Цели: обобщить знания учащихся об экосистеме водоемов.
Задачи:
создать условия для:
- формирования целостного представления о водной среде Земли;
- развития речи, логического мышления, памяти учащихся;
- воспитания бережного отношения и заботы об окружающей среде.
1. Организационный момент.
(В класс входит корреспондент).
Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент газеты “Экологический вестник”. Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, что такое экология?
(входит бабушка)
- Бабушка, вы не скажите, что такое экология?
Бабушка: это, милый, магазин такой. Там овощи и фрукты бесплатно раздают.
Корреспондент: спасибо, бабушка.
(входит новый русский)
Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент. Скажите, пожалуйста, что такое экология?
Новый русский: Экология? Да это место такое, где можно отдохнуть с друзьями.
Корреспондент: Благодарю. До свидания. А теперь я хочу у вас об этом спросить.
(обращается к присутствующим)
- Вы знаете, что такое экология? (гости отвечают)
- Кого бы мне еще спросить? А вот эту девочку спрошу.
Ученица: Экология-это наука, которая изучает, как живые существа связаны друг с другом и с неживой природой.
Корреспондент: Большое спасибо. Этот ответ мне больше всех понравился.
2. Постановка цели и задач урока.
- Мы с вами закончили изучение блока “Экосистема водоемов”. В природе много прекрасного, но вода - красота всей природы! Вода живая, она бежит и волнуется ветром, движется и дает жизнь всему, что её окружает. Сегодня на уроке мы обобщим ваши знания и создадим свои проекты плакатов в защиту водоемов.
3. Актуализация знаний.
- Какие водные системы вы знаете? Какая самая большая водная система? Какие искусственные водоемы вы знаете? Почему их называют искусственными? Наличие каких растений и животных может доказать чистоту водоемов?
4. Работа по теме урока.
- Но что за шум мы слышим? (включается фонозапись звука капели).
Капелька: Здравствуйте, меня зовут Капелька. Я родилась рано утром вместе с другими росинками на листе подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатилась на тропинку, которая привела меня к вам.
Учитель: Но почему же ты плачешь?
Капелька: Как же мне не плакать? Все мои братья и сестры остались на листе подорожника, а я осталась одна. У меня нет друзей и некому мне помочь. А значит, я никогда не смогу попасть домой.
Учитель: Не плачь капелька, мы тебе поможем. Наши дети умеют дружить и природу любить. Они много знают и в трудную минуту не сробеют. Ну что, принимаешь нашу помощь? Тогда садись, а мы будем помогать.
- Отгадайте загадки.
Меня ждут, не дождутся,
А как завидят, разбегутся. (Дождь).Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем -
Ищем, ищем, не найдем. (Роса).Рыбам в зиму жить тепло,
Крыша - толстое стекло. (Лед).
- В каких трех состояниях бывает вода?
- Какими свойствами обладает вода?
- Какого цвета вода?
- Есть ли у воды запах?
- Ребята, сейчас мы проверим, всё ли вы знаете об экосистеме водоемов. Если вы согласны с высказываниями, то ставите плюс. Если не согласны, то ставите минус.
Тест.
- Планктоном называются крошечные растения и микроскопические организмы, которые плавают недалеко от поверхности воды и служат пищей многим морским животным.
- Бентос - это мелкие организмы, плавающие в воде.
- Экология - это наука, которая изучает животный мир.
- Активно плавающие животные, обитающие в толще воды и способные перемещаться на значительные расстояния, называются нектон.
- Вода бывает в двух состояниях: жидком и твердом.
- Пруд - искусственный водоем созданный человеком.
- У животных водоемов присутствуют жабры.
- Реки могут обмелеть, потому что много воды уносят в море.
- Вода занимает 2/3 поверхности Земли.
- Вода дает электричество в дома.
(входит медвежонок)
- Что с тобой случилось бедолага? Где ты так поранил свою лапу?
Медвежонок:
Шел я к речке, чтоб напиться,
На стекляшку наступил,
Мне она вонзилась в лапу,
Так, что я заголосил,
Видно, кто-то отдыхал тут
И бутылку здесь разбил.
Отдохнув, пошел он дальше,
А осколки острые убрать забыл.
Много крови потерял я,
Лапа сильно так болит,
А теперь хожу, ищу я,
Кто бы лапу полечил.
Учитель: Никуда медвежонок, тебе ходить больше не надо. Ты нашел, кого искал. Наши ребята-друзья природы, птиц и зверей, они помогут тебе.
(дети собирают рассыпанный мусор)
- Ребята, давайте, и мы поможем охранять водоемы. Для этого создадим проекты плакатов запрещающих засорять водоемы и берега.
(дети делятся на три группы и создают свои проекты плакатов. После окончания работы, каждая группа защищает свой проект).
Учитель: Попутешествовала с нами Капелька и теперь ей пора возвращаться домой, а помогут ей найти свой путь ваши сочинения “Путешествие Капельки”.
(несколько детей зачитывают свои мини-сочинения).
5. Обобщение.
Ученик:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница наша вода!
6. Итог урока.
- Что понравилось на уроке?
- Что запомнилось?
Литература
- Шпотова Т. В. “Игровая экология” Обнинск, ЦЭО, 1997г.
- Газета “Начальная школа” №20- 2001г.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л.А., “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников”. Москва 2005г.