

Прежде чем начнем работу над вторым пунктом давайте дадим короткий отдых глазам.

(упражнения по снятию утомляемости глаз доктора Демиргогляна).

1. зажмурьтесь, крепче, откройте глаза. (30 сек. )

2. быстро моргайте. (30 сек. ).

3. Локоть на стол, палец удален от глаз на 25-30 см. Смотрим:

а) кончик пальца.
б) кончик носа.

4. пальцами рук нажимаем (нежно) на верхнее веко (30 сек. )

- Продолжим работу. Итак, законы Хаммурапи.

В 1901 году французская археологическая экспедиция при раскопках на месте древнего города Сузы (обратитесь к карте), столице Эламского царства и соседа Вавилонии на востоке, был найден столб. Он был из черного камня. Давайте рассмотрим его иллюстрацию. Обратите на верхнюю часть: перед вами изображение бога солнца Шамаша, сидящего на троне и вручающего царю кольцо и жезл правителя.

Ниже поверхность покрыта текстом. Установлено, что это законы жителей Вавилонского царства, созданные царем Хаммурапи.

(Работа с новым понятием)

- А кто знает, что такое закон?

- Напишите это слово в воздухе.

- Одними глазами.

- Запишите в словарик и дайте определение.

ЗАКОН - это строгое правило - обязательное к исполнению.

По этим правилам судили людей в Вавилонском царстве, и каждый знал, что за нарушение закона полагается жестокое наказание. Давайте познакомимся с законами Хаммурапи! А сделаем это таким путем. Представьте, что вы попали в Древний Вавилон:

ВСТАНЬТЕ! Вы на площади перед входом во дворец Хаммурапи.

Посмотрите вокруг, кругом люди.

Взгляните, с левой стороны храм, с правой, вон там вдали, человек, кажется он играет, видимо на арфе, арфа с головой быка из золота и драгоценных камней.

Ой, кажется стража. Присядем, чтобы они нас не заметили.

А впереди что-то происходит. Кажется, я слышу слово закон. Что же случилось? Кого и за что хотят наказать?

ПЬЕСА (Приложение 1.)

Вопросы по окончанию просмотра.

  1. Где и когда происходили события?
  2. Что за наказание полагалось купцу за кражу раба?
  3. За что еще в Вавилонском царстве полагалась смертная казнь.
  4. Как вы думаете, почему за кражу раба и имущества полагалось одинаковое наказание?
  5. На чем записаны законы, зачитываемые царским глашатаем?

IV.. Закрепление изученного материала.

Давайте познакомимся с другими законами.

- Скажите, на каком принципе были основаны законы Хаммурапи? (НЕ ПРИЧИНЯЙ ДРУГОМУ ТОЙ ОБИДЫ, КОТОРУЮ САМ НЕ ХОЧЕШЬ ИСПЫТАТЬ!)

ДИАГНОСТИКА:

Ролевая игра.

Представьте, что мы в Вавилонском царстве, а вы все судьи. Здесь совершен ряд преступлений. Вам нужно определить, какое за них полагается наказание. Работаете в парах. Обратите внимание, каждое преступление имеет свой порядковый номер. Номер преступления, которое вы будете судить, спрятан на обратной стороне одного из ваших стульев. Можете начинать. (Учитель может самостоятельно отобрать ряд преступлений и положенных за них наказаний. )

- Подводя итог этому заданию, мы начинаем работу над третьим пунктом плана.

1. Почему за преступление, в котором бык убивает человека, нет виноватых?

2. Жестоки ли, по-вашему, законы Хаммурапи7

3. Говорят ли они о неравенстве среди жителей Вавилонского царства? Почему?

4. Справедливы ли они?

V. Итог урока:

Фронтальный опрос по первому пункту плана.

Где образовалось Вавилонское царство?

Какое государство располагается там сегодня?

Почему его называют Двуречье?

Назовите крупные города Двуречья.

Какой город становится главным?

Как изменилось название государства?

Как имя правителя, составившего первые законы?

Дайте характеристику личности Хаммурапи.

Где были найдены законы Хаммурапи?

На чем были записаны найденные законы? Назовите их?

Домашнее задание.

А) запишите несколько наиболее заинтересовавших вас законов Хаммурапи.

В) Подумайте ! Справедливы ли законы Хаммурапи с точки зрения современного человека? (можно на выбор)

РЕФЛЕКСИЯ (на доске изображение цветочного стебля, на столах детей – цветы, вырезанные из бумаги)

Выберете и повесьте на стебельки цветок того цвета, который у вас ассоциируется с сегодняшним уроком.

  • Красный цветок – интересно, очень понравилось, много узнал нового.
  • Оранжевый – не очень понравилось, было трудно.
  • Голубой – не понравилось.
  • Какой же у нас получился урок?