Класс: 5- 8.
Время проведения: 8 занятий (16 академических часов по 45 минут).
Аннотация: Проект разработан по программе Intel – обучение для будущего и проводится в ходе изучения блока “Декоративно-прикладного творчества” - рукоделие в 5-8 классе и охватывает по 8 недель (16 часов) учебного времени. Работа над проектом позволяет развивать у его участников умения и навыки в технике народно-прикладного искусства, прививает интерес к художественным ремеслам. Учащиеся углубленно изучают историю вышивки, с технологией выполнения отдельн6ых швов. Узнают о понятии “ПАННО” и сравнивают его с картинами. Связь между “ПАННО” и картинами дает возможность ученикам, объединенным в творческие группы, провести эксперимент и ответить на вопрос проекта “Как рисовать иглой и нитками”, изучив определенные технологические этапы. Практическая направленность проекта состоит в создании выставки детских работ, что позволяет прорекламировать свои творческие способности.
Данный проект позволяет развивать творчество, получать определенные практические навыки, умения приобретать знания из различных источников, с пониманием относиться к увлечениям своих товарищей к видам народно-прикладного искусства. По завершению работы над проектом, ученики становятся специалистами декоративного творчества в сфере создания интерьера жилища и подарков, выполненными своими руками, а так же могут консультировать по вопросам рукоделия не только своих сверстников, но и взрослых (учителей, родителей), участвовать в ярмарках-распродажах своих работ.
Дидактические цели проекта: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, компетенции социально бытовой сфере, критического мышления, приобретения навыков самостоятельной работы с источниками информации и технологическими картами, умений проанализировать выбранный объект творчества и подбора необходимого исходного материала для выполнения работы; навыков работы в технике рукоделия и работы в группе.
Методические задачи: Научить элементам рукоделия для создания “ПАННО”, научить соблюдать правила ТБ и ВТО выполненных работ.
Материалы и оборудование: КП, принтер, сканер, тесты, обучающие программы, технологические карты. Лучшие работы учащихся старших классов как образцы рукоделия.
Основополагающий вопрос: Как рисовать иглой и нитками?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Вы умеете создавать картины на ткани?
- Каким может быть шов “крестик”?
- Нужна ли “палитра” красок в вышивке?
Темы исследований учащихся:
Вышитое “ПАННО” – что это?
Структура учебно-методического пакета:
- Описание учебного проекта.
- Образцы работ учащихся, отражающие результаты самостоятельных исследований включают две творческие разработки: мультимедийную презентацию “Как рисовать иглой и нитками?”, буклет “Вышитое “Панно” – что это?” .
- Критерии оценивания.
- Дидактические материалы: технологические карты, тесты, кроссворды.
- Методические материалы.
- Веб-сайт проекта.
Этапы и сроки проведения проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Занятие1: урок 1-2: “Знакомство с декоративно-прикладным искусством”.
Выбор творческого проекта (поделки).
Подготовительный этап:
- Экскурсия в музей с целью ознакомления с видами ремесел и в ЦДТ на выставку детских творческих работ.
- Формулировка проблемы исследования.
- Разработка плана действий каждого участника проекта.
- Создание творческих групп.
Основной этап:
- Выбор творческого проекта (поделки)
- Выбор творческого названия проекта.
Заключительный этап:
- Обсуждение индивидуальных планов работы учащихся.
- Обсуждение необходимого материала для выполнения практических работ по творческому и технологическому проектам.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Занятие 2-3: урок 3-4: “Виды швов, применяемые в вышивке”.
Подготовительный этап:
- Подготовка рабочих мест.
- Обмен информацией, подготовленной учащимися по проекту.
- Анализирование технологических карт.
Основной этап:
- Информация учителя с практической направленностью для выполнения этапов технологических карт.
- Создание презентации (Приложение 1)
- Практическая работа учащихся: выполнение швов: “Вперед иголку”, “Шнурок”, “Стебельчатый”.
- Общие выводы учащихся.
Заключительный этап:
- Консультация по сбору и обработке материалов.
Урок 5-6 “Виды швов, применяемых в вышивке”.
Подготовительный этап:
- Подготовка рабочих мест.
- Распределение собранного материала.
- Анализирование практической работы предыдущего урока.
Основной этап:
- Информация учителя с практической направленностью для выполнения этапов технологических карт.
- Практическая работа учащихся: выполнение швов: “Тамбурный”, “Петельчатый”, “Крестик”.
- Разработка общего плана и планов индивидуальных докладов.
- Создание буклета “Волшебный крестик” (Приложение2)
Заключительный этап:
- Консультация по сбору и обработке материалов.
Занятие 4: Урок 7-8: Выполнение эскиза.
Практическая работа: “Перевод рисунка и создание композиции”.
Подготовительный этап:
- Выбор рисунка и подготовка материала к работе.
Основной этап:
- Изучение способов перевода рисунка.
- Необходимые математические расчеты (при необходимости – зависят от выбора метода перевода рисунка).
- Анализ палитры красок
- Практическая работа: “Перевод рисунка”
Заключительный этап:
- Разработка веб-сайта
- Таблица сравнения перевода рисунка.
Занятие 5-6 урок 9-10
: Выполнение работы в технике вышивки.Практическая работа: “Мы рисуем” иглой и нитками”.
Подготовительный этап:
- Создание буклета “Вышитое “Панно” - что это?”. (Приложение 4) <Рисунок 1>
- Подготовка к выполнению своего творческого проекта (поделки).
Основной этап:
- Изучение технологических карт. <Рисунок 2>
- Практическая работа: “Мы рисуем иглой и нитками”. <Рисунок 3> <Рисунок 4>
Заключительный этап:
Обсуждение элемента качества выполнения работы в технике вышивки.
Урок 11-12: Выполнение работы в технике вышивки.
Подготовительный этап:
- Анализ выполненных элементов вышивки в проектах учащихся.
- Анализ работы учащихся по созданию буклетов.
- Анализ работы учащихся по разработке веб-сайта.
Основной этап:
- Изучение технологических карт.
- Практическая работа: “Мы рисуем иглой и нитками”.
Заключительный этап:
- Проверка качества выполненной работы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Занятие 7: урок 13-14: Практическая работа: “ВТО и оформление картин”.
Подготовительный этап:
- Сравнительная характеристика технологических карт и выполненного изделия.
Основной этап:
- Изучение и выполнение ВТО и техники оформления картины.
- Написание компьютерной программы.
Заключительный этап:
- Исправление недочетов в программе.
Занятие 8: урок 15-16
Защита проектов.Подготовительный этап:
- Оформление выставки проектов (поделок детского творчества). <Рисунок 6>
- Формирование состава жюри.
Основной этап:
- Демонстрация творческих разработок учащихся по группам.
- Защита и представление выполненных творческих работ: рефератов, презентаций,
- буклетов, веб-сайтов и поделок учащихся. (Приложение3) <Рисунок 5> <Рисунок 7>
- Ответы на вопросы оппонентов в аудитории.
- Выступление жюри.
Заключительный этап:
Оценивание работ учащихся и подведение итогов.
<Рисунок 8> <Рисунок 9> <Рисунок 10> <Рисунок 11>
Список литературы:
- Андреева И. А. “Энциклопедия: шитье и рукоделие”, Москва, научно издательство “Большая Российская энциклопедия”, 1994 г.
- Дорожкина Т. Н. “Техника рукоделия, том 1”, Минск, издательство “Полымя”, 1994 г.
- Симоненко В.Д. учебник “Технология” 5 – 7 класс, Москва, издательский центр “Ветана Граф”, 2000 г.
- Журналы “Школа и производство”, Министерство образования РФ, издательский дом “Школа Пресс 1”, № 1, 2, 6 -1997 г., № 2 – 2002 г.
- Журналы “Лена” – рукоделие в вашем доме, Москва, ЗАО “ИД КОН-Лига Пресс” 2003-04 гг.
Электронные ресурсы на компакт-дисках:
- Вышивка крестом [электронный ресурс]