Цели:
- Познакомить с эпохой царствования Петра Великого, с его преобразованиями.
- Продолжать обучать приёмам самостоятельной работы с книгой.
- Активизировать мыслительную деятельность младших школьников, развивать навыки анализа.
Оборудование:
- настенная физическая карта России;
- учебник М.Т. Студеникина “История России” для 4 класса;
- учебное пособие О.Ф. Кунгуровой “Пишу историю” для 3-5 классов;
- карточки с деталями и пояснениями к ним;
- рисунки детей художественной школы о преобразованиях Петра I;
- портрет Петра I;
- тетради по истории;
- ребус, кроссворд.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Оргмомент. | Прозвенел звонок. Внимание! Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. |
Проверяют готовность к уроку |
II. Повторение пройденного материала. | Начнем урок с разгадывания ребуса: И 100 *3Я - Какое слово зашифровано? - Нужна ли вам история? Зачем? - Вспомним слова известного историка Н.М.Карамзина: “Знать и познавать историю своей страны нужно каждому самому простому человеку …Знания о том, как жил и боролся со всякими бедами, чему радовался наш народ, помогают лучше осмыслить и понять, оценить нашу современную жизнь” - В ходе урока, при повторении изученного нами материала, мы разгадаем кроссворд, в котором спряталось ключевое слово темы нашего урока. Мы знаем, что в истории нельзя ничего выдумывать, нужно исследовать и познавать. Под № 1 спряталось слово, которое обозначает науку, изучающую историю древних народов по остаткам их деятельности. Что это за наука? - Посмотрите на эти даты. Какие события происходили ? 1613 г. – 1613 – 1645 гг. – 1645 – 1676 гг. – 1667 – 1670 гг. – Под цифрой 2 спряталось слово объединяющие эти даты. - Какое слово объединяет все эти даты? - Что такое “век”? - Под №3 спряталось отчество Михаила Романова. - Под № 4 спряталось отчество Алексея Романова. - Под №5 спряталось название войны. - Посмотрите на даты. Какая цепочка лишняя? Почему? - Посмотрите внимательно, какой даты не хватает? - Под №6 спряталось название этого времени. Как оно называлось? - В конце XVII в свое самостоятельное правление начал младший сын Алексея Михайловича. Под №7 спряталось его имя. - Давайте вспомним о детстве Петра I. - Хорошо, продолжим работать дальше. Сейчас вы вставите пропущенные цифры и слова в текст (записан на доске). ПетрI родился во второй половине____века. После смерти Алексея Михайловича правили царь______и царица________. Увлечения Петра: игры с потешным в_____, плавание на______. Из участников военных игр 15-летний Петр составил два потешных полка ______ и ______. Назвали их так по дворцовым______. Позже они станут первыми полками русской___. - Молодцы, вы хорошо помните материал прошлых уроков |
Разгадывают ребус. Формулируют свою точку зрения Разгадывают кроссворд Археология Начало правления династии Романовых Царствование Михаила Романова Царствование Алексея Романова Восстание под руководством Степана Разина век Федорович Михайлович крестьянская 1667- 1670 гг. Идёт речь не о царствовании рода Романовых. 1605- 1613гг. смутное Петр I Учащиеся рассказывают. Работают фронтально. |
III. Сообщение темы урока. | -Давайте посмотрим на наш разгаданный
кроссворд. Какое слово появилось? - Кто знает, что означает слово “реформы”? - Посмотрим в толковый словарь и прочтем (на доске карточка): Реформы – это преобразование, изменение, переустройство чего-либо. - Тема нашего урока “Преобразования Петра 1”. Откройте тетради, запишите число, тему урока и новое слово со значениями. |
Записывают в тетради |
IV. Работа над новым материалом | Мы знаем, что с конца XVII века Петр I начал
править Россией самостоятельно. Он часто бывал в
Немецкой слободе и слышал очень много
интересного о жизни людей в Европе и понял, чтобы
изменить жизнь в России, надо всем русским людям
учиться новому. Петр I поехал в Европу учиться
корабельному и артиллерийскому делу. Первой
страной, куда он отправился под именем
бомбардира Петра Михайлова, стала Голландия
(Нидерланды) (учитель показывает на карте). В
Голландии Петр обучился корабельному
мастерству. Труд Петра иностранцы высоко
оценили, выдав аттестат (документ), что Петр
Михайлов “был прилежным и разумным плотником”.
Вернувшись из заграницы Петр I стал устраивать
новые порядки. Об этом мы узнаем из статьи
учебника “Новые порядки Петра” (с.61). Откройте
учебники, прочитайте про себя статью, выделите
новшества, которые ввел Петр, а потом мы запишем
их в тетрадь - Какие новшества ввел Петр I (учитель делает записи на доске и сопровождает иллюстрациями)? 1. Бритье бороды. 2. Ношение европейских платьев. 3. Обучение знатных людей новым правилам поведения. 4. Обучение детей иностранным языкам. 5. Введение общественного собрания – ассамблеи. Посмотрите, сколько нового появилось в России при правлении Петра I. Россия была огромной страной, но люди жили бедно и терпели нужду, поэтому Петр I думал о том, как сделать, чтобы Россия стала богатой и преуспевающей страной. Ведь в России было много неосвоенных земель (показ на карте). Петр I думал об этих землях и издал указ (учитель зачитывает по учебному пособию О.Ф. Кунгуровой “Пишу историю” с.52). Что привело на Алтай русских переселенцев вы узнаете, прочитав текст на с.52 – 53. - Давайте узнаем, были ли найдены такие земли или нет, прочитав донесение И. Максюкова на с.53 – 54 |
Самостоятельно читают учебник
“История России” Студеникина М.Т. стр. 61, делают
пометки в тексте простым карандашом. Формулируют ответ, записывают в тетради Самостоятельно читают текст учебного пособия О.Ф. Кунгуровой “Пишу историю” стр. 52-53, отвечают на вопрос. Ученики читают вслух, формулируют ответ. |
V. Итоги урока | Конечно, это не все реформы и новшества,
которые произошли во время правления Петра I, на
следующих уроках мы продолжим с ними знакомиться
и увидим сколько много сделал для России Петр I. - Какие у вас есть вопросы? |
Слушают учителя, задают вопросы |
VI. Домашнее задание | Прочесть текст учебника “История России” с.56 – 66. Подготовить рассказ о преобразованиях Петра I. Желающим нарисовать рисунок | Записывают в дневник, задают уточняющие вопросы |