Проект Intel — образование для будущего на примере блока "Декоративно-прикладное творчество" предметной области "Технология" на тему: "Красота создается руками"

Разделы: Технология


Класс: 5- 8.

Время проведения: 8 занятий (16 академических часов по 45 минут).

Аннотация: Проект разработан по программе Intel – обучение для будущего и проводится в ходе изучения блока “Декоративно-прикладного творчества” - рукоделие в 5-8 классе и охватывает по 8 недель (16 часов) учебного времени. Работа над проектом позволяет развивать у его участников умения и навыки в технике народно-прикладного искусства, прививает интерес к художественным ремеслам. Учащиеся углубленно изучают историю вышивки, с технологией выполнения отдельн6ых швов. Узнают о понятии “ПАННО” и сравнивают его с картинами. Связь между “ПАННО” и картинами дает возможность ученикам, объединенным в творческие группы, провести эксперимент и ответить на вопрос проекта “Как рисовать иглой и нитками”, изучив определенные технологические этапы. Практическая направленность проекта состоит в создании выставки детских работ, что позволяет прорекламировать свои творческие способности.

Данный проект позволяет развивать творчество, получать определенные практические навыки, умения приобретать знания из различных источников, с пониманием относиться к увлечениям своих товарищей к видам народно-прикладного искусства. По завершению работы над проектом, ученики становятся специалистами декоративного творчества в сфере создания интерьера жилища и подарков, выполненными своими руками, а так же могут консультировать по вопросам рукоделия не только своих сверстников, но и взрослых (учителей, родителей), участвовать в ярмарках-распродажах своих работ.

Дидактические цели проекта: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, компетенции социально бытовой сфере, критического мышления, приобретения навыков самостоятельной работы с источниками информации и технологическими картами, умений проанализировать выбранный объект творчества и подбора необходимого исходного материала для выполнения работы; навыков работы в технике рукоделия и работы в группе.

Методические задачи: Научить элементам рукоделия для создания “ПАННО”, научить соблюдать правила ТБ и ВТО выполненных работ.

Материалы и оборудование: КП, принтер, сканер, тесты, обучающие программы, технологические карты. Лучшие работы учащихся старших классов как образцы рукоделия.

Основополагающий вопрос: Как рисовать иглой и нитками?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Вы умеете создавать картины на ткани?
  • Каким может быть шов “крестик”?
  • Нужна ли “палитра” красок в вышивке?

Темы исследований учащихся:

Вышитое “ПАННО” – что это?

Структура учебно-методического пакета:

  • Описание учебного проекта.
  • Образцы работ учащихся, отражающие результаты самостоятельных исследований включают две творческие разработки: мультимедийную презентацию “Как рисовать иглой и нитками?”, буклет “Вышитое “Панно” – что это?” .
  • Критерии оценивания.
  • Дидактические материалы: технологические карты, тесты, кроссворды.
  • Методические материалы.
  • Веб-сайт проекта.

Этапы и сроки проведения проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Занятие1: урок 1-2: “Знакомство с декоративно-прикладным искусством”.

Выбор творческого проекта (поделки).

Подготовительный этап:

  1. Экскурсия в музей с целью ознакомления с видами ремесел и в ЦДТ на выставку детских творческих работ.
  2. Формулировка проблемы исследования.
  3. Разработка плана действий каждого участника проекта.
  4. Создание творческих групп.

Основной этап:

  1. Выбор творческого проекта (поделки)
  2. Выбор творческого названия проекта.

Заключительный этап:

  1. Обсуждение индивидуальных планов работы учащихся.
  2. Обсуждение необходимого материала для выполнения практических работ по творческому и технологическому проектам.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Занятие 2-3: урок 3-4: “Виды швов, применяемые в вышивке”.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка рабочих мест.
  2. Обмен информацией, подготовленной учащимися по проекту.
  3. Анализирование технологических карт.

Основной этап:

  1. Информация учителя с практической направленностью для выполнения этапов технологических карт.
  2. Создание презентации (Приложение 1)
  3. Практическая работа учащихся: выполнение швов: “Вперед иголку”, “Шнурок”, “Стебельчатый”.
  4. Общие выводы учащихся.

Заключительный этап:

  1. Консультация по сбору и обработке материалов.

 Урок 5-6 “Виды швов, применяемых в вышивке”.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка рабочих мест.
  2. Распределение собранного материала.
  3. Анализирование практической работы предыдущего урока.

Основной этап:

  1. Информация учителя с практической направленностью для выполнения этапов технологических карт.
  2. Практическая работа учащихся: выполнение швов: “Тамбурный”, “Петельчатый”, “Крестик”.
  3. Разработка общего плана и планов индивидуальных докладов.
  4. Создание буклета “Волшебный крестик” (Приложение2)

Заключительный этап:

  1. Консультация по сбору и обработке материалов.

Занятие 4: Урок 7-8: Выполнение эскиза.

Практическая работа: “Перевод рисунка и создание композиции”.

Подготовительный этап:

  1. Выбор рисунка и подготовка материала к работе.

Основной этап:

  1. Изучение способов перевода рисунка.
  2. Необходимые математические расчеты (при необходимости – зависят от выбора метода перевода рисунка).
  3. Анализ палитры красок
  4. Практическая работа: “Перевод рисунка”

Заключительный этап:

  1. Разработка веб-сайта
  2. Таблица сравнения перевода рисунка.

Занятие 5-6 урок 9-10: Выполнение работы в технике вышивки.

Практическая работа: “Мы рисуем” иглой и нитками”.

Подготовительный этап:

  1. Создание буклета “Вышитое “Панно” - что это?”. (Приложение 4) <Рисунок 1>
  2. Подготовка к выполнению своего творческого проекта (поделки).

Основной этап:

  1. Изучение технологических карт. <Рисунок 2>
  2. Практическая работа: “Мы рисуем иглой и нитками”. <Рисунок 3> <Рисунок 4>

Заключительный этап:

Обсуждение элемента качества выполнения работы в технике вышивки.

 Урок 11-12: Выполнение работы в технике вышивки.

Подготовительный этап:

  1. Анализ выполненных элементов вышивки в проектах учащихся.
  2. Анализ работы учащихся по созданию буклетов.
  3. Анализ работы учащихся по разработке веб-сайта.

Основной этап:

  1. Изучение технологических карт.
  2. Практическая работа: “Мы рисуем иглой и нитками”.

Заключительный этап:

  1. Проверка качества выполненной работы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Занятие 7: урок 13-14: Практическая работа: “ВТО и оформление картин”.

Подготовительный этап:

  1. Сравнительная характеристика технологических карт и выполненного изделия.

Основной этап:

  1. Изучение и выполнение ВТО и техники оформления картины.
  2. Написание компьютерной программы.

Заключительный этап:

  1. Исправление недочетов в программе.

Занятие 8: урок 15-16 Защита проектов.

Подготовительный этап:

  1. Оформление выставки проектов (поделок детского творчества). <Рисунок 6>
  2. Формирование состава жюри.

Основной этап:

  1. Демонстрация творческих разработок учащихся по группам.
  2. Защита и представление выполненных творческих работ: рефератов, презентаций,
  3. буклетов, веб-сайтов и поделок учащихся. (Приложение3) <Рисунок 5> <Рисунок 7>
  4. Ответы на вопросы оппонентов в аудитории.
  5. Выступление жюри.

Заключительный этап:

Оценивание работ учащихся и подведение итогов.

<Рисунок 8> <Рисунок 9> <Рисунок 10> <Рисунок 11>

Список литературы:

  1. Андреева И. А. “Энциклопедия: шитье и рукоделие”, Москва, научно издательство “Большая Российская энциклопедия”, 1994 г.
  2. Дорожкина Т. Н. “Техника рукоделия, том 1”, Минск, издательство “Полымя”, 1994 г.
  3. Симоненко В.Д. учебник “Технология” 5 – 7 класс, Москва, издательский центр “Ветана Граф”, 2000 г.
  4. Журналы “Школа и производство”, Министерство образования РФ, издательский дом “Школа Пресс 1”, № 1, 2, 6 -1997 г., № 2 – 2002 г.
  5. Журналы “Лена” – рукоделие в вашем доме, Москва, ЗАО “ИД КОН-Лига Пресс” 2003-04 гг.

Электронные ресурсы на компакт-дисках:

  • Вышивка крестом [электронный ресурс]