Открытый урок по экологии во 2-м классе по теме: "Экосистема водоемов"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания учащихся об экосистеме водоемов.

Задачи:

создать условия для:

  • формирования целостного представления о водной среде Земли;
  • развития речи, логического мышления, памяти учащихся;
  • воспитания бережного отношения и заботы об окружающей среде.

1. Организационный момент.

(В класс входит корреспондент).

Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент газеты “Экологический вестник”. Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, что такое экология?

(входит бабушка)

- Бабушка, вы не скажите, что такое экология?

Бабушка: это, милый, магазин такой. Там овощи и фрукты бесплатно раздают.

Корреспондент: спасибо, бабушка.

(входит новый русский)

Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент. Скажите, пожалуйста, что такое экология?

Новый русский: Экология? Да это место такое, где можно отдохнуть с друзьями.

Корреспондент: Благодарю. До свидания. А теперь я хочу у вас об этом спросить.

(обращается к присутствующим)

- Вы знаете, что такое экология? (гости отвечают)

- Кого бы мне еще спросить? А вот эту девочку спрошу.

Ученица: Экология-это наука, которая изучает, как живые существа связаны друг с другом и с неживой природой.

Корреспондент: Большое спасибо. Этот ответ мне больше всех понравился.

2. Постановка цели и задач урока.

- Мы с вами закончили изучение блока “Экосистема водоемов”. В природе много прекрасного, но вода - красота всей природы! Вода живая, она бежит и волнуется ветром, движется и дает жизнь всему, что её окружает. Сегодня на уроке мы обобщим ваши знания и создадим свои проекты плакатов в защиту водоемов.

3. Актуализация знаний.

- Какие водные системы вы знаете? Какая самая большая водная система? Какие искусственные водоемы вы знаете? Почему их называют искусственными? Наличие каких растений и животных может доказать чистоту водоемов?

4. Работа по теме урока.

- Но что за шум мы слышим? (включается фонозапись звука капели).

Капелька: Здравствуйте, меня зовут Капелька. Я родилась рано утром вместе с другими росинками на листе подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатилась на тропинку, которая привела меня к вам.

Учитель: Но почему же ты плачешь?

Капелька: Как же мне не плакать? Все мои братья и сестры остались на листе подорожника, а я осталась одна. У меня нет друзей и некому мне помочь. А значит, я никогда не смогу попасть домой.

Учитель: Не плачь капелька, мы тебе поможем. Наши дети умеют дружить и природу любить. Они много знают и в трудную минуту не сробеют. Ну что, принимаешь нашу помощь? Тогда садись, а мы будем помогать.

- Отгадайте загадки.

Меня ждут, не дождутся,
А как завидят, разбегутся. (Дождь).

Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег).

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем -
Ищем, ищем, не найдем. (Роса).

Рыбам в зиму жить тепло,
Крыша - толстое стекло. (Лед).

- В каких трех состояниях бывает вода?

- Какими свойствами обладает вода?

- Какого цвета вода?

- Есть ли у воды запах?

- Ребята, сейчас мы проверим, всё ли вы знаете об экосистеме водоемов. Если вы согласны с высказываниями, то ставите плюс. Если не согласны, то ставите минус.

Тест.

  1. Планктоном называются крошечные растения и микроскопические организмы, которые плавают недалеко от поверхности воды и служат пищей многим морским животным.
  2. Бентос - это мелкие организмы, плавающие в воде.
  3. Экология - это наука, которая изучает животный мир.
  4. Активно плавающие животные, обитающие в толще воды и способные перемещаться на значительные расстояния, называются нектон.
  5. Вода бывает в двух состояниях: жидком и твердом.
  6. Пруд - искусственный водоем созданный человеком.
  7. У животных водоемов присутствуют жабры.
  8. Реки могут обмелеть, потому что много воды уносят в море.
  9. Вода занимает 2/3 поверхности Земли.
  10. Вода дает электричество в дома.

(входит медвежонок)

- Что с тобой случилось бедолага? Где ты так поранил свою лапу?

Медвежонок:

Шел я к речке, чтоб напиться,
На стекляшку наступил,
Мне она вонзилась в лапу,
Так, что я заголосил,
Видно, кто-то отдыхал тут
И бутылку здесь разбил.
Отдохнув, пошел он дальше,
А осколки острые убрать забыл.
Много крови потерял я,
Лапа сильно так болит,
А теперь хожу, ищу я,
Кто бы лапу полечил.

Учитель: Никуда медвежонок, тебе ходить больше не надо. Ты нашел, кого искал. Наши ребята-друзья природы, птиц и зверей, они помогут тебе.

(дети собирают рассыпанный мусор)

- Ребята, давайте, и мы поможем охранять водоемы. Для этого создадим проекты плакатов запрещающих засорять водоемы и берега.

(дети делятся на три группы и создают свои проекты плакатов. После окончания работы, каждая группа защищает свой проект).

Учитель: Попутешествовала с нами Капелька и теперь ей пора возвращаться домой, а помогут ей найти свой путь ваши сочинения “Путешествие Капельки”.

(несколько детей зачитывают свои мини-сочинения).

5. Обобщение.

Ученик:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница наша вода!

6. Итог урока.

- Что понравилось на уроке?

- Что запомнилось?

Литература

  1. Шпотова Т. В. “Игровая экология” Обнинск, ЦЭО, 1997г.
  2. Газета “Начальная школа” №20- 2001г.
  3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л.А., “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников”. Москва 2005г.