Итоговый урок по теме "Архимедова сила. Плавание тел"

Разделы: Физика


Цели:

  • Обучающие: систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме; проверить усвоение и качество знаний.
  • Развивающие: способствовать практической направленности знаний физических законов и формирование умений в их применении в самостоятельной исследовательской работе и в решении задач; развитие мышления, умения анализировать и делать выводы.
  • Воспитательные: развитие навыков коллективной работы, умений общаться и тактично относиться друг к другу.

Подготовка к уроку:

1. Таблица плотностей у каждого на парте ( Сборник задач по физике Лукашик В. И. )

2. Правильные ответы на доске для второго этапа работы.

3. Задание для 3- х уровневой работы на четвертом этапе урока на доске.

4. На столах у учащихся: проверочный тест(каждому), приборы и материалы для творческой работы на третьем этапе ( на группу), лабораторная тетрадь, цветные ручки и карандаш.

На доске эпиграф:

“Физика – это наука понимать природу”. Э. Роджерс

Ход урока

1. Фронтальное повторение материала

  1. Кем и когда было установлено существование выталкивающей силы?
  2. Что называется выталкивающей силой?
  3. Куда она направлена?
  4. От чего зависит выталкивающая сила?
  5. Какими способами можно определить архимедову силу?
  6. Чему численно равна сила Архимеда?
  7. Как читается закон Архимеда?
  8. Что изменяется у тела, если на него действует сила Архимеда?
  9. Какими способами можно определить объем тела?
  10. Как можно найти вес тела?
  11. Назовите условия плавания тел.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверочный тест “Хорошо ли мы знаем силу Архимеда?”

(Приложение 1.)

1 – 4 блоков заданий – каждому ученику выдается 1 блок заданий, в котором проставляются ответы “да” или “нет”. Учащиеся выполняют работу самостоятельно, затем проверяют друг у друга результаты по образцу, записанному с противоположной стороны доски и выставляют взаимооценки ( в/о).

3. Творческая лабораторная работа (Приложение 2)

Выполняется 10 вариантов заданий группами по 2 – 3 человека.

По критериям учителя учащиеся ставят себе отметки ( самооценка) с/о; группа оценивает каждого за вклад в работу группы о/г ( оценка группы). По одному человеку от каждой группы обобщают результаты работы и объявляют, какой вывод был сделан в результате работы.

4. Решение задач

Индивидуальная трехуровневая работа. [3]

На доске записаны задания для 1, 2 и 3 уровня.

1 уровень(средний)
2 уровень (достаточный)
3 уровень ( высокий)

По мере решения, задачи проверяются и оцениваются.

5. Итоги урока

Мы повторили тему “Архимедова сила и плавание тел”, проверили свои знания по данной теме, выполнив сначала тест, затем, проведя творческие исследовательские лабораторные работы, решили задачи 3– х уровней сложности. Оцените свою работу за урок. Если вы усвоили материал, уверенно в нем ориентируетесь, то поставьте себе “пять”. Если материал понятен, но в работе допускались некоторые ошибки. То – “четыре”. Если материал усвоен слабо, то “три”.

6. Рефлексия

Кто поставил себе “пять” или “четыре”? Чем вы удовлетворены на уроке, почему? Что вам понравилось? Чем вы неудовлетворенны, почему?

7. Задание на дом:

Составить кроссворд по теме “Архимедова сила и плавание тел”.

Литература:

  1. А. В. Перышкин,Н. А Родина “Физика 7”,“Просвещение”,Москва 1997
  2. “Я иду на урок физики” часть 3 . Библиотека “Первого сентября”,Москва 1999
  3. Л. А. Кирик “Самостоятельные и контрольные работы” Физика 7. “Илекса” Москва 2002