Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с главной рекой нашего города; закрепить понятия: река, исток, устье, дельта, притоки, речная система, речной бассейн.
- Развивающая: продолжить развитие умения работать с картами, схемами, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, стимулировать любознательность.
- Воспитательная: формирование любви к природе, к России, к своему городу; содействовать развитию умения общаться между собой;
Оборудование: карта Санкт-Петербурга, схема р.Невы <Рисунок1>, физическая карта России, фрагмент к/ф “Нева”, карточки-задания, дополнительный материал о Неве, схема метрополитена <Рисунок2>.
Форма урока: работа в группах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
План урока.
I. Организационная часть: название темы урока, формулировка целей урока.
II. Закрепление основных понятий: река и элементы речной системы.
III. Итоги урока.
Ход урока
Учитель. Мы живем в удивительном и прекрасном городе Санкт-Петербурге. Чем же все-таки удивителен Санкт-Петербург? Почему, увидев однажды, его уже не забудешь никогда? Почему его не спутаешь ни с каким другим городом? Да потому, что он имеет свое неповторимое, удивительное “лицо”, свой удивительный, неповторимый характер. Он необыкновенно, сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостеприимен, необыкновенно богат и талантлив.
Если бы мы смогли подняться над городом, то сразу увидели бы, в чем же заключается его “необыкновенность”. Пока гуляешь по городу, то больше обращаешь внимание на удивительные дома, дворцы, соборы и не всегда замечаешь, что рядом плещется вода. С высоты же очень хорошо видно, что Санкт-Петербург можно назвать городом рек и каналов.
А самая главная река – это, конечно, Нева.
Тема нашего урока: Невы державное теченье. Мы познакомимся с главной рекой нашего города, закрепим и обобщим знания по теме: “Элементы речной системы” на примере реки нашего города - Невы. Работать будем в группах.
Фрагмент к/ф “Нева”.
Учитель: Что такое река?
Ученик: Река – поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом реки.
Учитель: Правильно. Вспомните, часто наш город называют “Городом над Невой, Городом на Неве”. А еще говорят – “Невские берега, Невские просторы”... Продолжите перечень слов, связанных с Невой.
(Каждая группа продолжает и за правильный ответ получает 1 жетон: Невская вода, Невский ветер, Невское время, Староневский проспект).
Учитель: А что означает слово “Нева”? Почему река нашего города носит такое название?
Задание 1. Происхождение названия реки (1 жетон). Идет обсуждение задания в группах. Одни ученые полагают, что “не” значит “новая”, а “ва” - вода. Другие переводят это название иначе: “текущая среди мхов река”. Третьи: название связано с озером “Нево”, так раньше называли Ладожское озеро).
Учитель: Все три гипотезы являются верными и говорят нам о происхождении названия: молодая река, текущая среди мхов; река, вытекающая из озера Нево.
Если рассматривать город с высоты, Нева похожа на склоненное дерево: ее русло будто ствол, притоки – ветки и сучья, дельта – крона.
Задание 2. Рассмотрите схему реки и подпишите элементы речной системы (2 жетона).
Исток, устье, русло, приток, рукав, дельта – учащиеся подписывают на схеме элементы речной системы.
Задание 3. Дайте определения географическим терминам (каждая группа дает определения двум терминам и показывает на карте. За каждый правильный ответ 1 жетон).
Группа 1.
1. Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле. Исток реки Невы – Ладожское озеро.
2. Русло - самая низкая часть речной долины, по которой проходит сток воды.
Группа 2.
1. Устье – место впадения реки в другую реку, море, озеро, водохранилище. Устье реки Невы – Финский залив.
2. Приток – водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому. Крупнейшие притоки Невы: Охта, Ижора, Тосна, Мга, Мойка и др.
Группа 3.
1. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельту Невы образуют рукава: первый рукав – Невка, которая растекается на Большую, Среднюю и Малую. А “главная” Нева разделяется на Большую Неву и Малую Неву.
2. Протока – река, вытекающая из реки и опять впадающая в нее. Фонтанка – протока Невы. Она вытекает из Невы и снова в нее впадает.
Учитель: У Невы есть исток, устье, притоки, как у других рек. Нева – одна из многих тысяч рек. Одна из многих, но не такая, как многие. Нева – река необычная. В чем же ее необычность?
Задание 4. Необычность реки (обсуждение в группах, 2 жетона).
Материал для справки. Необычность реки.
Короткая река, 74 км от истока до устья, но многоводная. Относится к большим рекам по площади бассейна – 218 000 км2. Не мелеет летом и не разливается весной. Сток воды регулирует Ладожское озеро. На реке 2 ледохода: невский и ладожский. Больше времени свободна ото льда, чем другие северные реки. Молодая река – 2 500 лет.
Учитель: Нева еще и удивительная красавица. Ранним утром в лучах восходящего солнца розовеют ее воды, легкий туман парит над рекой… днем быстрая рябь свинцовых вод разбивается о гранитные берега. В сумерках Нева пепельно-серая, загадочная. В течение суток Нева разная.
Следующее задание состоит из разных вопросов не только по содержанию, но и по сложности.
Задание 5. Калейдоскоп. Три рубрики с вопросами (заранее оформленный стенд). Каждый учащийся имеет право выбирать любой вопрос.
I рубрика – географические термины (1 жетон).
1. Что такое река?
2. Что такое речной бассейн?
3. Что такое половодье?
4. Что такое речная система?
II рубрика – Нева в цифрах (2 жетона).
1. Какова длина реки от истока до устья и в черте города? (74 км., 32 км.)
2. Какова максимальная ширина реки и где? (1250 м. у Невских ворот)
3. Какова минимальная ширина реки и где? (210 м. Ивановские пороги)
4. Какова наибольшая глубина реки и где? (24-25 м. у Арсенальной набережной)
III рубрика – пестрые вопросы (3 жетона).
1. Сколько ледоходов бывает на Неве? (два: в конце апреля – невский ледоход; через неделю-другую – ладожский).
2. Почему вода в Неве всегда холодная? (Вода поступает из Ладожского озера. Оно глубокое, вода не успевает прогреться летом).
3. Какого цвета невская вода и чем она славится? (Желтоватая окраска от присутствия в ней веществ органического содержания. Вода мягкая, содержит мало солей магния, кальция, насыщена кислородом).
4. Экскурсионный теплоход из Кронштадта плывет в Санкт-Петербург. В какую Неву он попадет? (В Малую Неву, здесь оборудован речной вокзал).
5. Когда и где Нева течет над головами горожан? (Там, где под Невой проложены линии метрополитена, между станциями: Чернышевская - Площадь Ленина, Невский проспект - Горьковская, Гостиный двор - Василеостровская).
Учитель: Мы много узнали о Неве. Давайте теперь совершим теплоходную прогулку по Неве – это старинная городская традиция (обычай, передающийся от одного поколения к другому).
Плещется за бортом вода, обдувает пассажиров свежий невский ветер, открывается перед их глазами прекрасная панорама:
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами… (А.С. Пушкин)
Каждая группа путешествовала по Неве (опережающее задание на выбор учащимся).
Задание 6. Путешествие по Неве (5 жетонов).
Группа 1. Перечислите, что можно увидеть на Неве и ее берегах?
Группа 2. Под какими мостами вы проплывали?
Группа 3. Путешествие по Неве вглубь России. Какие реки впадают в Неву?
Учитель: Много увидели мы во время теплоходной прогулки: и рукава Невы, и притоки, дворцы и мосты. Давайте посмотрим, насколько вы были внимательны во время путешествия.
Задание 7. Третий лишний (1 жетон). Каждая группа получает задание. Надо найти лишний объект и объяснить почему.
1. Большая Нева, Малая Невка, Нева (Нева – главная река).
2. Охта, Фонтанка, Ижора (Фонтанка – протока).
3. Ижора, Тосна, Охта (Охта – правый приток Невы).
4. Волхов, Мга, Свирь (Мга – приток Невы).
5. Кировск, Шлиссельбург, Выборг (Выборг – находится не на Неве).
6. Невский проспект, монастырь А. Невского, Старо-Невский проспект (Старо-Невский проспект – название произошло от Невы).
Учитель: Нева – труженица и кормилица, величавая и державная, красивая и удивительная, царственная.
Задание 8. Составить синквейн реки (5 жетонов)
Название темы (1 существительное).
Образная характеристика (2 прилагательных).
Действия, которые характерны для объекта (2-3 глагола).
Чувство, которое рождает изучаемый объект у тебя лично (1 предложение).
Повторение сути (существительное, синоним п.1).
Каждая группа выступает с творческим заданием (синквейн – образная характеристика)
Река.
Молодая, красивая.
Течет, плещется, украшает.
Нева – удивительная красавица, хочется беречь ее.
Труженица.
Учитель: Давно стихами говорит Нева. Давайте прочитаем стихи о Неве.
(Каждая группа готовила стихотворения о Неве). Учащиеся читают стихи.
Учитель: Лучше всего о Неве сказал А.С. Пушкин. (к/ф “О Неве”). Именно сочетание громад дворцов и башен с державным простором Невы придает городу эту спокойную торжественность, гармоничность, неповторимость.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги урока (подсчет жетонов). Что вы узнали на уроке? (знаем, умеем). Какой этап урока вам больше всего понравился?
За урок все учащиеся получают по одной оценке.